Дело №2а-1191/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2020 г. г. Тамбов
Советский районный суд г. Тамбова в составе:
Федерального судьи Морозова А.В.
при секретаре Мироновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Тамбов-БизнесСтрой» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявление к ООО «Тамбов-БизнесСтрой» о признании незаконным бездействия: Обязать ООО «ТамбовБизнесСтрой» провести 1 измерение уровня шума для завершения инструментальных измерений; доработать проект в соответствии с результатами натурных исследований и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в срок до 01.09.2020.
В заявлении указали, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области были проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия население.
При рассмотрении 23.12.2019 в 10 ч. 00 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Тамбовской области информации об исполнении предписания -П от 29.11.2017 обнаружено, что п. -П от 29.11.2017 со сроком исполнения до 01.12.2019 не выполнен, а именно: на предприятии не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.1, 3.1, 5.3, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данные нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 23.12.2019; предписанием -П от 29.11.2017, ответом на предписание -П от 29.11.2017. Постановлением по делу об административном правонарушении мирового суда Советского района Тамбовской области от 13.01.2020 ООО «ТамбовБизнесСтрой» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ признано виновным и назначен административный штраф в размере 10000 рублей. До настоящего времени выявленные нарушения санитарного законодательства не были устранены.
В ходе рассмотрения дела Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области уточнила исковые требования в которых просили: провести лабораторное исследование по параметрам негативного воздействия на окружающую среду - 1 измерение уровня шума на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке в соответствии с требованиями п.п. 2.12, 4.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не позднее 25.12.2020; доработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с результатами натурных исследований и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» до 01.06.2021; подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в срок до 01.10.2021.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области не явился, в своем заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО «ТамбовБизнесСтрой» в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что предписанием -П от 29.11.2017 г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ООО «ТамбовБизнесСтрой» было предписано провести на предприятии мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.1, 3.1, 5.3, 4.5 СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Ответом на предписание -П от 29.11.2017 с исх. от 29.11.2019 г. ООО «ТамбовБизнесСтрой» в адрес Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области сообщило о частичном исполнении требований предписания -П от 29.11.2017 г. и о необходимости выполнить 1 измерение уровня шума, далее на проект окончательной санитарно-защитной зоны будет необходимо получить экспертное заключение, определить координаты характерных точек границ санитарно-защитной зоны в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с «Правилами установления санитарно-защитной зоны». Также просили продлить срок исполнения до мая 2020 г.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения санитарного законодательства устранены не были, поскольку в адрес Управления не было направлено писем об установлении окончательной санитарно-защитной зоны, таким образом пункт 1 Предписания -П от 29.11.2017 г. не исполнен.
Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).
Статьями 41 и 42 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Реализация указанных конституционных прав не возможна без обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, определенного в статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы.
Согласно пункту 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Исходя из ответа (исх. № 373 от 29.11.2019) на предписание -П от 29.11.2017 для завершения инструментальных измерений осталось выполнить 1 измерение уровня шума, что соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части определения окончательного размера санитарно-защитной зоны.
Далее необходимо доработать проект в соответствии с результатом натурных исследований и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границей санитарно-защитных зон», а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение Глазного государственного санитарного врача по Тамбовской области об установлении санитарно-защитной зоны.
В силу статьи положений статьи 20 Закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Так, согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Как следует из п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления унитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенные в границах санитарно-защитных зон. Данные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. № 14 «О введении в действие санитарных правил» утвержден СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Указанные санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Согласно Федеральном закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Поскольку данные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, это обуславливает социальную значимость искового заявления и необходимость принудительного выполнения требования, заявленного в данном иске. Круг лиц, чьи права нарушены, невозможно индивидуализировать и привлечь к участию в деле.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в том числе, полномочия по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Согласно п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 6 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица территориального органа Роспотребнадзора при исполнении своих служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право получать от органов местного самоуправления на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На основании пункта 2 ст. 50 указанного Закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 723) Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
К полномочиям Территориального отдела в соответствии с Положением относится применение в порядке установленном законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших нарушения, предъявление исков в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного крута лиц. С целью реализации полномочий должностные лица Территориального отдела имеют право давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе, о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и о возложении на ООО «ТамбовБизнесСтрой» обязанности провести лабораторное исследование по параметрам негативного воздействия на окружающую среду - 1 измерение уровня шума на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке в соответствии с требованиями п.п. 2.12, 4.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не позднее 25.12.2020; доработать проект санитарно-защитной зоны в соответствии с результатами натурных исследований и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» до 01.06.2021; подать заявление об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в срок до 01.10.2021, поскольку в срок, установленный предписанием -П от 29.11.2017, его требования выполнены не были, доказательств обратного суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░»:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 2.12, 4.1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2007 ░. № 74 «░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.2.1/2.1.1.1200-03 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 25.12.2020;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 3 ░░░░░ 2018 ░. № 222 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░» ░░ 01.06.2021;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2021.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░