Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Домодедово 26 июля 2022 г.
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре Никитине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3317/2022 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Домодедово Московской области к Терентьеву Михаилу Викторовичу о взыскании недоимки по налогам, пени
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, поскольку у последнего образовалась задолженность по
- транспортному налогу за налоговый период 2019 года в размере 28615 руб. и пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 259,44 руб.;
- налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года в размере 10124 руб. и пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91,79 руб.;
- земельному налогу за налоговый период 2019 года в размере 750 руб. и пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6,80 руб.;
- земельному налогу за налоговый период 2019 года в размере 5303 руб. и пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48,83 руб.;
- пени, начисленные органом, в связи с неуплатой транспортного налога, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3974,57 руб.;
- пени, начисленные органом, в связи с неуплатой земельного налога, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21,42 руб.;
- пени, начисленные органом, в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 262,84 руб., в общей сумме 49457,69 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. Инспекция направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку сумма налога не была уплачена в добровольном порядке, ИФНС сформировала и направила в адрес административного ответчика требования:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой в установленный срок, административный истец начислил пени. Далее ИФНС России по <адрес> обратилась за взысканием задолженности в судебном порядке, путем подачи заявления о вынесении судебного приказа. Поскольку судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен, административный истец обратился в суд с указанными требованиями.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 10).
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год. Статья 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О транспортном налоге в <адрес>» устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицам, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Судом установлено, что ФИО1 в налоговый период 2019 г. являлся собственником следующих транспортных средств:
- МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 515 CDI, г.р.з. №, сумма налога – 6 000 руб.;
- ГАЗ 3302, г.р.з. №, сумма налога 4 240 руб.;
- АУДИ Q7, г.р.з. №, сумма налога 18 375 руб.
В соответствии с положениями главы 31 НК РФ земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении и введении в действие земельного налога», установлены ставки земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог.
На основании п. 1 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пунктам 12-13 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Указанные сведения представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра
Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от ДД.ММ.ГГГГ №-введен в действие налог на имущество физических лиц, определяются ставки, порядок и сроки уплаты данного налога. В соответствии с п.1 ст.1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения согласно ст.2 Закона являются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение.
Согласно п. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, следовательно, налоговый периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого имущественного объекта как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 5 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами самостоятельно на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет на территории Российской Федерации.
Судом также установлено, что ФИО1 в налоговый период 2019 г. принадлежали следующие объекты недвижимости:
- земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> <адрес> (кадастровый №) – сумма налога 750 руб.;
- земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> ( кадастровый №) – сумма долга 5 303 руб;
- жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый №) – сумма налога 829 руб.;
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 вышеуказанные суммы транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц не оплачены, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пеней, расчет которых произведен правильно.
ИФНС России по <адрес> в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17) и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженностей по налогам и пени (л.д. 27-28).
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по налогам с административного ответчика отменен на основании определения мирового судьи 33 судебного участка Домодедовского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49).
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств уплаты ФИО1 транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц в полном объеме и принятия инспекцией мер принудительного взыскания с административного ответчика за испрашиваемые налоговые периоды сумм задолженности по налогам, на которые были начислены пени, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания:
- пени, начисленных органом, в связи с неуплатой транспортного налога, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3974,57 руб.;
- пени, начисленных органом, в связи с неуплатой земельного налога, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21,42 руб.;
- пени, начисленных органом, в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 262,84 руб., в общей сумме 49457,69 руб.
Кроме того, административное исковое заявление налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
В ходатайстве административный истец в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд ссылался на нормативные положения статьи 48 Налогового кодекса РФ, а также указывает, что отказ в восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением на взыскание налога повлечет нарушение прав на поступление в бюджет налогов и, как следствие, приведет к неполному его формированию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
В любом случае, выводы об этом в решении суда должны быть надлежащим образом мотивированы (статья 180 КАС РФ), соответствовать установленным по делу обстоятельствам и подтверждаться объективными доказательствами, представленными в материалы административного дела (статьи 84 КАС РФ).
Между тем, в заявлении административным истцом не приведены причины пропуска срока обращения в суд и не указано на их уважительность. Причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд своевременно после получения определения об отмене судебного приказа, административным истцом не приведено.
Собранные по настоящему административному делу доказательства, оцениваемые судом в их совокупности, об уважительных причинах пропуска налоговым органом срока обращения в суд не свидетельствуют, а приведенные административным истцом обстоятельства основанием для его восстановления не являются.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительным причинам, не имеется.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции РФ), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, пени в настоящем деле у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░1 (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 28615 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 259,44 ░░░.;
- ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10124 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 91,79 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 750 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 6,80 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5303 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 48,83 ░░░.;
- ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 3974,57 ░░░.;
- ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 21,42 ░░░.;
- ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 262,84 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░ 49457,69 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░