Дело №2а-157/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Крутиха 29 сентября 2023 г.
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Торопицыной И.А.,
при секретаре Барминой Е.А.,
с участием прокурора Капраловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Крутихинский район Алтайского края в лице администрации Крутихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Крутихинский район Алтайского края в лице администрации Крутихинского района Алтайского края, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлено, что электроустановки (энергоприемники) котельных: в <адрес>, пер.Пожарный, 9а, Н1, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в.Боровое (без адреса), не оборудованы резервными источниками электропитания, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг в <адрес>.
Решениями Крутихинского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №№, дано согласие на передачу в собственность муниципального образования Крутихинский район зданий котельных Волчно-Бурлинского, Долганского, Заковряшинского, Маловолчанского, Новодубровского, Подборного, Прыганского сельсоветов.
Администрацией района с целью обеспечения тепло- и водоснабжения в районе создано МКП «Коммунальщик».
Постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ движимое и недвижимое муниципальное имущество, предназначенное для целей тепло- и водоснабжения было передано на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоресурс».
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Теплоресурс» здания котельных были переданы по договору аренды МКП «Коммунальщик».
Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя главы района было внесено представление, в котором указывалось на необходимость оборудовать резервными источниками электропитания вышеуказанные котельные.
Требования прокурора до настоящего времени не выполнены.
Между тем отсутствие резервных источников электропитания котельных, в случае прекращения подачи электроэнергии, особенно в зимний период, может привести к размораживанию жилых домов, социальных объектов, теплоснабжение которых обеспечивается от котельных.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.ст.1, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.1,4 ч.1, ч.1.1 ст.6, п.п.4, 8 ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.4 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п.п.1.2.7, 1.2.18, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утв.Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, п.п.1.3, 8.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв.Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, п.п.1.12, 14.2 СНиП П-35-76 «Котельные установки», истец просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выраженное в непринятии мер по оборудованию резервными источниками питания котельных, расположенных в <адрес>, пер.Пожарный, 9а, Н1, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес>, котельной, расположенной в <адрес> (без адреса).
Возложить на администрацию <адрес>, обязанность по оборудованию резервными источниками питания котельные, расположенные по вышеуказанным адресам в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> (без адреса).
В судебном заседании заместитель прокурора Крутихинского района Алтайского края Капралова Н.А. на удовлетворении административных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, уточнила требования в части срока оборудования котельных резервными источниками питания – в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации Крутихинского района Алтайского края глава района Озерова Е.П., в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала об обоснованности заявленных прокурором требований, дело просила рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заинтересованного лица МКП «Коммунальщик» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1, пп. «г, ж» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Исходя из п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).
В силу пп. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории сельского поселения, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, котельные, расположенные на территории <адрес> в: <адрес>, в <адрес> в <адрес> в <адрес>, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию <адрес>.
Администрацией района с целью обеспечения тепло- и водоснабжения в районе создано МКП «Коммунальщик».
Постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ движимое и недвижимое муниципальное имущество, предназначенное для целей тепло- и водоснабжения было передано на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоресурс» (л.д. 10-17).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Теплоресурс» здания котельных были переданы по договору аренды МКП «Коммунальщик» (л.д. 18-23).
Согласно п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В соответствии с пп. 1.2.17, 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 г. № 204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В силу пп. 14.1, 14.2, 1.12 Строительных норм и правил СНиП II-35-76 «Котельные установки», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. № 229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок. Котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
В п. 4.8, 16.1, 16.7, 19.1 Свода правил СП 89.13330.2012 СНиП II-35-76 «Котельные установки». Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 281 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные. Электроснабжение котельных должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю. Электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115 °C, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относятся по условиям электроснабжения к первой категории. Котельные, сооружаемые в Северной строительно-климатической зоне, относятся к первой категории, независимо от категории потребителей тепловой энергии, по надежности теплоснабжения.
Из приведенных выше нормативных правовых актов следует необходимость и обязанность установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельных.
Между тем электроустановки (энергоприемники) котельных: в <адрес>, пер.Пожарный, 9а, Н1, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в.Боровое (без адреса), не оборудованы резервными источниками электропитания, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг в <адрес>.
Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя главы района было внесено представление, в котором указывалось на необходимость оборудовать резервными источниками электропитания вышеуказанные котельные (л.д. 6-9).
Требования прокурора до настоящего времени не выполнены.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований, с учетом их уточнения, в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.333.36 Налогового кодекса РФ по данному административному делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░.░░░░░░░░, 9░, ░1, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░ ░░░.░░░░░░░░, 9░, ░1, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░