Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-12001

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Туктамышевой О.В. и Ровенко П.А.

при секретаре Малявиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жилищного кооператива «Светла-17» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признаний незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности по апелляционной жалобе ЖК «Светла-17» на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 октября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя административного истца Смольского А.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Приморскому краю Пармеевой А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Жилищный кооператив «Светла-17» обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 18 февраля 2017 года общим собранием членов ЖК «Светла-17» принято решение о передачи в собственность ЖК «Светла-17» нежилых помещений в цокольном этаже дома <адрес> 101,6 кв.м., 33,0 кв.м., 13,10 кв.м., а также мансардных помещений, общей площадью 172,8 кв.м.

21 февраля 2017 года представитель ЖК «Светла-17» через Отделение № 5 МКУ МФЦ ВГО обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности (перехода права) в отношении указанных объектов недвижимости. 6 июня 2017 года Управлением Росреестра по Приморскому краю вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». С данным отказом административный истец не согласен, поскольку административный ответчик в качестве одной из причин, препятствующих регистрации, ссылается на особенности правового регулирования ТСЖ, которые не имеют правового значения, так как заявителем является Жилищный кооператив, а не Товарищество собственников жилья. Кроме того, административный ответчик ссылается на ограничения (запреты), установленные судебными актами в отношении указанного имущества. Между тем, данные ограничения прекращены. Отсутствие ограничений прав и обременений объектов недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРН от 19 апреля 2017. Оспариваемое решение препятствует использованию имущества в гражданском обороте, исполнению уставной деятельности кооператива. Просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю от 6 июня 2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода права) в отношении объектов недвижимости: кадастровый номер № №, общая площадь 174,4 кв.м., этаж цокольный, мансарда, адрес <адрес>, обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности (перехода права) в отношении указанных объектов недвижимости.

Представитель административного истца Смольский А.А. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю Пармеева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку положения ч.4 ст.37 ЖК РФ запрещают собственнику помещения в многоквартирном доме осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, а также отчуждение своей доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома и совершение иных действий, влекущих за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение. Кроме того, на дату принятия решения установленные ограничения в отношении указанных объектов не прекращены.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился Жилищный кооператив «Светла-17», в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что правовые основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 18 февраля 2017 года общим собранием членов ЖК «Светла-17» принято решение о передачи в собственность ЖК «Светла-17» нежилых помещений в цокольном этаже: 101,6 кв.м., 33,0 кв.м., 13,10 кв.м., а также мансардные помещения, общей площадью 172,8 кв.м.

21 февраля 2017 года представитель ЖК «Светла-17» через Отделение № 5 МКУ МФЦ ВГО обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности (перехода права) в отношении объектов недвижимости: кадастровый номер № №, общая площадь 174,4 кв.м, этаж цокольный, мансарда, адрес <адрес>.

Уведомлением от 27 марта 2017 года № 25/001/004/2017-2250 ЖК «Светла-17» сообщено о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п.п. 1,2,5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

6 июня 2017 года Управлением Росреестра по Приморскому краю вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом в обоснование отказа указано на то, что основной целью создания собственниками помещений в многоквартирном доме ТСЖ является эксплуатация комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, указанные нежилые помещения являются общим имуществом в многоквартирном доме, а также на наличие в делах правоустанавливающих документов сведений о наличии запретов и ограничений в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу <адрес>.

На основании ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Как следует из возражений на иск Управления Росреестра по Приморскому краю, в Управлении государственная регистрация прав на спорный объект не проводилась, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в отношения спорного объекта.

Согласно п.1 ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Из пункта 1 ст.36 ЖК РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Жилищного кодекса РФ запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение иных действий, влекущих передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.

Согласно п.2 ст.290 ГК РФ собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

Таким образом, право собственности (доля в праве собственности) на общее имущество жилого дома не подлежит отчуждению отдельно от права собственности на жилые и иные помещения в многоквартирном жилом доме.

Право собственности на общее имущество многоквартирного дома может принадлежать собственникам помещений (как жилых, так и нежилых) в этом доме, но не товариществу собственников жилья или жилищному кооперативу, как юридическому лицу.

Учитывая изложенное, представленный на регистрацию протокол общего собрания членов ЖК «Светла-17» дома <адрес> не является надлежащим документом, подтверждающим переход права собственности к Жилищному кооперативу на указанное недвижимое имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. б ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, поскольку административный истец не предоставил в орган на государственную регистрацию все предусмотренные законодательством документы, по форме и содержанию соответствующие положениям действующего законодательства, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности правильно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.

Доводы жалобы о том, что Росреестр неверно в решении об отказе сослался на правовые положения о товариществе собственников жилья (ТСЖ), в то время как заявителем является жилищный кооператив «Светла-17», обоснованно отклонены судом первой инстанции. При этом, суд верно указал, что ссылка в оспариваемом решении на положения о ТСЖ обусловлена тем, что в самом заявлении о государственной регистрации права в качестве заявителя указано Товарищество собственников жилья «Светла-17». Поскольку в оспариваемом решении имеются и иные законные основания для отказа в государственной регистрации права, то данное обстоятельство не является основанием для признания обжалуемого решения незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное в иске недвижимое имущество не является общим имуществом многоквартирного дома, являются необоснованными, не подтверждены какими - либо надлежащими доказательствами.

Как следует из материалов дела указанные в административном иске нежилые помещения общей площадью 174,4 кв.м., расположенные в цокольном этаже дома, и мансардные помещения, стоят на кадастровом учете как единый объект.

Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что техническое помещение, площадью 101, 6 кв.м., которое согласно решения Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 28.10.2008 года является техническим помещением с инженерными коммуникациями, обслуживающими более одной квартиры, в настоящее время переоборудовано и больше не является техническим помещением, обслуживающим более одной квартиры, административный истец не представил доказательств, свидетельствующих, что данное помещение уже не является общим имуществом многоквартирного дома, и является самостоятельным объектом недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая, что все нежилые помещения стоят на кадастровом учете как единый объект, доказательств того, что указанные нежилые помещения уже не являются общим имуществом многоквартирного дома не представлено, указанные выше доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-17» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-12001/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ЖК "Светла-17"
Ответчики
Упр. Росреестра
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
30.11.2017[Адм.] Судебное заседание
26.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее