Судья Лучник А.В.

№ 33-3364-2021

УИД 51RS0003-01-2021-003894-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

8 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Захарова А.В.

судей

Власовой Л.И.

Муравьевой Е.А.

при секретаре

Сухарской А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2956/2021 по иску Танасенко Наталии Олеговны к Танасенко Олегу Владимировичу о взыскании денежных средств в счет компенсации стоимости доли жилищной субсидии,

по апелляционной жалобе представителя истца Танасенко Наталии Олеговны – Мухохина Дмитрия Александровича на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 9 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., объяснения представителя истца Мухохина Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ответчика Великого Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Танасенко Н.О. обратилась в суд с иском к Танасенко О.В. о взыскании денежных средств в счет компенсации стоимости доли жилищной субсидии.

В обоснование заявленного требования указала, что Танасенко О.В. являлся военнослужащим, при увольнении на основании решения ФГКУ *** Министерства обороны Российской Федерации от _ _ получил субсидию на приобретение или строительство жилого помещения, нормативом общей площади 72,00 кв.м. в размере *** на состав семьи 4 человека (из расчета по 18 кв.м. на каждого члена семьи), в том числе с учетом дочери Танасенко Н.О., супруги - ФИО, сына - ФИО Факт получения указанной субсидии, в которой содержится и доля истца, ответчик от членов семьи скрыл, использовал полученные средства субсидии по своему усмотрению без учета интересов дочери, не обеспечив её жилым помещением.

В результате получения Танасенко О.В. субсидии истец утратила возможность состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку государство исполнило свои обязательства по обеспечению ответчика жильем в составе семьи из 4 человек.

Считая свои права нарушенными, ввиду того, что денежные средства в виде единовременной субсидии для приобретения жилья не являются единоличной собственностью ответчика, поскольку выделялись не только ему, но и всем членам его семьи, включая истца, просила взыскать с Танасенко О.В. в свою пользу в счет компенсации стоимости 1/4 доли от предоставленной жилищной субсидии денежные средства в размере 2 029 903 рублей 20 копеек.

Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Танасенко Н.О. отказано

В апелляционной жалобе представитель истца Танасенко Н.О. – Мухохин Д.А., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510, указывает, что основанием для возникновения права военнослужащего и членов его семьи на получение единовременной субсидии является прохождение гражданином военной службы и принятие его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном государственном органа для получения единовременной выплаты. Поскольку размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения определяется с учетом всех членов семьи военнослужащего, Танасенко Н.О. имеет право на приобретение жилья пропорционально приходящейся на её долю субсидии.

Выражая несогласие с выводами суда о выплате субсидии ответчику, как социальной гарантии именно для военнослужащего, в связи с чем он имеет право на 72 квадратных метра, указывает, что субсидия была выделена ответчику с учетом 18 квадратных метров, приходящихся, в том числе и на совместно проживающую с ним в качестве члена семьи дочь - Танасенко Н.О., то есть по норме предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма на одного человека.

Ссылаясь на положения статей 10, 244, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает не основанным на законе вывод суда первой инстанции о том, что положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ним членов семьи, не предусмотрено выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии, поскольку к спорным отношениям так же подлежат применению нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регламентирующие отношения общей собственности, вопрос о применении которых судом не исследован.

В письменных возражениях представитель ответчика Великий Д.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Танасенко Н.О. и ответчик Танасенко О.В., представитель третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных цитируемым законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, за счет средств федерального бюджета.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 15 вышеуказанного закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона.

Согласно части 16 статьи 15 данного закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (статья 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Предоставленная в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом военнослужащему - гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Анализ приведенных положений статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащим является одной из социальных гарантий, установленной им государством.

Содержание Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.

Таким образом, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи, которые защищены этой гарантией именно при условии их совместного проживания, и их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.

Расчет размера жилищной субсидии производится с учетом количества граждан – членов семьи военнослужащего, а предоставляемая жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, целевое назначение жилищной субсидии не предполагает право членов семьи военнослужащего на получение её части в денежном выражении.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Танасенко О.В. является отцом истца Танасенко Н.О., _ _ _ _ .

Решением ФГКУ *** Министерства обороны Российской Федерации * от _ _ *** Танасенко О.В. и совместно проживающие с ним члены семьи (супруга ФИО, сын ФИО, дочь Танасенко Н.О.) приняты на учет нуждающихся в жилом помещении с _ _ в соответствии с пунктом 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 512 от 29 июня 2011 г.

Заявлением от _ _ , с которым члены семьи военнослужащего выразили согласие, Танасенко О.В. просил изменить форму обеспечения жилым помещением на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на указанные им реквизиты банковского счета.

Решением ФГКУ *** Министерства обороны Российской Федерации * от _ _ Танасенко О.В. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере ***.

Решением ФГКУ *** Министерства обороны Российской Федерации * от _ _ Танасенко О.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенном с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере ***.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований для взыскании с ответчика в пользу истца компенсации доли жилищной субсидии, поскольку данная выплата является одной социальных гарантий, установленных государством именно для военнослужащего, право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим. Кроме того, суд указал, что выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии действующим законодательством не предусмотрено, и предполагается предоставление субсидии на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.

Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оснований для переоценки выводов суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства являются несостоятельными, поскольку обеспечение жильем военнослужащего регулируется исключительно положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с Порядком предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения права собственности установлены статьей 218, в соответствии с которой, в частности, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1); право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2).

Статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности; общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный Министром обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510, не предусматривает обязанность военнослужащего при приобретении жилья с использованием субсидии, выделенной по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», оформлять его на всех членов семьи либо выделять им доли в жилом помещении.

Кроме того, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достоверные доказательства злоупотребления правом со стороны ответчика истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены.

В остальной части доводы апелляционной жалобы в целом повторяют доводы, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом и влияли бы на правильность выводов суда первой инстанции.

Суд первой инстанции верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, с достаточной полнотой исследовал представленные сторонами доказательства, выводы суда подробно мотивированы и основаны на правильном применении норм материального права.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели у неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3364/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Танасенко Наталия Олеговна
Ответчики
Танасенко Олег Владимирович
Другие
Великий Дмитрий Викторович
ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС"
Мухохин Дмитрий Александрович
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Власова Лидия Игоревна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
12.11.2021Передача дела судье
08.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2021Передано в экспедицию
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее