УИД 77RS0016-02-2023-025967-94
Дело № 02а-1685/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2023 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кудрявцевой М.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания фио, с участием представителя истца на основании доверенности фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-1685/2023 по административному иску ОЧУ «Специалист.Ру» к судебным приставам-исполнителям ОСП по адрес №1 фио, фио, ГУ ФССП России по Москве об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов – исполнителей
УСТАНОВИЛ:
ОЧУ «Специалист.Ру» обратилось в Мещанский районный суд адрес с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов - исполнителей к административным ответчикам: судебному приставу-исполнителю фио, судебному приставу-исполнителю фио Отдела судебных приставов по адрес №1 ГУ ФССП России по адрес.
В обоснование административных исковых требований указано, что 16.08.2023 Судебным приставом – исполнителем ОСП по адрес №1 фио было возбуждено исполнительное производство №274219/23/77053-ИП, вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства №77053/23/656817 от 16.08.2023, предметом исполнения являлось взыскание с ОЧУ «Специалист.РУ» (ОГРН 1037701927031) в пользу бюджета адрес государственной пошлины в размере сумма на основании исполнительного документа – исполнительного листа № 02- 0369/379/2023#1 от 04.08.2023, выданного адрес № 379 адрес по делу №02-0369/379/2023, вступившему в законную силу 18.07.2023.
Административный истец (ОЧУ «Специалист.РУ») оплатил государственную пошлину в размере сумма до возбуждения исполнительного производства, что подтверждается платежным поручением №808 от 25.07.2023 (приобщено к материалам дела).
Административным истцом Постановление о возбуждении исполнительного производства №77053/23/656817 от 16.08.2023 было получено 22.08.2023, что подтверждается сведениями портала государственных услуг. 23.08.2023 ОЧУ «Специалист.РУ» обратилось в ОСП по адрес №1 с заявлением о прекращении исполнительного производства, в письменной форме проинформировав судебного пристава – исполнителя фио об оплате гос.пошлины по делу №2-0369, с предоставлением Платежного поручения №808 от 25.07.2023. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
17.08.2023 Судебным приставом – исполнителем ОСП по адрес №1 фио вынесено Постановление об обращении взыскания на ДС, направленное Административному истцу в личный кабинет портала государственных услуг 04.09.2023. Таким образом, указанное Постановление вынесено до истечения 5тидневного срока для добровольного исполнения, установленного частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве», направлено в ОЧУ «Специалист.РУ» после того, как судебным приставам-исполнителям, ведущим исполнительное производство №2742219/23-77053-ИП, было достоверно известно о добровольном исполнении Административным истцом обязанности по оплате гос.пошлины до возбуждения исполнительного производства.
04.09.2023 со счета истца в безакцептном порядке была взыскана сумма в размере сумма, что подтверждается материалами дела.
Истец Постановление об обращении взыскания на ДС получил 18.09.2023, что подтверждается сведениями портала государственных услуг. В эту же дату, 18.09.2023, истец посредством сервисов портала государственных услуг направил в Отдел судебных приставов по адрес №1 ГУФССП России Заявление №2991406944 с требованием о возврате излишне удержанных денег, полученное ведомством 18.09.2023. Указанное Заявление ОЧУ «Специалист.РУ» оставлено без удовлетворения: 25.09.2023 Судебным приставом – исполнителем ОСП по адрес №1 фио вынесено Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) №77053/23/764408 от 25.09.2023.
Также 25.09.2023 Судебным приставом – исполнителем ОСП по адрес №1 фио вынесены Постановления об окончании исполнительного производства №77053/23/762638 от 25.09.2023 и об отмене постановления об обращении взыскания на ДС №77053/23/762635 от 25.09.2023. Однако, по мнению административного истца, содержание указанных Постановлений не соответствует фактическим обстоятельствам: судебным приставом – исполнителем фио проигнорирован факт добровольной оплаты административным истцом гос.пошлины 25.07.2023, то есть до возбуждения 16.08.2023 исполнительного производства.
Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о неправомерности действий и бездействия административных ответчиков, незаконности постановления об обращении взыскания на ДС, незаконности отказа возврата неправомерно взысканной суммы гос.пошлины в размере сумма
Представитель административного истца в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Административные ответчики возражения на заявленные требования не представили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством.
С учетом требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть указанное административное исковое заявление в отсутствие административных ответчиков.
Суд, исследовав материалы дела, пояснения представителя административного истца, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
Учитывая данные конституционные предписания, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам заявители не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые ссылаются как на основания своих требований (часть 2 статьи 62). Данным законоположениям корреспондируют нормы ст. 226 названного Кодекса, возлагающие на лицо, оспаривающее решения, действия (бездействие) органа государственной власти, обязанность доказывания нарушения такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226). Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений.
Действуя во взаимосвязи с приведенными законоположениями, п. 1 ч. 2 ст.227 указанного Кодекса допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 года № 2485-О).
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Основанием для признания постановлений судебного пристава-исполнителя недействительными (незаконными) является одновременно наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 года № 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как взыскателя, так и должника в рамках исполнительного производства.
Указывая на незаконность вынесенного постановления об обращении взыскания на ДС и фактического на основании указанного постановления списания денежных средств со счета ОЧУ «Специалист.РУ», представитель административного истца ссылается на то, что административным истцом требования Постановления о возбуждении исполнительного производства от 16.08.2023 фактически исполнены 25.07.2023, т.е. до его возбуждения, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в ОСП по адрес №1 ГУ ФССП России по адрес находилось исполнительное производство №274219/23/77053-ИП, возбужденное судебным приставом – исполнителем фио на основании исполнительного листа № 02- 0369/379/2023#1 от 04.08.2023, выданного адрес № 379 адрес по делу №02-0369/379/2023, вступившему в законную силу 18.07.2023.
Административным истцом взыскиваемая денежная сумма гос.пошлины в размере сумма была уплачена до возбуждения исполнительного производства №274219/23/77053-ИП, о чем административные ответчики были проинформированы письменно, что подтверждается материалами дела.
25.09.2023 судебным приставом – исполнителем фио вынесены Постановление об окончании исполнительного производства №77053/23/762638 от 25.09.2023, Постановление об отмене постановления об обращении взыскания на ДС №77053/23/762635 от 25.09.2023 и Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) №77053/23/764408 от 25.09.2023.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Неблагоприятные последствия для административного истца выразились в необоснованном увеличении суммы государственной пошлины по делу №02- 0369/379/2023: вместо сумма фактически составила сумма Неблагоприятные последствия для административного истца реализовались из- за бездействия судебных приставов-исполнителей, вынесения ими необоснованного постановления о принудительном взыскании денежных средств, отказе в удовлетворении обоснованной жалобы ОЧУ «Специалист.Ру», а также невозврате необоснованно списанных денежных средств в размере сумма
Учитывая изложенное, суд находит все заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 17.08.2023, об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) №77053/23/764408 от 25.09.2023, вынесены судебным приставом-исполнителем фио в отношении административного истца с нарушением закона, доказательства, подтверждающие, что оспариваемыми постановлениями нарушаются права административного истца, представлены, в связи с чем, требования ОЧУ«Специалист.Ру» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ №1 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 23.08.2023 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ №02-0369/379/2023.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ №1 ░░░, ░░░░░░░░░ 17.08.2023 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 17.08.2023 ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ №1 ░░░, ░░░░░░░░░ 25.09.2023 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) №77053/23/764408 ░░ 25.09.2023.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) №77053/23/764408 ░░ 25.09.2023.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ №1 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░