Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года г. Абакан
дело № 3а-90/2020
19OS0000-01-2020-000100-92
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудко Людмилы Петровны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Дудко Л.П. 30 июля 2020 г. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежавших ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми №, №, №.
В обоснование административного иска указала, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, определённую в отчётах оценщика.
Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на нее обязанности по уплате земельного налога в большем размере, чем следовало бы, с учетом уточнений, просила установить кадастровую стоимость земельных участков, равной рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком: земельного участка с кадастровым № на период с 1 января 2016 г. по 18 апреля 2018 г., земельного участка с кадастровым № на период с 18 апреля 2018 г. по 23 октября 2018г., земельного участка с кадастровым № на период с 18 апреля 2018 г. по 14 ноября 2018г.
В судебном заседании представитель административного истца Гоголь Е.В., действующая на основании доверенности от 15 июля 2020 г., требования административного искового заявления поддержала, приводя изложенные в нем доводы.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Минимущество Хакасии, Министерство) Стеценко О.Н., действующая на основании доверенности от 10 сентября 2020 г., административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия) Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 30 декабря 2019 г. № 03-30-4982/19, административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия Синюкина И.А., действующая на основании доверенности от 19 декабря 2019 г., возражений по требованиям административного иска не заявили.
Административный истец Дудко Л.П., представитель заинтересованного лица администрации г. Саяногорска в судебное заседание не прибыли.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей административного истца и административного ответчиков полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец Дудко Л.П. в период с 28 ноября 2017 г. по 18 апреля 2018 г. являлась собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: .....; разрешенное использование: ....., общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; в период с 18 апреля 2018 г. по 23 октября 2018 г. собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли .....; разрешенное использование: ....., общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; в период с 18 апреля 2018 г. по 14 ноября 2018 г. собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: .....; разрешенное использование: ....., общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 апреля 2020 г. №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15-17 января 2020 г. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в сумме 119899244,25 рубля внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 декабря 2016 г. в соответствии с приказом Минимущества Хакасии от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 г.; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в сумме 24968329,95 рублей внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 апреля 2018 г.; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № в сумме 21962165,7 рублей внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 апреля 2018 г.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15 января 2020 г. объект недвижимости с кадастровым № снят с кадастрового учета 18 апреля 2018 г.; объект недвижимости с кадастровым № снят с кадастрового учета 23 октября 2018 г.: объект недвижимости с кадастровым № снят с кадастрового учета 14 ноября 2018 г.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков является архивной.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.
В силу статьи 19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Административным истцом представлены: отчет ООО «Бизнес-Консалтинг» от 16 марта 2020 г. № с указанием рыночной стоимости земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 14416000 рублей; от 16 марта 2020 г. № с указанием рыночной стоимости земельного участка с кадастровым № по состоянию на 18 апреля 2018 г. в размере 4951000 рублей; от 16 марта 2020 г. № с указанием рыночной стоимости земельного участка с кадастровым № по состоянию на 18 апреля 2018 г. в размере 5441000 рублей.
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона об оценочной деятельности отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 14 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку Дудко Л.П. имеет задолженность по земельному налогу, за нею сохраняется право на применение результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, ставшей архивной, в целях перерасчета суммы налога.
Заключение оценщика свидетельствует о том, что кадастровая стоимость земельных участков, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает рыночную стоимость.
Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Дудко Л.П., поскольку размер уплачиваемого ею земельного налога зависит от кадастровой стоимости данных земельных участков (статьи 388-391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Проверив отчеты оценщика на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания отчетов недопустимым доказательством.
Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка земельных участков населенных пунктов, и суд принимает за основу указанную в отчетах рыночную стоимость спорных земельных участков.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.
Административным истцом представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Дудко Л.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № на период с 1 января 2017 г. (с даты начала применения для целей налогообложения) по 18 апреля 2018 г. в размере, равном его рыночной стоимости – 14416000 рублей; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере, равном его рыночной стоимости - 5441000 рублей на период с 18 апреля 2018 г. по 14 ноября 2018 г.; земельного участка с кадастровым № в размере, равном его рыночной стоимости – 4951000 рублей на период с 18 апреля 2018 г. по 23 октября 2018 г., подлежат удовлетворению.
Требования об обязании административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельной участков их рыночную стоимость разрешению не подлежат, поскольку сам судебный акт является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии со статьей 249 КАС РФ, статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2020 ░., – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2017 ░. ░░ 18 ░░░░░░ 2018 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: .....; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ....., ░░░░░ ░░░░░░░░ ..... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14416000 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 18 ░░░░░░ 2018 ░. ░░ 23 ░░░░░░░ 2018 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: .....; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ....., ░░░░░ ░░░░░░░░ ..... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4951000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 18 ░░░░░░ 2018 ░. ░░ 14 ░░░░░░ 2018 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: .....; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ....., ░░░░░ ░░░░░░░░ ..... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5441000 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2020 ░.