Судья Бузьская Е.В. Дело № 33-3192
25RS0007-01-2018-002859-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалёва С.А.
судей Павлуцкой С.В., Воробьевой Н.В.
при секретаре Гулай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луценко Ю.В. к Железняк Е.А., Железняк А.А., Гацуляк Г.И. об оспаривании результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка по апелляционной жалобе Луценко Юрия Владимировича на решение Артёмовского городского суда Приморского края от 08 ноября 2018г., которым в удовлетворении иска отказано полностью.
Заслушав доклад судьи Ковалёва С.А., выслушав объяснения Луценко Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Железняк Е.А., представителя Железняк Е.А. – Железняка К.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам,
у с т а н о в и л а :
Луценко Ю.В. обратился в суд к Железняк Е.А., Железняк А. А., Гацуляк Г.И. с исковыми требованиями об оспаривании результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка, указав в обоснование иска, что истец на основании договора купли-продажи от 18 апреля 2016г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного в садовом товариществе «Искра-1», участок №а, урочище «Соловей ключ», <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями законодательства не установлены. При обращении к кадастровому инженеру (ООО «Дальземкадастр») в целях подготовки межевого плана названного земельного участка, истцу стало известно, что его фактические границы пересекаются с границами принадлежащих ответчикам земельных участков с кадастровыми номерами № (собственник - Железняк А.А.), № (собственник - Железняк Е.А.), № (собственник - Гацуляк Г.И.).
Ссылаясь на то, что землепользование участком с КН № осуществляется в границах фактически существующих на местности с момента предоставления земельного участка, при межевании земельных участков ответчиков согласование местоположения смежной границы с истцом не проводилось, он обратился в суд с исковыми требованиями о признании недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами № №, № и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ этих участков и об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО10 (ООО «Дальземкадастр») от 25.05.2017г.
Ответчики иск не признали, сделали заявление о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска, с которым не согласен истец; в поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения; приводятся доводы о том, что судом не принят во внимание тот факт, что после проведения межевания земельных участков их конфигурация и местоположение изменилось относительно сведений отраженных в генеральном плане товарищества; для проверки этого обстоятельства истец заявлял ходатайство о назначении по делу повторной землеустроительной экспертизы, в удовлетворении которого судом было отказано; полагает, что ответчики при межевании своих участков действовали недобросовестно, в связи с чем к данному спору подлежала применению ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
На апелляционную жалобу истца Железняк Е.А., Железняк А.А., Гацуляк Г.И. поданы возражения, в которых они считая решение суда законным, обоснованным и просят в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам полагает, что оснований для отмены постановленного судом решения в апелляционном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец на основании договора купли-продажи земельного участка от 18.04.2016г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного в садовом товариществе «Искра-1», участок №а, урочище «Соловей ключ», <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями законодательства не установлены.
Железняк А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенном в том же садовом товариществе, Железняк Е.А. - собственником земельного участка с кадастровым номером №, а Гацуляк Г.И. - земельного участка №.
Сведения о местоположении границ земельных участков ответчиков учтены в государственном кадастре недвижимости.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 (ООО «Дальземкадастр») от 25.05.2017г. имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков с кадастровыми номерами № (площадь наложения 38,89 кв.м.), № ( площадь наложения 413,33 кв.м.), № ( площадь наложения 247,63).
Ссылаясь на то, что границы земельных участков ответчиков установлены с нарушением прав истца на земельный участок с КН № (№а), он обратился в суд к ответчикам с указанными выше исковыми требованиями.
В ходе судебного разбирательства судом по данному делу была назначена судебная землеустроительная экспертизы, согласно выводам которой в связи с отсутствием в правоустанавливающих документах и документах при образовании земельного участка сведений о местоположении границ, а также отсутствием границы, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение земельного участка, сделать вывод о соответствии фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № местоположению границ данного земельного участка по правоустанавливающим документам, первичным картам, плану садоводческого товарищества не представляется возможным; по этим же причинам экспертами указано о невозможности определить наложение земельных участков ответчиков на земельный участок истца; в то же время эксперты пришли к выводу о том, что фактическое местоположение границ земельных участков с КН №, №, № соответствует местоположению границ указанных участков по сведениям ГКН.
В то же время по вопросу о том соответствуют ли местоположение границ земельных участков с КН №, № № и их площадь местоположению границ этих участков и их площади сведениям указанным в правоустанавливающих документах, плану садоводческого товарищества эксперт пришел к выводу о том, что границы и фактическое местоположение земельного участка с КН № отклоняется от местоположения, обозначенного по генплану по фасадной меже и частично по тыльной меже участка; фактическая площадь земельного участка с КН № превышает площадь участка по генплану товарищества на 85 кв.м.; увеличение площади земельного участка с КН № произошло за счет захвата части земельного участка № СНТ «Искра-1», а также земель общего пользования СНТ «Искра-1»
Местоположение границы земельного участка с КН № не соответствует местоположению земельного участка по генплану товарищества; земельный участок смещен в юго-западном направлении на расстояние по левой меже – 20,9 м., по правой меже -24 м; конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации по генплану товарищества; фактическая площадь земельного участка (660 кв.м.) превышает площадь по генплану на 60 кв.м.; увеличение площади земельного участка произошло за счет захвата земель общего пользования СНТ «Искра-1».
Местоположение границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствует местоположению земельного участка по генплану товарищества; земельный участок смещен в юго-западном направлении на расстояние по левой меже на 14,7 м., по правой меже – на 17,6 м.; конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации по генплану товарищества; фактическая площадь земельного участка (800 кв.м.) превышает площадь по генплану на 200 кв.м.; увеличение площади земельного участка произошло за счет захвата земель общего пользования СНТ «Искра-1».
Разрешая спор, суд на основании оценки результатов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что площадь земельного участка с КН № уменьшилась в результате захвата ответчиками части земельного участка истца при проведении межевания земельных участков с КН №, №, №.
Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что выводы суда соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Истец обратился в суд с требованиями о защите права собственности на ранее учтенный земельный участок, местоположение границы которого в правоустанавливающих и иных документах не определено.
С учетом данного обстоятельства и приведенных норм права на истце по данному спору лежала обязанность доказать, что спорные части (участки наложения) входят в состав принадлежащего ему участка путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
Между тем таких доказательств истцом в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Выводы проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы не подтверждают доводы истца о наложении земельных участков ответчиков на земельный участок истца.
По сведения СНТ «Искра-1» (л.д.177-178) товарищество не имеет информации в отношении земельного участка №а : когда и на каком основании данный участок был образован, его местонахождение; схема товарищества от 11 сентября 1984 года сведений об образовании земельного участка №а не содержала.
В то же время установленное судебной экспертизой смещение границ земельных участков ответчиков (КН №, №, №) относительно местоположения данных участков по генеральному плану дачных участков от 11 сентября 1984 г. доводы истца не подтверждает, так как при этом не было установлено, что смещение произошло путем захвата земельного участка истца (№№).
Принимая во внимание изложенное, решение суда об отказе в иске является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░ 2018░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ :
░░░░░ :