УИД 34OS0000-01-2021-000575-54
дело № 3а-223/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 19 апреля 2022 года
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Курниковой А.В., при ведении протокола помощником судьи Волковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление директора ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» Гряколова А.В. о взыскании судебных расходов за проведение судебной экспертизы по административному делу по административному исковому заявлению ООО «Рентер» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
решением Волгоградского областного суда от 3 февраля 2022 года исковые требования ООО «Рентер» удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, равной его рыночной стоимости в размере 31133000,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Директор ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» Гряколов А.В. обратился в суд с заявлением об оплате проведенной экспертизы в сумме 8 000,00 рублей с обоснованием стоимости экспертной работы (т. 3 л.д. 2).
В письменных возражениях представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Агинская О.Ю. указала на отсутствие оснований для взыскания расходов за проведение экспертизы с ответчика.
Иные участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и в надлежащей форме, в суд не явились, письменных отзывов не представили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
Согласно положениям статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Перечень связанных с рассмотрением дела издержек приведен в статье 106 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 постановления № 28 от 30 июня 2015 года, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Как следует из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит, и позволяют рассматривать саму по себе предусмотренную действующим законодательством процедуру судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в утвержденном официально-властным актом размере, который, по мнению этого лица, не соответствует рыночной стоимости данного объекта, что порождает для него в том числе налогово-имущественные последствия, как форму реализации им права на судебную защиту своих прав и законных интересов.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском.
Административный истец обратился в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, указав в обоснование, что на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н определена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 57332742,68 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Как указано выше, решением Волгоградского областного суда от 3 февраля 2022 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> равной его рыночной стоимости в размере 31133000,00 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. Разница между кадастровой и рыночной стоимостью составляет 45,7%.
По настоящему делу экспертом ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» Гряколовым А.В. по ходатайству представителя административного ответчика – комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области проведена судебная оценочная экспертиза на основании определения Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об оплате указанной экспертизы суду не представлено. Понесенные расходы подтверждаются представленным заключением эксперта, сметой.
Анализ указанных выше сведений позволяет сделать вывод о том, что превышение утвержденной кадастровой стоимости земельного участка по отношению к величине кадастровой стоимости, установленной по решению суда, менее чем в два раза не является значительным по смыслу правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, и не может свидетельствовать о наличии повлекшей нарушение прав истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к принадлежащему истцу объекту недвижимости.
Как следует из анализа материалов дела, возражений против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, представители административных ответчиков не заявляли.
Принимая во внимание, что разрешение настоящего дела об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагало опровержение достоверности кадастровой стоимости, незначительное превышение оспоренной кадастровой стоимости над установленной решением суда, а также отсутствие возражений со стороны административных ответчиков, по мнению суда, судебные расходы должны быть отнесены на административного истца.
Учитывая, что сумма понесенных расходов по оказанной услуге подтверждается материалами дела, суд считает необходимым заявление удовлетворить, взыскать с ООО «Рентер» в пользу ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» в счет оплаты экспертизы 8000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 198-199 КАС РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░«░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8000,00 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░