УИД 11RS0010-01-2022-001082-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года город Сыктывкар Республики Коми
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
в составе судьи Петровой М.В.
при секретаре Баталовой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-936/2022 по административному иску Мальцева Александра Александровича к судебным приставам-исполнителям ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара, начальнику ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара, Управлению ФССП по Республике Коми о признании незаконными действий по исполнительному производству, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Должник по исполнительному производству Мальцев А.А. обратился в суд с административным иском к ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, выразившихся в незаконном удержании денежных средств, взыскании компенсации морального вреда в размере 650000 руб. В обоснование иска указано, что является получателем пенсии ..., которая является его единственным доходом, однако судебные приставы-исполнители из данной пенсии производили удержания, после которых в его распоряжении у него оставалась сумма меньше прожиточного минимума, что вынудило его совершать преступления с целью материальной выгоды приобретения продуктов питания и на транспортные расходы для поездок в больницы, и привело к уголовной ответственности и лишению свободы.
Административный истецМальцев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представители административных ответчиков - ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара, Управления ФССП по Республике Коми, начальник ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара, судебные приставы-исполнителиОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара Екимова Н.И. и Колерова Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили отзыв, в котором выражено согласие с заявленными требованиями.
Представитель заинтересованного лица - взыскателя по исполнительному производству ООО «Оператор специализированных стоянок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
В силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, материалы исполнительных производств№... и №...суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) к числу принципов исполнительного производства относятся своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст.2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, при этом в силу ст.4 этого же закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
На основании ст.5 Закона № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей.
В силу ч. 1, 3 ст.68 Закона № 229-ФЗ к мерам принудительного исполнения, применяемым судебным приставом-исполнителем, относятся действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, в частности, среди прочего, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства (п.1); обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (п.2).
Частями 2, 3 ст.69 Закона № 229-ФЗ определено, что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах, при этом взыскание обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 2 и 3 ст.70 Закона № 229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.
Согласно ч.2 ст.99 Закона № 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Статьей Федерального законаот 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»также предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии.
Из материалов дела следует, что в ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара в отношении Мальцева А.А. находились исполнительные производства№... возбужденное на основании исполнительного листа №... от **.**.**, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара по делу №... о взыскании с Мальцева А.А. в пользу ООО «Оператор специализированных стоянок» платы за хранение транспортного средства запериод с **.**.** по **.**.** в размере 95 100 руб., а также №..., возбужденное на основании исполнительного листа №... от **.**.**, выданного Эжвинским районным судом г.Сыктывкара по делу №..., о взыскании с Мальцева А.А. в пользу Г плату за перемещение и хранение мопеда Linaben, №..., на специализированной стоянке за период с **.**.** по **.**.** в размере 65 288 руб.
Определением Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от **.**.** по гражданскому делу №... произведена замена истца Г на ООО «Оператор специализированных стоянок».
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от **.**.** по исполнительному производству №... в связи с установлением факта получения пенсии должником Мальцевым А.А. исполнительный лист направлен в ГУ - УПФР в г.Сыктывкаре.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от **.**.** по исполнительному производству №... связи с установлением места нахождения должника Мальцева А.А. в С исполнительный лист направлен в учреждение по месту нахождения должника.
**.**.** судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №... постановление об обращении взыскания на пенсию должника Мальцева А.А., т.к. установлено, что должник имеет доходы в УПФР в ....
В данном постановлении указано, что удержания следует производить ежемесячно в размере 50% пенсии и иных доходов должника.
Для производства удержаний суммы долга постановление направлено в УПФР в ....
**.**.** судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №... постановление об обращении взыскания на доходы должника Мальцева А.А., т.к. установлено, что должник имеет доходы в И
В данном постановлении указано, что удержания следует производить ежемесячно с доходов должника.
Для производства удержаний суммы долга постановление направлено в И
**.**.** судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №... вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника Мальцева А.А., т.к. установлено, что должник имеет доходы в И
В данном постановлении указано, что удержания следует производить ежемесячно с доходов должника.
Для производства удержаний суммы долга постановление направлено в И
**.**.** судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №... постановление об обращении взыскания на пенсию должника Мальцева А.А., т.к. установлено, что должник имеет доходы в Центре ПФР в Республике Коми.
В данном постановлении указано, что удержания следует производить ежемесячно в размере 50% пенсии и иных доходов должника.
Для производства удержаний суммы долга постановление направлено в Центр ПФР в Республике Коми.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.** по исполнительному производству №..., вынесенным по запросу взыскателя ООО «Оператор специализированных стоянок», подтверждается, что остаток задолженности по исполнительному производству №... 75200,90 руб.
Ответом судебного пристава-исполнителя на обращение Мальцева А.А. подтверждается, что по состоянию на **.**.** остаток задолженности по исполнительному производству №... 23180,35 руб.
Представленной справкой ... ОПФР по РКот **.**.** подтверждается, что в период с **.**.** Мальцеву А.А. ежемесячно начислялась пенсия ..., а также ежемесячная денежная выплата ..., из которых за период с **.**.** по **.**.** производились удержания в размере 50% по постановлениям судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам№... и№..., что составило 61858,59 руб.
Справкой ... ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Коми от **.**.** подтверждается, что за период с **.**.** по **.**.** размер удержаний из пенсии Мальцева А.А. составил 29320,65 руб.
Письмом ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Коми от **.**.**, адресованным Мальцеву А.А., подтверждается, что удержания из пенсии производились на основаниипостановления судебного пристава-исполнителя от **.**.** по исполнительному производству №... в период с **.**.** по **.**.**. Размер удержаний в пользу ООО «Оператор специализированных стоянок» установлен судебным приставом-исполнителем и составил 50%. Удержанные суммы ежемесячно перечислялись на депозитный счет ОСП, всего перечислено 70125,78 руб. Удержания прекращены с **.**.** в связи с поступлением постановления об отмене мер по обращению взыскания на пенсию должника, а также постановления судебного пристава-исполнителя от **.**.** по сводному исполнительному производству №... в период с **.**.** по **.**.**. Размер удержаний в пользу ООО «Оператор специализированных стоянок» установлен судебным приставом-исполнителем и составил 50%. Удержанные суммы ежемесячно перечислялись на депозитный счет ОСП, всего перечислено 6450,38 руб. Удержания прекращены с **.**.** в связи исполнением постановления.
Поскольку положения ч.2 ст.99 Закона № 229-ФЗ и ч.3 ст.29 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель обязан устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.
По смыслу ч.2 ст.99 Закона № 229-ФЗ во взаимосвязи со статьей 4 этого же федерального закона конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
В силу ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности, в том числе продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника вразмере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, данных в п.56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» согласно ч.2,3 ст.99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
Учитывая изложенное, а также право взыскателя на своевременное исполнение судебных актов, отсутствие возможности погашения задолженности иным способом, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановлений с установлением процента удержаний из пенсии должника в размере 50 процентов соответствовали требованиям ст.98 Закона об исполнительном производстве и были направлены, в том числе, на правильное и своевременное исполнение судебного решения в целях защиты нарушенных прав и интересов взыскателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что удержания из пенсии административного истца Мальцева А.А. производились пенсионным органом на основании исполнительных документов, размер удержаний не превышал пределов, установленных ч.3 ст.29 ФЗ «О страховых пенсиях» и ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривает минимальный размер пенсии, подлежащей сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов.
Как следует из материалов дела, на момент принятия постановленийсудебный пристав-исполнитель не располагал какими-либо сведениями о материальном положении истца, а в процессе исполнительного производства, которое осуществлялось в отношении административного истца,тот к судебному приставу-исполнителю с требованием об уменьшении размера удержаний из его пенсии не обращался.
Таким образом, исходя из приведенных норм закона, судебный пристав-исполнитель не допустил нарушения прав Мальцева А.А., поскольку им самим не было предпринято каких-либо действий к защите своих прав.
Обращение взыскания на 50 процентовпенсии само по себе не свидетельствует о том, что на момент производства истец не имел продуктов питания либо денежных средств на общую сумму менее установленной величины прожиточного минимума (абз.8 ч.1 ст.446 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Доказательств того, что именно действия судебного пристава-исполнителя вынудили административного истца совершать преступления, в дело не представлено и в судебном заседании не добыто.
Из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что, решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом сочетания двух основополагающих положений: конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, суд не находит оснований для признания незаконными действий судебных приставов-исполнителей, при этом учитывается, что административным истцом не представлены исчерпывающие доказательства в обоснование своего материального и имущественного положения. Более того, административный истец не был лишен возможности обратиться с таким заявлением к судебному приставу-исполнителю.
Административным истцом также заявлены требования к начальнику ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара, при разрешении которых суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 названного Федерального закона старший судебный пристав организует, в том числе, работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений ч.2 ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом и несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах»).
Исходя из положений п. 1 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.
Из приведенных норм закона следует, что судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом, которое наделено правом совершать исполнительные действия в пределах полномочий и мер, предоставленных ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», чьи действия (бездействия) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства.
Старшим судебным приставом осуществляется контроль за ходом исполнительного производства в пределах прав и обязанностей, определенных действующим законодательством.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих доводы административного истца о незаконности действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара, то отсутствуют основания полагать, что имело место бездействие со стороны старшего судебного пристава ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара в части ненадлежащего контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств того, что оспариваемыедействия судебного пристава-исполнителя противоречили нормам закона либо повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем необходимые меры принудительного исполнения были применены в соответствии с требованиями закона, направлены на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.
Поскольку, совокупность юридически значимых обстоятельств, предусмотренных ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, при которых заявленные требования могут быть удовлетворены, не установлена, само по себе производство удержаний из пенсии не свидетельствует о нарушении требований закона административными ответчиками и посягательстве на нематериальные блага административного истца, обстоятельств, свидетельствующих о причинении Мальцеву А.А. морального вреда, по делу не установлено, в связи с чемоснования для удовлетворения заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░