Судья: Масягина Т.А.      Дело № 33-17577/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2015 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Ю.М.,

судей Водяной В.Ю., Чайка Е.А.,

при секретаре Лазаренко П.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Водяной В.Ю. дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31.08.2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране водного объекта р. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, обязании предоставить карты (планы) объектов землеустройства прибрежной, защитной и береговой полосы водного объекта реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Проведенной прокуратурой проверкой исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (ранее – Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области) требований законодательства об охране окружающей среды установлено отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости. Отсутствие границ водоохраной зоны на местности может повлечь застройку берегов реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране водного объекта - реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области предоставить в Управление Росреестра по Ростовской области материалы по установлению границ прибрежной защитной и береговой полосы реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в виде карт (планов) объектов землеустройства, оформленных в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 года № 621 «Об утверждении формы (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 августа 2015 года заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения суда как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что в решении суда отсутствует конкретное указание в чем заключается факт бездействия Министерства. Суд возложил на Министерство обязанности, которые относятся к компетенции подрядной организации, которую суд должен был привлечь к участию в деле в качестве ответчика. Министерством все работы при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос, предусмотренные Методическими указаниями, выполнены.

Податель жалобы обращает внимание, что на момент рассмотрения дела обязанность по направлению указанных судом сведений для внесения в государственный кадастр недвижимости возложена на Донское Бассейновое водное управление Росводресурсов.

По мнению автора жалобы, прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением.

На апелляционную жалобу поступили возражения Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, в которых обосновывается несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы Минприроды Ростовской области без удовлетворения.

Донским Бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов также поданы возражения на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав участников процесса, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области – правопреемник реорганизованных департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области и комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области путем их присоединения к департаменту лесного хозяйства Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 30.04.2014 года № 320 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области»).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу пунктов 3, 4 и 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года № 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 года № 253.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.

Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов»), включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.

Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ «О землеустройстве» данные зоны являются объектами землеустройства.

Согласно пункту 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.06.2011 года № 267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (статья 20 ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе прокурорской проверки выявлено, что комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в целях реализации направления организации мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области, при реализации постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» 13.12.2011 года заключен государственный контракт №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на выполнение работ по мероприятию: «установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на реке ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».

Комитет при проведении мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА включил в состав технического задания раздел «основные виды и объемы работ» контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в том числе такой вид работ, как «определить (установить) границы береговой линии, положение водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы». Вместе с тем в разделе «перечень и форма предоставляемой документации» технического задания указано, что землеустроительная документация, полученная в результате выполнения работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос, содержащая необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения, (в форме карты (плана) объекта землеустройства), согласовывается с Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, и передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. В разделе технических заданий требования к документации указано - соответствие требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок предоставляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».

Из информации филиала ФГУП «ФКП «Росреестра» по РО от 17.04.2015 года усматривается, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории - береговой полосе, прибрежной защитной полосе водного объекта р.ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости.

В силу пунктов 16, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что несоблюдение Комитетом установленных законом требований привело к формальному исполнению контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости, что привело к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и пришел к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Выводы суда о бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области судебная коллегия признает правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на законе, поскольку материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на внесение сведений о границах водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в виде карт (планов) объектов землеустройства, Министерством не приняты, а формальный характер заключенного контракта, отсутствие контроля за его исполнением не позволили урегулировать существующую проблему охраны водного объекта.

Доводы апелляционной жалобы о выполнении Министерством всех требований законодательства, регулирующего реализацию полномочий в сфере охраны водных объектов, являются несостоятельными, поскольку, исходя из вышеприведенных норм права, составление карт (планов) объекта землеустройства является неотъемлемой частью описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта при проведении работ по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос, отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости. Заключение же контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не является доказательством исполнения Комитетом и его правопреемником - министерством возложенной законом обязанности, так как в результате его исполнения не достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта обязанности, закрепленной вышеуказанными нормами законов по получению (изготовлению) документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Доказательств обратного суду не представлено.

Доводы жалобы о пропуске прокурором трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением являются несостоятельными, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, на которое ссылается податель жалобы.

Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на несогласие с выводами суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 31.08.2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-17577/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор в инт. неопр.круга лиц
Ответчики
Минприроды РО
Другие
Донское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Водяная Валентина Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
12.11.2015Судебное заседание
10.12.2015Судебное заседание
23.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2015Передано в экспедицию
10.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее