Судья: Масягина Т.А. Дело № 33-17577/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2015 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.М.,
судей Водяной В.Ю., Чайка Е.А.,
при секретаре Лазаренко П.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Водяной В.Ю. дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31.08.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране водного объекта р. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, обязании предоставить карты (планы) объектов землеустройства прибрежной, защитной и береговой полосы водного объекта реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Проведенной прокуратурой проверкой исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (ранее – Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области) требований законодательства об охране окружающей среды установлено отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости. Отсутствие границ водоохраной зоны на местности может повлечь застройку берегов реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране водного объекта - реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области предоставить в Управление Росреестра по Ростовской области материалы по установлению границ прибрежной защитной и береговой полосы реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в виде карт (планов) объектов землеустройства, оформленных в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 года № 621 «Об утверждении формы (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 августа 2015 года заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения суда как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что в решении суда отсутствует конкретное указание в чем заключается факт бездействия Министерства. Суд возложил на Министерство обязанности, которые относятся к компетенции подрядной организации, которую суд должен был привлечь к участию в деле в качестве ответчика. Министерством все работы при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос, предусмотренные Методическими указаниями, выполнены.
Податель жалобы обращает внимание, что на момент рассмотрения дела обязанность по направлению указанных судом сведений для внесения в государственный кадастр недвижимости возложена на Донское Бассейновое водное управление Росводресурсов.
По мнению автора жалобы, прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением.
На апелляционную жалобу поступили возражения Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, в которых обосновывается несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы Минприроды Ростовской области без удовлетворения.
Донским Бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов также поданы возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав участников процесса, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Ростовской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области – правопреемник реорганизованных департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области и комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области путем их присоединения к департаменту лесного хозяйства Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 30.04.2014 года № 320 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области»).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу пунктов 3, 4 и 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года № 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 года № 253.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов»), включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ «О землеустройстве» данные зоны являются объектами землеустройства.
Согласно пункту 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.06.2011 года № 267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению».
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (статья 20 ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе прокурорской проверки выявлено, что комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в целях реализации направления организации мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области, при реализации постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» 13.12.2011 года заключен государственный контракт №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на выполнение работ по мероприятию: «установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на реке ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».
Комитет при проведении мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА включил в состав технического задания раздел «основные виды и объемы работ» контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в том числе такой вид работ, как «определить (установить) границы береговой линии, положение водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы». Вместе с тем в разделе «перечень и форма предоставляемой документации» технического задания указано, что землеустроительная документация, полученная в результате выполнения работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос, содержащая необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения, (в форме карты (плана) объекта землеустройства), согласовывается с Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, и передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. В разделе технических заданий требования к документации указано - соответствие требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок предоставляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
Из информации филиала ФГУП «ФКП «Росреестра» по РО от 17.04.2015 года усматривается, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории - береговой полосе, прибрежной защитной полосе водного объекта р.ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 16, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что несоблюдение Комитетом установленных законом требований привело к формальному исполнению контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствие разработанных карт (планов) объектов землеустройства реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА явилось причиной невнесения сведений относительно их границ в государственный кадастр недвижимости, что привело к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и пришел к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.
Выводы суда о бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области судебная коллегия признает правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на законе, поскольку материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на внесение сведений о границах водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы реки ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в виде карт (планов) объектов землеустройства, Министерством не приняты, а формальный характер заключенного контракта, отсутствие контроля за его исполнением не позволили урегулировать существующую проблему охраны водного объекта.
Доводы апелляционной жалобы о выполнении Министерством всех требований законодательства, регулирующего реализацию полномочий в сфере охраны водных объектов, являются несостоятельными, поскольку, исходя из вышеприведенных норм права, составление карт (планов) объекта землеустройства является неотъемлемой частью описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта при проведении работ по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос, отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости. Заключение же контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не является доказательством исполнения Комитетом и его правопреемником - министерством возложенной законом обязанности, так как в результате его исполнения не достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта обязанности, закрепленной вышеуказанными нормами законов по получению (изготовлению) документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы жалобы о пропуске прокурором трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением являются несостоятельными, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении контракта №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, на которое ссылается податель жалобы.
Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на несогласие с выводами суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 31.08.2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: