УИД 11RS0001-01-2023-002159-02 Дело № 2а-3885/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием административного истца Красникова В.В., представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Оплесниной В.В.,
рассмотрев 18 апреля 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством ВКС административное дело по административному исковому заявлению Красникова ... к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Красников В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с требованиями о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с апреля 2021 года отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. ** ** ** переведен в отряд №...А СУОН, где условия его содержания являлись ненадлежащими. Отряд состоит из двух помещений, спального и дневного пребывания. В спальном помещении отсутствует вентиляция, очень повышенная норма влажности, в связи с чем весь комплект спального белья постоянно влажный, спать на нем невозможно. При повышенной влажности развивается туберкулез, в связи с чем администрация ставит под угрозу его здоровье. На стенах имеется грибок, в помещении антисанитария. Из 11 осужденных, двое стоят на профилактическом учете как склонные к побегу, которых каждые два часа в ночное время проверяли. Так как дверь в жилое помещение железная, истец постоянно просыпался от громкого звука при открывании замков, чем нарушалось его право на восьмичасовой непрерывный сон. Также нарушалась техника пожарной безопасности, так как отсутствовал пожарный выход.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
Красников В.В. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц - связи на удовлетворении заявленных требований настаивал, по изложенным в нем доводам.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Оплеснина В.В. требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, так как нарушений условий содержания не допускалось.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материала дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Красников В.В. с ** ** ** по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно справке о взысканиях осужденного Красникова В.В. в период с ** ** ** переведен из обычных условий содержания в строгие, распределен в СУОН «...», расположенный на первом этаже Отряда №....
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Условия отбытия наказания осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания, вследствие признании их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, регламентированы статьями 116 и 123 УИК РФ, так частью 3 данной статьи определено, что данная категория осужденных проживает в запираемых помещениях.
В соответствии с п.16 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденные обязаны, в том числе: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение N 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
В силу ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются в том числе, угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов.
Злостным нарушением может быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Не оспаривая принятое в отношении административного истца постановление, Красников В.В. указывает на ненадлежащие условия содержания в СУОН.
Из представленных в распоряжение суда документов следует, что СУОН «Б» состоит из запираемых помещений состоящих из: комната ночного пребывания 44,5 кв.м., комната дневного пребывания 32,4 кв.м., каптерка 8,1 кв.м., комнаты разогрева, хранения продуктов питания и приема пищи 15,8 кв.м., душ 3,3 кв.м., умывальник 12,2 кв.м., туалет 6,2 кв.м., сушилка 9,9 кв.м., тамбур 8,4 кв.м., коридор 11,9 и 39,1 кв.м.
Комната ночного пребывания состоит из спального помещения, туалета и умывальника.
Комната дневного пребывания состоит из комнаты ПВР, комнаты разогрева, хранения продуктов питания и приема пищи, умывальника, туалета.
Одновременно в СУОН может содержаться максимум 20 человек, в период содержания административного истца количество содержащихся лиц составляло до 11 человек.
Вопреки утверждения административного истца отряд СУОН имеет вентиляционную систему, в том числе в жилых помещениях, что подтверждается описанием конструктивных элементов здания, содержащихся в техническом паспорте на Отряд №....
Кроме того, по данным административного ответчика комнаты ночного и дневного пребывания оборудованы окнами, что позволяло административному истцу производить проветривание помещения при наличии влажности, а также посторонних запахов.
Представленные начальником ОКБИ и ХО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми фотокопии спального помещения опровергают доводы административного истца о наличии плесени на стене.
Согласно акта проверки ЦГСЭН №... от ** ** **, таких нарушений как наличие грибка в помещениях, несоблюдение микроклимота, в том числе по температурному режиму, освещению, не установлено.
Доводы о том, что при повышенной влажности может развиться туберкулез, в связи с чем администрация учреждения ставит под угрозу его здоровье, основано на предположениях истца и ничем не подтверждено.
Из справки начальника пожарной части следует, что здание отряда СУОН имеет 2 степень огнестойкости, стены кирпичные, перегородки железобетонные, в помещении отряда предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Объект оснащен автоматической системой пожарной сигнализации и звуковым оповещением людей при возникновении пожара с подачей дублирующего сигнала в ведомственную пожарную часть учреждения. Объект укомплектован средствами пожаротушения, СИЗ планом эвакуации, системой водоснабжения. Также имеется пожарный водоем, расположенный в 50 метрах от здания.
Принимая во внимание изложенное, доводы в части несоблюдения пожарной безопасности в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
Пунктом 3.8 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, установлено, что младший инспектор по жилой зоне обязан следить за выполнением осужденными распорядка дня и требовать от них соблюдения правил поведения; знать по фамилиям и в лицо осужденных, склонных к побегу, и иных лиц, состоящих на профилактических учетах, проверять осужденных, склонных к побегу, через каждые два часа и докладывать о результатах оперативному дежурному или его помощнику.
Также пунктом 4.1 указанной инструкции установлено, что при осуществлении надзора за поведением осужденных личному составу дежурной смены необходимо: проверять каждые два часа наличие осужденных, склонных к побегу, а через каждые четыре часа - внутреннюю запретную зону, исправность средств блокировки подземных коммуникаций, а также другие места, труднодоступные для контроля и удобные для подготовки подкопов и совершения побегов (результаты осмотров и проверок записываются в суточную ведомость надзора и о них информируется начальник караула).
Таким образом, проверка лиц склонных к побегу, является прямой обязанностью сотрудников исправительного учреждения, и не свидетельствует о нарушении прав административного истца на беспрерывный восьмичасовой сон, как указывает истец. С какими-либо заявлениями с указанием на данные нарушения Красников В.В. к администрации учреждения не обращался.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Приведенные истцом нарушения не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Поскольку установленные по делу обстоятельства в силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» не свидетельствуют о нарушении прав административного истца при содержании в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░