Дело №_________а-165/2024
68RS0№_________ -81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года АДРЕС
Котовский городской суд АДРЕС в составе:
председательствующего судьи Сысоевой Л.Ю.,
при секретаре: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 Артёма ФИО3 к администрации муниципального образования – АДРЕС о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования – АДРЕС незаконным и возложении обязанности привести покрытие тротуара по АДРЕС в соответствие с п. 8.5,8.7,8.8 ФИО8 50597-2017, а именно устранить наличие снега, зимней скользкости и снежных валов, а также привести покрытие проезжей части на автомобильной дороге по АДРЕС от АДРЕС в соответствии с п.8.1 ФИО8 50597-2017, а именно устранить наличие снега и зимней скользкости.
В обосновании заявленных требований указано, что при использовании дорог общего пользования в городе Котовске им были выявлены нарушения требований, предъявляемые к эксплуатационному состоянию тротуаров в зимний период по АДРЕС – снег, зимняя скользкость и снежные валы (п.8.5, 8.7 и 8.8 ФИО8 50597-2017) и на участке автомобильной дороги по АДРЕС от АДРЕС - снег и зимняя скользкость (п.8.1 ФИО8 50597-2017), что затрудняет ФИО1, как участнику дорожного движения, безопасно пользоваться тротуаром, безопасно использовать автотранспортное средств на дорогах общего пользования, а также создают угрозу безопасности дорожного движения гражданам РФ и дорогостоящему имуществу.
Далее административный истец цитирует п.1, п.8.1, п.8.5, п.8.7, п.8.8 ФИО8 50597-2017, ссылается на п.6,12 ст.3, ч.9 ст.6 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1,2 ст.12, ч.3 ст.15 Федерального закона от ДАТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5 ч.1 ст.16, ст.37 Федерального закона от ДАТА №_________ –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.2 Устава АДРЕС и указывает, что согласно установленным границам спорные участки тротуара автомобильной дороги и дорога находятся в границах муниципального образования АДРЕС. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, города относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа. Кроме того в силу ч.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Учитывая необходимость соблюдения прав человека на обеспечение безопасности дорожного движения, полагает, что выявленные нарушения требований п.8.5, 8.7, 8.8 ФИО8 50597-2017 на покрытии тротуара в зимний период по АДРЕС и выявленные нарушения требований п.8.1 ФИО8 50597-2017 на проезжей части на автомобильной дороге по АДРЕС от АДРЕС, препятствуют безопасному дорожному движению и создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, подлежат устранению администрацией муниципального образования-АДРЕС, в соответствии с требованиями федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
Определением судьи от ДАТА, административные дела по двум вышеуказанным административным искам ФИО1 были объединены в одно производство.
Административный истец - ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного истца, ФИО7, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, надлежащим образом.
Административный ответчик – представитель администрации АДРЕС в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности ФИО5 подала в суд заявление о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя.
В представленных возражениях (ДАТА) представителя администрации АДРЕС указано, что с административными исковыми требованиями ФИО1 не согласны. Решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решения, действия (бездействия) незаконными, судом принимается решение об обязывании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положениями ст.3 КАС РФ, согласно которым одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положениями ч.1 ст.4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая – либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
По состоянию на ДАТА предмет иска отсутствует, что подтверждается фотоматериалами, в связи с чем, указанные в иске требования не подлежат удовлетворению.
Также в представленной письменной позиции ДАТА, представитель указал, что ст.194 КАС РФ содержит перечень оснований для прекращения производства по административному делу, среди которых такое основание, как восстановление прав административного истца, отсутствует.
По состоянию на ДАТА заявленные нарушения отсутствуют (обратное не доказано), то в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать, а не прекратить производство по делу, только если административный истец сам не откажется от них (п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ).
Считают, что для правильного разрешения дела необходимо установить сам факт отсутствия нарушенных прав административного истца на момент вынесения решения, при этом правового значения не имеет восстановлены они кем – то или отсутствовали, признает ли иск административный ответчик или нет.
Также обращает внимание, что при рассмотрении данного дела не установлена совокупность оснований для признания незаконными бездействия административного ответчика. ФИО1 не представлены доказательства наступления для него негативных последствий, а данные обстоятельства подлежат выяснению по таким делам.
В соответствии со ст.ст. 150-152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие административного истца ФИО1, представителя административного истца, представителя административного ответчика, их явку суд не признает обязательной.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДАТА №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – «Закон №196-ФЗ») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 4 Закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от ДАТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее «Закона №257-ФЗ»).
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 17 Закона №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог города и сельских поселении, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам и контроля, установлены «ФИО8 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Пунктом 8.1 ФИО8 50597-2017 предусмотрено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Согласно таблице 8.1 данного ГОСТ срок устранения наличие снега на проезжей части составляет не более 6 часов и зимней скользкости не более 5 часов. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог.
Пунктом 8.5 ФИО8 50597-2017 предусмотрено, что на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4.
Пункт 8.7 ФИО8 50597-2017 устанавливает, что формирование снежных валов на дорогах не допускается: -на тротуарах, в п.8.8 указано, что формирование снежных валов на улицах не допускается: - на тротуарах.
Согласно абз. 2 ст. 5 Закона №196-ФЗ» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Закона №196-ФЗ)
В соответствии с п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДАТА №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава АДРЕС, утвержденного решением Котовского городского Совета народных депутатов АДРЕС от ДАТА №_________, к вопросам местного значения городского округа - АДРЕС относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 1 указанного Устава АДРЕС – городской округ имеет статус муниципального образования. Территорию города составляют земли АДРЕС как населённого пункта, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития города (ст. 2 Устава).
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами АДРЕС (ст. 40 Устава).
Границы территории города установлены АДРЕС от ДАТА №_________-З «Об установлении границ муниципального образования АДРЕС и определении места нахождения его представительного органа и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов АДРЕС».
Согласно ч. 10 ст. 5 Закона №227-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Анализ приведенных норм законодательства позволяет сделать вывод, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению, организация транспортного обслуживания населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности возложена на муниципальное образование в лице администрации АДРЕС.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, администрация АДРЕС уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, и несет финансовые обязательства по решению указанных вопросов местного значения, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДАТА №_________ дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По материалам дела установлено, что автомобильная дорога по адресу: АДРЕС от АДРЕС находится в границах муниципального образования - АДРЕС.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в административном исковом заявлении, административным истцом представлены фотографии с изображениями наличия снега, зимней скользкости и снежных валов на тротуаре автомобильной дороги по АДРЕС, а также снега и зимней скользкости по АДРЕС от АДРЕС, то есть на момент подачи искового заявления на указанных участках в нарушение требований пункта 8.1, 8.5, 8.7 и 8.8 ФИО8 50597-2017 покрытие тротуара автомобильной дороги и дорога имела снег, зимнюю скользкость и снежные валы.
Из письменных пояснений представителя административного ответчика, актов обследования улично – дорожной сети автомобильной дороги по АДРЕС от ДАТА ОГИБДД ОМВД России по АДРЕС следует, что на обследуемых участках нарушений пунктов 8.5, 8.7, 8.8 и 8.1 ФИО8 50597-2017 не обнаружено, что подтверждается приложенными фотоматериалами.
Из положений ст.46 Конституции РФ и ст.218 КАС РФ, следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных и оспоренных прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушений.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания, оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Совокупность оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования – АДРЕС выраженное в несоблюдении обязательных требований п.8.1, 8.5, 8.7, 8.8 ФИО8 50597-2017 на указанных участках автомобильных дорог в границах муниципального образования - АДРЕС, не установлена.
Как следует из материалов дела, по состоянию на ДАТА тротуар автомобильной дороги по АДРЕС не имеет снега, зимней скользкости и снежных валов.
При этом доказательств наступления для административного истца ФИО1 негативных последствий в деле не имеется.
Между тем, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации ст. ст. 3, 4 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием административного ответчика прав и законных интересов административным истцом не приведено, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░ (░░░ №_________) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.8.1, 8.5, 8.7, 8.8 ░░░8 50597-2017, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░