РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2023 г. г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Орловой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савковой Е.В.,
с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ливны Орловской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №22» города Ливны об обязании выделить денежные средства на установку системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения и установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения,
установил:
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнив свои требования, обратилась в суд с административным иском к администрации города Ливны Орловской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №22» города Ливны (далее по тексту МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны) об обязании выделить денежные средства на установку системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения и установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения, в обоснование указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности общеобразовательных организаций Ливенского района Орловской области.
В рамках проведенной проверки в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны установлено, что образовательное учреждение имеет третью категорию опасности объекта. Указанная категория установлена согласно паспорту безопасности, утвержденному начальником управления образования администрации г. Ливны Орловской области.
В нарушение пп. «д» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории).
Просит обязать администрацию г. Ливны Орловской области выделить денежные средства на установку системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны, расположенном по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, д.148, в срок до 01 февраля 2024 г. и обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны, расположенное по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, д.148, в течение четырех месяцев с момента выделения денежных средств администрацией города Ливны Орловской области, установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории).
Прокурор Ерохина М.Н. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просили рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Представители административного ответчика администрации города Ливны Орловской области, заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица Управления общего образования администрации города Ливны Орловской областив судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без его участия отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ)гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании ст.ст. 2, 38, ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции по правам ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно пп. «д» п. 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон «Об образовании в РФ») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пп. 2,15 ч. 3 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относитсяматериально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч. 2 ст. 41 Закона «Об образовании в РФ» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико- санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
При этом охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, что закреплено в п. 8 ч.1 ст. 41 Закона об образовании в РФ.
В силу ч. 7 ст. 28 Закона об образовании в РФ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов терроризма являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация проявлений терроризма.
Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 названного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 указанного Федерального закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Из Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (п. 25 пп «д») следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе, следующее мероприятие: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 32 названного Постановления контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В соответствии с «Рекомендациями по оборудованию социально значимых объектов Министерства просвещения Российской Федерации инженерно-техническими средствами охраны» в целях оперативного информирования о необходимости, порядке и путях эвакуации при возникновении угроз или совершении преступных действий с признаками террористических проявлений, противодействии таким проявлениям, а также других координирующих действиях, направленных на обеспечение безопасности работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, независимо от присвоенной им категории, такие объекты оборудуются системами оповещения и управления эвакуацией.
Система оповещения и управления эвакуацией должна обеспечивать трансляцию речевых сообщений, передаваемых персоналом через микрофон, либо автоматическое воспроизведение заранее записанных речевых сообщений с информацией о характере опасности, путях эвакуации, иных действиях, направленных на обеспечение безопасности людей.
Из материалов дела следует, что на основании Устава, утвержденного постановлением администрации города Ливны Орловской области №34 от 24 января 2020 г., осуществляет образовательную деятельность.
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование город Ливны Орловской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Ливны Орловской области (л.д.50-83).
Из паспорта безопасности, действующего до 31 октября 2024 г., усматривается, что МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны относится к 3 категории опасности и в ней отсутствуют технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект и оповещения о несанкционированном проникновении на объект или системы физической защиты (л.д.17-37).
В соответствии с актом обследования и категорирования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны, утвержденного 17 октября 2019 г. начальником управления общего образования администрации города Ливны, объекту присвоена третья категория; межведомственная комиссия считает, что существующая система охраны/защиты и безопасности частично позволяет обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность; требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта выполняются; силы и средства для выполнения мероприятий по охране/защите объекта частично достаточны (л.д.38-49).
Из письменных объяснений директора МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливны Смирных К.М. следует, что в образовательном учреждении не установлена система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д.10-11).
Принимая во внимание, что МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» г. Ливныотносится к третьей категории опасности объектов, однако в нарушение требований антитеррористической защищенности объектов не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, против чего не возражают ответчики.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №22» ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░, ░.148, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2024░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №22» ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░, ░.148, ░ ░░░░░░░ 4 (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░