Дело № 2а-502/2019
УИН 75RS0002-01-2019-000242-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.
при секретаре Волковой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю к Наместникову К. В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее по тексту – МИФНС №2 по г. Чите) обратилась с настоящим иском, в котором просит взыскать с Наместникова К.В. (с учетом уточнений) задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 102 547 руб., пени по этому налогу за период с 18.10.2017 по 18.02.2018 в размере 6 311,33 руб., за период с 02.12.2016 по 20.12.2017 в размере 0,58 руб., пени по земельному налогу за период с 01.12.2015 по 185.02.2018 размере 7 670,86 руб.
Определением судьи от 20.02.2019 дело принято к производству в упрощенном порядке, Наместникову К.В. разъяснено право на представление возражений в десятидневный срок с даты получения данного определения. Оно получено 25.02.2019.
Возражения представлены 01.03.2019 и 04.03.2019.
Определением судьи от 04.03.2019 осуществлен переход к рассмотрению дела в общем порядке.
Стороны о судебном заседании извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 и п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
До 1 января 2015 года действовал Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Закона, действующего до дня вступления в силу Закона (часть 1 статьи 3 Закона).
В силу статьи 1 Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения (статья 2 Закона).
В соответствии со ст. 5 Закона налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона в последней редакции от 23.11.2013).
Согласно статье 409 НК РФ (для налогов, исчисленных за 2015 года) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с чем уплата налога на имущество за 2014 года могла быть произведена налогоплательщиком до 1 ноября 2015 года, а за 2015 и последующие года – до 1 декабря года, следующего за отчетным.
Исходя из представленных документов (налоговых уведомлений, требований, содержания уточненных требований) следует, что налоговый орган исчислил Наместникову К.В. налог на имущество физических лиц за 2016 год по объектам налогообложения:
-75:09:05001:363 – гаражи по адресу: <адрес> – 207 руб.
-75:09:05001:340 – иные строения, помещения, сооружения по адресу: п<адрес> – 470 руб.;
- 75:09:05001:354 – гаражи по адресу: <адрес> – 509 руб.,
- 75:09:05001:354 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 854 руб.,
- 75:09:05001:394 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 2 048 руб.,
- 75:09:05001:393 - гаражи по адресу <адрес> – 2 115 руб.,
- 75:09:05001:272 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 5 154 руб.,
- 75:09:05001:585 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 6 036 руб.,
- 75:09:05001:435 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 26 020 руб.,
- 75:09:05001:396 - иные строения, помещения, сооружения по адресу <адрес> – 59 134 руб.
Всего 102 547 руб.
Из налогового уведомления № от 06.12.2017 усматривается, что налоговым органом произведен расчет налога за 2016 год (в том числе перечисленных выше объектов) в размере 362 987 руб. (л.д. №).
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный до 13.02.2018 срок, налоговым органом 19.02.2018 в адрес Наместникова К.В. направлено требование № об уплате налогов и пеней со сроком исполнения до 09.04.2018 (л.д. №). Данное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика 19.02.2018 (л.д. №
Аналогичное по содержанию требование выставлено 12.03.2018 № (с указанием недоимки в том числе 362 987 руб.). Данное требование выгружено в личный кабинет 12.03.2018 (л.д. №).
Неисполнение Наместниковым К.В. требования об уплате налога послужило основанием обращения 13.08.2018 налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 17.08.2018.
Определением мирового судьи судебного участка №9 Ингодинского судебного района г. Читы от 25 сентября 2018 года судебный приказ отменен из-за наличия у должника возражений относительно его исполнения (л.д. №).
В суд с настоящим административным иском налоговая инспекция обратилась 01.02.2019 (л.д.№).
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данный срок в рассматриваемом случае соблюден.
Доводы представителя административного ответчика об обратном подлежат отклонению по изложенным выше мотивам. То обстоятельство, что за вынесением судебного приказа на сумму 102 547 руб. (после корректировки) налоговый орган не обращался, является правомерным, поскольку процессуально не может быть вынесено два судебных приказа о взыскании задолженности по одному и тому же налогу за один тот же период при изменении только суммы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в материалы дела не представлены данные о направлении налогового уведомления и требований в адрес налогоплательщика, несостоятельны. В подтверждение данного обстоятельства приложена информация о выгрузке документов в личный кабинет налогоплательщика (пункт 6 ст. 69 НК РФ) – л.д. №.
Суждения о том, что требование об уплате налогов по недоимке и пеням не может быть направлено через личный кабинет, основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Ссылка на то, что налоги за 2013 года подлежат признания безнадежными к взысканию не принимается во внимание, поскольку несмотря на наличие в тексте первоначального административного иска информации о взыскании задолженности за 2013 год, в порядке уточнения налоговый орган указал на то, что истребуемая задолженность сформировалась за 2016 год, что также следует из содержания налоговых уведомлений и требований.
Что касается безнадежности взыскания перечисленных налогов, то в силу статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» безнадежными к взысканию признаются и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года. Задолженности у административного ответчика по перечисленным выше налогам на 01.01.2015 не существовала.
Вопреки утверждению представителя административного ответчика, из расчета пеней не усматривается, что в них учтена задолженность, сформированная на 01.01.2015.
По правилам статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 170-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
решил:
административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю к Наместникову К. В. о взыскании недоимки по налогам и пеней – удовлетворить.
Взыскать в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю с Наместникова К. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 102 547 руб., пени по этому налогу за период с 18.10.2017 по 18.02.2018 в размере 6 311,33 руб., за период с 02.12.2016 по 20.12.2017 в размере 0,58 руб., пени по земельному налогу за период с 01.12.2015 по 18.02.2018 размере 7 670,86 руб.
Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать с Наместникова К. В. в бюджет городского округа «Город Чита» государственную пошлину 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Рахимова
Решение изготовлено в окончательной форме 28.03.2019.