Дело №2-1237/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2024 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Боженовой Т.В.,
при секретаре Зябко Е.А.,
с участием истца заместителя прокурора г. Клинцы Зайцевой Н.М.,
представителя ответчика Клинцовской городской администрации Ершова Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с данным иском, указав, что при осуществлении проверки прокуратурой <адрес> в деятельности Клинцовской городской администрации выявлены нарушения законодательства при организации сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Согласно информации Клинцовской городской администрации, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, расселен, все граждане сняты с регистрационного учета. Однако, в нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени обязанность по сносу указанного расселенного аварийного многоквартирного дома не исполнена.
Истец просит признать незаконным бездействие Клинцовской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>; обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> провести комплекс мероприятий, направленных на снос аварийного расселенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Протокольным определением Комитет по управлению имуществом <адрес> исключен из числа третьего лица и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Заместитель прокурора <адрес> Зайцева Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Не возражала в предоставлении ответчику срока для исполнения решения.
В судебном заседании представитель ответчика Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. в удовлетворении иска к администрации возражал, полагал Комитет по управлению имуществом надлежащим ответчиком. В случае удовлетворения иска просил предоставить срок для исполнения решения -1 год.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, учитывая мнение сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственников установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определяющей требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа), при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по сносу аварийных многоквартирных домов, изъятых у собственников органом местного самоуправления, возложена на орган местного самоуправления.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>,признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 378 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» (2010-2011 годы).
Согласно Приложению 1 к указанной региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» (2010-2011 годы)планируемая дата окончания переселения вышеназванного аварийного многоквартирного дома на территории муниципального образования «городской округ <адрес>» 1 квартал 2011 года, планируемая дата сноса МКД 3 квартал 2011 года.
Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» (2010 год).
Вышеназванный многоквартирный дом включен в программу переселения.
В качестве исполнителя и главного распорядителя бюджетных средств указана Клинцовская городская администрация, срок реализации программы 2010-2011 годы.
Из содержания данной адресной программы и указанных норм права следует, что Клинцовская городская администрация является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на финансирование сноса расселенных аварийных домов. Обязанность по ликвидации аварийного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления, то есть на Клинцовскую городскую администрацию. Для выполнения возложенных законом на Клинцовскую городскую администрацию функций, она вправе делегировать свои полномочия на создаваемые ею организации, структурные подразделения и учреждения, при этом функции контроля за выполнением таких обязанностей остаются за Клинцовской городской администрацией.
Учитывая, что Комитет по управлению имуществом <адрес> является структурным подразделением администрации и не является органом местного самоуправления, исковые требования прокуратуры <адрес> к Комитету по управлению имуществом <адрес> удовлетворению не подлежат.
Из выписок из ЕГРН усматривается наличие 4 квартир в спорном многоквартирном доме и отсутствие сведений о нахождении данных объектов недвижимости в иной, кроме муниципальной, собственности.
Из пояснений представителя Клинцовской городской администрации следует, что вышеназванный многоквартирный дом расселен, зарегистрированных в нем граждан не имеется.
В судебном заседании установлено, что снос многоквартирного дома до настоящего времени не осуществлен.
Таким образом, поскольку Клинцовской городской администрацией в нарушение вышеназванных норм до настоящего времени не осуществлен снос многоквартирного дома, признанного подлежащим сносу более 10 лет назад, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в длительном неисполнении сноса расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Данное бездействие Клинцовской городской администрации может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, а сохранение данного аварийного объекта в условиях свободной доступности неограниченному кругу лиц, влечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что выполнение мероприятий по сносу многоквартирного жилого дома требует временных затрат, а также наличие соответствующих денежных средств, проведения аукционных мероприятий, учитывая мнение представителя истца о сроках исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до одного года со дня вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, достаточен для исполнения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░