Решение от 15.09.2021 по делу № 3а-364/2021 от 28.04.2021

Дело №а-364/2021

25OS0000-01-2021-000393-49

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.

при секретаре Бондаренко С.В.

с участием прокурора Прытковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Багирова ... к министерству строительства Приморского края, Муниципальному комитету Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо - администрация Надеждинского муниципального района Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

Багиров А.Ф. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 454 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно градостроительному плану земельного участка, выполненному в 2007 году, он имеет вид разрешенного использования – общественно-деловые цели, строительство магазина.

Решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края № 742 от 6 мая 2013 года утверждены Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, в соответствии с которыми функциональная и территориальная зоны (ОД) в месте расположения земельного участка совпадали с видом его разрешенного использования (для общественно-деловых целей).

Распоряжением департамента градостроительства Приморского края №35 от 4 июня 2018 года в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения внесены изменения, земельный участок отнесен к территориальной зоне озеленения специального назначения (СН-5), градостроительный регламент которой не предусматривает возможность использования земельного участка для общественно-деловых целей, в том числе для строительства магазина.

Просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденные решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от 6 мая 2013 года № 742 (в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года №35) в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны озеленения специального назначения (СН - 5).

До рассмотрения дела по существу суд привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения, в качестве заинтересованного лица - администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края.

В судебном заседании представитель административного истца Багирова А.Ф. - Чеков С.В. поддержал административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Багиров А.Ф. не был уведомлен о планируемом изменении территориальной зоны его земельного участка, в связи с чем, процедура принятия оспариваемого нормативного акта нарушена.

Представитель административного ответчика - министерства строительства Приморского края Томилина И.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Суду пояснила, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с предоставленными департаменту градостроительства Приморского края полномочиями, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения. Установленная в отношении земельного участка территориальная зона специального назначения (СН-5) соответствует функциональному зонированию земельного участка согласно Генеральному плану Надеждинского сельского поселения (функциональная зона озелененных территорий специального назначения).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица -администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Сараева М.Ю. возражала против удовлетворения административного иска по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Суду пояснила, что администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края соблюден установленный градостроительным законодательством порядок проведения публичных слушаний по проекту документа территориального планирования и материалов его обоснования «Внесение изменений в правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения». Кроме того, 18 июля 2017 года от Багирова А.Ф. в администрацию поступило заявление о внесении границ его земельного участка в материалы Генерального плана и Правил землепользования и застройки с учетом публичных слушаний, а также зонирования территории и правил землепользования и застройки. Обращение было рассмотрено на публичных слушаниях и на заседании соответствующей рабочей группы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Прытковой М.В., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- в том числе, ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым представительный орган местного самоуправления сельского поселения принимает муниципальные правовые акты.

Решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от 29 апреля 2013 года № 741 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Надеждинского сельского поселения, вступившие в силу со дня их официального опубликования в печатном издании – «Ведомости Надеждинского сельского поселения», № 7, 7 мая 2013 года. Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Надеждинского сельского поселения.

В силу положений статьей 4, 5 Закона Приморского края от 29 июня 2009 года № 46-КЗ «О градостроительной деятельности на территории Приморского края» и статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» с 1 января 2015 года полномочия по подготовке и утверждению генеральных планов сельских поселений, в том числе Надеждинского муниципального района Приморского края, а также по внесению в них изменений осуществляются Администрацией Приморского края в лице уполномоченного департамента градостроительства Приморского края (за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний).

В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент градостроительства Приморского края переименован в министерство строительства Приморского края и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о министерстве строительства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года № 35 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Приморского края, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 июня 2018 года, а также 13 июня 2018 года в печатном издании «Приморская газета», спецвыпуск от №69 (1563).

В настоящее время Правила землепользования и застройки на территории Надеждинского сельского поселения действуют в редакции распоряжения министерства строительства Приморского края от 27 декабря 2019 года № 142 «О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года № 35 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края», опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 декабря 2019 года, спецвыпуск, № 2(1736).

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Багирова А.Ф. на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 454 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, местоположение установлено <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту от 22 февраля 2013 года, выписке из ЕГРН от 27 февраля 2020 года земельный участок представляет собой единое землепользование и состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами №, №.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с первоначальной редакцией Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения земельный участок Багирова А.Ф. относился к зоне ОД – общественно-деловая территориальная зоне.

Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от №35 от 4 июня 2018 года указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне озеленения специального назначений (СН- 5).

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением полномочий органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В связи с тем, что решением Приморского краевого суда от 14 декабря 2018 года по административному делу №, определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года по делу № установлено, что распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 4 июня 2018 года № 35 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения принято уполномоченным органом государственной власти Приморского края в установленной форме, с соблюдением порядка его принятия, также оно прошло процедуру официального опубликования, в рамках рассмотрения настоящего дела суд повторно не устанавливает данные обстоятельства.

Доводы административного истца о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного акта по основанию его неуведомления о планируемых изменениях территориального зонирования в отношении принадлежащего ему земельного участка не основаны на законе и опровергаются материалами дела.

Как установлено по делу, согласно протоколу № 2 проведения публичных слушаний по проекту внесений изменений в генеральный план Надеждинского сельского поселения, по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения от 18 июля 2017 года, на публичных слушаниях рассмотрено заявление Багирова А.Ф. от 18 июля 2017 года № 9508, в котором он просит внести границы земельного участка с кадастровым номером № в материалы Генерального плана и Правила землепользования и застройки с учетом публичных слушаний, а также зонирования территории и правил землепользования и застройки (л.д. 114, 143).

Также заявление Багирова А.Ф. рассмотрено на заседании рабочей группы и согласно протоколу № от 14 августа 2017 года принято решение об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером № функциональной зоны специального назначения, территориальной зоны «СН-5» (л.д. 140-143).

Относительно доводов Багирова А.Ф. о нарушении его прав в связи с отнесением земельного участка к территориальной зоне озеленения специального назначений (СН- 5), не допускающей его использования в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, несоблюдения принципа баланса частных и публичных интересов суд приходит к следующему.

Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом, в ходе подготовки правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

В свою очередь поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2, статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения и если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения - органами местного самоуправления муниципального района; в инициативном порядке - физическими лицами (пункты 3, 4, 5).

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального района.

Учитывая, что концепция сохранения видовых пространств Надеждинского сельского поселения была воплощена в материалах Генерального плана Надеждинского сельского поселения, что подтверждается представленной схемой с отображением функциональных зон, входящих в состав карт изменений в Генеральный план Надеждинского сельского поселения, соблюдение ее принципов являлись обязательными для органов исполнительной власти при установлении территориальной зоны в отношении спорной территории. В противном случае Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения не соответствовали бы документу территориального планирования, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, исходя из установленного частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ принципа первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, установление в отношении земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны озеленения специального назначения (СН-5) требованиям градостроительного законодательства не противоречит.

Довод административного истца о том, что функциональная территориальная зона озеленения специального назначения (СН-5) установлена без учета фактического использования земельного участка, суд находит несостоятельным, поскольку территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.

При этом, как установлено в судебном заседании, 2 марта 2017 года от администрации Надеждинского муниципального района в адрес департамента и градостроительства Приморского края поступило предложение об установлении зоны рекреационного назначения с видом использования «охрана природных территорий» на земельном участке с кадастровым номером № при внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения. (л.д. 147)

Указанное предложение рассмотрено на заседании рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образовании Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, действующей на основании приказа департамента градостроительства Приморского края от 21 октября 2016 года № 1831 (далее - рабочая группа).

Согласно протоколу от 3 апреля 2017 года № по итогам рассмотрения предложений рабочей группой принято решение об установлении в генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером № рекреационной зоны. (л.д. 144-146).

Ссылки представителя административного истца в судебном заседании на невозможность использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, а именно - строительство магазина, основанием к удовлетворению административного иска не являются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

При этом в судебном заседании установлено, что на земельном участке административного истца расположены объекты торговли.

Доводы административного истца об изменении территориального зонирования только в месте расположения его земельного участка без изменения зонирования в отношении смежных земельных участков не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства к предмету спора по настоящему административному делу не относятся.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ считает подлежащим опубликованию сообщение о принятом решении суда в официальных печатных изданиях исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░ 2013 ░░░░ № 742 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2018 ░░░░ №35) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ 5) - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-364/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Багиров Амин Фазиль оглы
Ответчики
Министерство строительства Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Пилипенко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация административного искового заявления
28.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2021Подготовка дела (собеседование)
30.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
19.08.2021Подготовка дела (собеседование)
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее