(номер дела суда первой инстанции 2а-1635/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июля 2024 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Богатыревой Е.В.,
судей – Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи – Беретарь Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования по доверенности ФИО3 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» о выделении денежных средств и приобретении медицинского оборудования - удовлетворить.
Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для приобретения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» необходимого оборудования для укомплектования патолого-анатомического отделения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница», согласно Приказу Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ N?179н, а именно: - систему обработки тканевых образцов МВД автоматическая - 1 ед.; - устройство для заливки гистологических образцов - 1ед.; - микротом ротационный - 3 ед.; - микротом криостатический - ед.; - баню водяную для расправления тканевых срезов - 4 ед.; - устройство для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВ Д, полуавтоматическое - 1 ед.; - устройство для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД - 5 ед.; - микроскоп световой стандартный - 10 ед.; - термостат лабораторный для чистых помещений - 7 ед.; - центрифугу настольную общего назначения -3 ед.; - машину моющую для лабораторной посуды - 1 ед.; - прикладное программное обеспечение для лабораторных анализаторов ИВД -1 ед.; - комплект оборудования для проведения аутопсии - 1 ед.; - стол для аутопсии - 3 ед.
Обязать ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» в течение шести месяцев с момента выделения Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея денежных средств приобрести следующее оборудование для укомплектования патолого-анатомического отделения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница», согласно Приказу Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ N? 179н: - систему обработки тканевых образцов МВД автоматическая - 1 ед.; - устройство для заливки гистологических образцов - 1ед.; - микротом ротационный - 3 ед.; - микротом криостатический - ед.; - баню водяную для расправления тканевых срезов - 4 ед.; - устройство для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВ Д, полуавтоматическое - 1 ед.; - устройство для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД - 5 ед.; - микроскоп световой стандартный - 10 ед.; - термостат лабораторный для чистых помещений - 7 ед.; - центрифугу настольную общего назначения -3 ед.; - машину моющую для лабораторной посуды - 1 ед.; - прикладное программное обеспечение для лабораторных анализаторов ИВД -1 ед.; - комплект оборудования для проведения аутопсии - 1 ед.; - стол для аутопсии - 3 ед.
В удовлетворении иска прокурора <адрес> к Министерству здравоохранения Республики Адыгея о выделении денежных средств отказать.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения прокурора ФИО4, представителя Министерства здравоохранения РА по доверенности ФИО5, возражавших против доводов апелляционной жалобы, представитель ТФОМС РА по доверенности ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» об обязании совершить действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой города, с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, по поручению прокуратуры Республики Адыгея, проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница», по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
Так, приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ N?179н «О Правилах проведения патолого-анатомических исследований» (далее - Правила) утвержден перечень медицинского лабораторного гистологического оборудования, которое должно функционировать в патолого-анатомических бюро (отделениях) второй группы.
Патолого-анатомическое отделение ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» относится ко второй группе патолого-анатомических отделений.
В ходе проверки было установлено, что в патолого-анатомическом Учреждения отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное приложением N? 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N? 179н, в следующем количестве:
- система обработки тканевых образцов МВД автоматическая - 1 ед.,
- устройство для заливки гистологических образцов - 1 ед.,
- микротом ротационный - 3 ед.,
- микротом криостатический - ед.,
- баня водяная для расправления тканевых срезов - 4 ед.,
- устройство для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВ Д, полуавтоматическое - 1 ед.,
- устройство для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД - 5 ед.,
- микроскоп световой стандартный - 10 ед.,
- термостат лабораторный для чистых помещений - 7 ед.,
- центрифуга настольная общего назначения -3 ед.,
- машина моющая для лабораторной посуды - 1 ед.,
- прикладное программное обеспечение для лабораторных анализаторов ИВД - 1 ед.,
- комплект оборудования для проведения аутопсии - 1 ед.,
- стол для аутопсии - 3 ед.
Как указывает истец, указанное оборудование является обязательным в функционировании подразделения Учреждения.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Учреждения внесено представление об устранении указанных нарушений, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что для укомплектования необходимым медицинским оборудованием необходимо выделение дополнительных бюджетных денежных средств.
С учетом положений Федерального закона от 21.11.2011 N? 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ просил:
- обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для приобретения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» необходимого оборудования для укомплектования патолого-анатомического отделения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница», согласно Приказу Министерства здравоохранения России от 24.03.2016 N?179н, а именно: - система обработки тканевых образцов МВД автоматическая - 1 ед., - устройство для заливки гистологических образцов - 1ед., - микротом ротационный - 3 ед., - микротом криостатический - ед., - баня водяная для расправления тканевых срезов - 4 ед., - устройство для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВ Д, полуавтоматическое - 1 ед., - устройство для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД - 5 ед., - микроскоп световой стандартный 10 ед., - термостат лабораторный для чистых помещений - 7 ед., - центрифуга настольная общего назначения -3 ед., - машина моющая для лабораторной посуды - 1 ед., - прикладное программное обеспечение для лабораторных анализаторов ИВД -1 ед., - комплект оборудования для проведения аутопсии - 1 ед., - стол для аутопсии - 3 ед.;
- обязать ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств Министерством здравоохранения Республики Адыгея приобрести указанное оборудование для укомплектования патологоанатомического отделения ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница».
В апелляционной жалобе представитель ТФОМС РА по доверенности ФИО7 просит решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой <адрес>, поручению прокуратуры Республики Адыгея и с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, проведена проверка соблюдения ГБУЗ РА «Адыгейская клиническая больница» законодательства в сфере здравоохранения, по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
Так, приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ N?179н «О Правилах проведения патолого-анатомических исследований» утверждены Правила проведения патолого-анатомических исследований.
Приложением N?3 к Правилам утвержден Стандарт оснащения патолого-анатомического бюро (отделения).
Патолого-анатомическое отделение ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» относится ко второй группе патолого-анатомических отделений.
В ходе проверки было установлено, что в патолого-анатомическом отделении ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» отсутствует необходимое оборудование, предусмотренное приложением N? 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N? 179н, в следующем количестве:
- система обработки тканевых образцов МВД автоматическая - 1 ед.,
- устройство для заливки гистологических образцов - 1 ед.,
- микротом ротационный - 3 ед.,
- микротом криостатический - ед.,
- баня водяная для расправления тканевых срезов - 4 ед.,
- устройство для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВ Д, полуавтоматическое - 1 ед.,
- устройство для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД - 5 ед.,
- микроскоп световой стандартный - 10 ед.,
- термостат лабораторный для чистых помещений - 7 ед.,
- центрифуга настольная общего назначения -3 ед.,
- машина моющая для лабораторной посуды - 1 ед.,
- прикладное программное обеспечение для лабораторных анализаторов ИВД - 1 ед.,
- комплект оборудования для проведения аутопсии - 1 ед.,
- стол для аутопсии - 3 ед.
Как указывает истец, указанное оборудование является обязательным в функционировании подразделения Учреждения.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Учреждения внесено представление об устранении указанных нарушений, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о том, что для укомплектования необходимым медицинским оборудованием необходимо выделение дополнительных бюджетных денежных средств.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения отзывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 N? 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ст. 79 Закона N? 323-ФЗ на медицинскую организацию возложена обязанность организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Исходя из Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публичноправового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии со статьями 37,38 Федерального закона от 29.11.2010
N?326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании» ГБУЗ РА «АРКБ» финансируется за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея в соответствии с заключенным договором со страховой медицинской организацией.
Согласно пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.2021 N?273 «Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» средства нормированного страхового запаса Федерального фонда и нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий (далее соответственно - мероприятия, средства для финансового обеспечения мероприятий) предоставляются: территориальным фондом - медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 21.11.2011 N?323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принята
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Республики Адыгея медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 декабря 2023 N? 373, включающая в том числе перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства Учреждение (в целях надлежащего оказания медицинских услуг), обязано обладать указанным прокурором медицинским оборудованием, а также учитывая, что в указанной части фиксирование Учреждения осуществляется за счет средств, предоставляемых Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат безусловному удовлетворению в отношении указанных лиц.
При этом, в силу приведенных положений в части требований прокурора <адрес> к Министерству здравоохранения Республики Адыгея надлежит отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках вжившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не усматривается.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░3 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░