ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Зыкиной Н.Н., с участием истца Шаталова В.Ф., представителя ответчика администрации Старо-Акульшетского муниципального образования - Галкина О.О., действующего на основании доверенности от 15.11.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-974/2024 по иску Шаталова Василия Федоровича к администрации Старо-Акульшетского муниципального образования о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что является собственником земельного участка засеянного многолетними травами, площадью 4 га (40000 кв.м.), расположенного по адресу: <адрес>, район ТКСИ. Земельный участок приобретен истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4, который являлся собственником земельного участка на основании постановления главы Старо-Акульшетской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Указывает, что имеется факт нарушения его прав собственника земельного участка, ответчик использует земельный участок без его разрешения и заключения с истцом договора аренды.
Шаталов В.Ф. просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 4 га, кадастровый номер не присвоен, порядковый номер на ДД.ММ.ГГГГ №, согласно плану, расположенный по адресу: <адрес>, район ТКСИ.
В судебном заседании Шаталов В.Ф. исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что считает себя собственником земельного участка вместо ФИО4, т.к. у него имеется договор купли-продажи земельного участка, государственный акт, где земельный участок определен под номером 5. В настоящее время ФИО4 умер. На данном участке он осуществлял сенокошение для своего личного подсобного хозяйства, каждый год осуществлял сенокошение, до сих пор осуществляет, визуально знает где расположен его земельный участок, установил на земельном участке колышки, никакие документы он сделать не может, т.к. он показывает кадастровому инженеру где находиться его земельный участок, в ответ ему поясняют, что земля занята, индивидуальной жилой застройкой. Иной земельный участок, чем тот, что указан в его документах, он не желает.
Представитель ответчика Галкин О.О. пояснил, что с момента приобретения земельного участка прошло почти 30 лет, истец не производил межевание земельного участка, не определял характерные точки границ земельного участка, администрация не может пояснить где находиться земельный участок, принадлежащий истцу. Границы муниципального образования определены, район ТКСИ в Старо-Акульшетском муниципальном образовании отсутствует, в документах муниципального образования (похозяйственных книгах) Шаталов В.Ф. не значиться, что Шаталов В.Ф. оплачивал в администрацию не известно, т.к. никаких документов истец не может предоставить. В случае обращения истца в администрацию ему может быть предоставлен земельный участок для его сельскохозяйственных нужд из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с представленными истцом документами на земельный участок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее в судебном заседании пояснил, что в 2020 году внесены изменения в генеральный план Старо-Акульшетского муниципального образования, осуществлена корректировка границ муниципального образования, границы муниципального образования увеличились за счет земель сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного назначения стали землями для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок истца на публичной кадастровой карте не обозначен, кадастрового номера не имеет, на учете в ЕГРП не состоит, на сегодняшний день определить границы земельного участка не представляется возможным.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п.1 ст. 131 ГК РФ).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу (п. 3-4 ст. 131 ГК РФ).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществе и сделок с ним".
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 17 ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав (ч.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка (п. 4.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Частью 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН регулируются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в числе прочих, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч. 8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями части 4 статьи 42.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ) в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ: 1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 названной статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории; 2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Изменение площади земельного участка может производиться посредством перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, уникальной характеристикой земельного участка как недвижимой вещи выступает его площадь, определение которой производится в системе координат на местности. Координаты, в свою очередь, определяются, в том числе с учетом длительно существующих на местности межевых знаков, к которым могут относиться ограждения, строения и т.п.
Как разъяснено в п.п. 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Совокупность приведенных норм закона в единстве с актом легального толкования предполагает, что негаторный иск подлежит удовлетворению при совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: иск заявлен владельцем вещи, адресован лицу, допустившему нарушение права или законного владения, установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и нарушением права собственности. Такое нарушение права на вещь, не связанное с лишением владения, в том числе, может выражаться в ухудшении свойств и качеств вещи, невозможности ее использования по назначению, в том числе и в виде утраты доступа к своему имуществу.
В п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», регулирующей порядок согласования местоположения границ земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ «О кадастровой деятельности» предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с п. 3 ст. 39 ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 2 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Таким образом, границы земельного участка являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек не должно приводить к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016)).
Из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 продал Шаталову В.Ф., принадлежащий ФИО4 на праве личной собственности земельный участок площадью 4 га, засеянный многолетними травами, расположенный в районе ТКСИ, Шаталов В.Ф. в свою очередь оплатил ФИО4 договорную цену участка в размере 3,5 тыс. руб., что следует из расписки от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи удостоверен нотариусом Тайшетской государственной нотариальной конторы за реестровым №, т.е. ФИО4 и Шаталов В.Ф. составили в Тайшетской государственной нотариальной конторе аналогичный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указав следующие характеристики земельного участка - земельный участок в <адрес>, в районе ТКСИ, общей площадью 4000,0 кв.м., находящийся в ведении <адрес> земельного комитета, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исправлена техническая ошибка, допущенная при регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ о продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район ТКСИ, удостоверенного нотариусом Тайшетской государственной нотариальной конторы в реестре за №, выразившаяся в неверном указании площади земельного участка – 4000,00 кв.м., вместо 40000,00 кв.м., верно указать в договоре от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка 4 га (40000 кв.м.).
ФИО4 земельный участок размером 4 гектара, находящийся в районе ТКСИ передавался в частную собственность на основании постановления главы Старо-Акульшетской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также государственного акта №, который содержит чертеж земельного участка в масштабе 1-5000, указаны лица, которые соседствуют со спорным земельным участком, также указано, что земельный участок соседствует с пашнями, предоставлен ФИО4 для ведения личного подсобного хозяйства, в материалах государственного акта имеется схема (чертеж) в масштабе 1-25000, где под номером 5 указан ФИО4
Как усматривается из ответа администрации Старо-Акульшетского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки, находящиеся в собственности, в том числе Шаталова В.Ф., являются ранее учтенными без установленных границ. Точное место положение определить не предоставляется возможным, переадресация не проводилась. Кроме того, администрация разъяснила, что земельные участки, находящиеся в собственности с 1993 года подлежат ежегодному подтверждению и регистрации в похозяйственной книге, распоряжаться земельными участками администрация не имеет права, такое право передано по полномочиям на уровень района.
В судебном заседании установлено, что в генплан Старо-Акульшетского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, утверждены границы муниципального образования, которые прошли соответствующие согласования. Где в границах муниципального образования находиться земельный участок истца неизвестно, имеющиеся у истца документы на земельный участок не препятствовали ответчику внести изменения в генплан, в том числе изменить назначение земельного участка, указанного в документах истца, в случае своевременного уведомления истцом ответчика о правах на спорный земельный участок, по сведениям Росреестра государственный акт №, выданный ФИО4, не значился, если бы у истца имелось право собственности на земельный участок, зарегистрированное в установленном порядке, соответственно, изменения в генплан были бы внесены ответчиком с учетом правоустанавливающих документов истца на земельный участок. В судебном заседании Шаталов В.Ф. не отрицал, что с момента заключения договора купли-продажи с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, межевание земельного участка, установление границ земельного участка, не производил, на кадастровый учет земельный участок не ставил, в администрацию, с имеющимися у него документами на земельный участок, не обращался, место положение земельного участка не устанавливалось, адресация не проводилась.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, перечисленные нормы права, суд, принимая во внимание, что с момента приобретения (покупки) земельного участка Шаталов В.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время никаких действий по регистрации права собственности не предпринимал, на кадастровый учет земельный участок не ставил, за определением адреса не обращался, межевание земельного участка не производил, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка, указанного в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 4 га (40000 кв.м.).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 4 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.