Дело №2а-841/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Урюпинск 22 октября 2019 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Миронова А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.,
с участием:
представителя административного истца – Чалого В.С.,
административного ответчика – Чикиновой Н.Ю.,
представителя административного ответчика – Ухловой Е.А.
заинтересованных лиц - Кузнецовой В.А., Боковой Л.А., Беляева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джабиевой Т.В. к государственному регистратору межмуниципального отдела по г. Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании решения незаконным,
установил:
Джабиева Т.В. обратилась в суд с административным иском к государственному регистратору межмуниципального отдела по г. Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 06 марта 2019 года были удовлетворены исковые требования Джабиевой Т.В. к Кузнецовой В.А., Беляеву А.А., Боковой Л.А. о прекращении права общей долевой собственности и выделении доли. Решением суда прекращено право общей долевой собственности Джабиевой Т.В. на жилой дом по адресу: <адрес>. Джабиевой Т.В. выделена в натуре изолированная часть дома соответствующая 25/100 долей в праве общей долевой собственности.
19 июля 2019г. представитель Джабиевой Т.В. – Житенева М.Ю. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке принадлежащего Джабиевой Т.В. объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права.
Решением государственного регистратора межмуниципального отдела по г. Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Чикиновой Н.Ю. от 06 августа 2019 года государственная регистрация прав приостановлена, поскольку не подтверждены полномочия представителя заявителя; не представлены заявления от остальных участников общей долевой собственности. В представленном техническом плане отсутствует разрешение на строительство или реконструкцию здания, в техническом плане не указан исходные объект из которого произведен выдел регистрируемого помещения.
Полагает, что решение государственного регистратора не соответствует закону, поскольку ей представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям закона.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просит признать решение государственного регистратора от 06 августа 2017 года № о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель административного истца Чалый В.С. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие своего доверителя, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик Чикинова Н.Ю. и представитель административного ответчика Ухлова Е.А. возражали против удовлетворения иска по основаниям указанным в возражениях.
Заинтересованные лица Кузнецова В.А., Бокова Л.А., Беляев А.А., просили разрешить иск на усмотрение суда.
Допрошенный в судебном заседании специалист Краснов Д.В. пояснил, что он подготавливал технический паспорт на часть дома Джабиевой Т.В., в техническом паспорте он указал все необходимые и требуемые сведения, в том числе указал и на данные исходного объекта, в частности кадастровый номер.
Суд, учитывая, что иные лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не признана обязательной, в судебное заседание не явились, с учетом мнения сторон, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности», предусмотрено, что решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном данной статьей. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Джабиевой Т.В. к Кузнецовой В.А., Беляеву А.А., Боковой Л.А. о прекращении права общей долевой собственности и выделении доли. Решением суда прекращено право общей долевой собственности Джабиевой Т.В. на жилой дом по адресу: <адрес>. Джабиевой Т.В. выделена в натуре изолированная часть дома соответствующая 25/100 долей в праве общей долевой собственности.
С целью постановки жилого помещения на кадастровый учет, Джабиевой Т.В. подготовлен технический план.
19 июля 2019г. представитель Джабиевой Т.В. – Житенева М.Ю. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке принадлежащего Джабиевой Т.В. объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, в том числе, обращения с заявлением ненадлежащего лица; непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета; несоответствия формы и (или) содержания документа требованиям законодательства Российской Федерации; подписания документа неправомочными лицами; непредставления (непоступления) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных по межведомственным запросам, или наличие информации об отсутствии запрошенных документов; представления заявления о государственном кадастровом учете объекта, не являющегося объектом недвижимости; нарушения законодательного запрета, не допускающего совершаемое образование объекта недвижимости путем раздела или выдела доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым(и) объектом(ами) недвижимости; наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, в отношении помещений, законодательно установлено, что не допускается постановка на кадастровый учет, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Решением государственного регистратора межмуниципального отдела по г. Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Чикиновой Н.Ю. от 06 августа 2019 года государственная регистрация прав приостановлена, поскольку не подтверждены полномочия представителя заявителя; не представлены заявления от остальных участников общей долевой собственности. В представленном техническом плане отсутствует разрешение на строительство или реконструкцию здания, в техническом плане не указан исходные объект из которого произведен выдел регистрируемого помещения.
Не согласившись с указанным приостановлением, Джабиева Т.В. обжаловала его в апелляционную комиссию, решением апелляционной комиссии № от 11 сентября 2017 года, Джабиевой Т.В. отказано в принятии к рассмотрению заявления, в виду несоответствия заявления Положению о порядке формирования и работы апелляционной комиссии.
Обращаясь в суд с административным иском об оспаривании решения, Джабиева Т.В. указывает на то, что обстоятельства послужившие причиной приостановки регистрации права не основаны на законе.
Пункт 2 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.
В части 2 статьи 49 ГК РФ под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям.
Пункт 6 статьи 40 Закона о регистрации прямо предусматривает, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
На основании п. 4 ч. 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Жилой дом по адресу: <адрес>, состоит из 4 обособленных жилых помещений, являющихся самостоятельными изолированными объектами. Данный факт установлен вступившим с илу решением суда. Объект недвижимости был образован на основании вступившего в законную силу решения суда от 06 марта 2019 года и фактически представляет собой часть жилого дома.
Ответчик указывает на необходимость одновременного обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимости с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении таких объектов, а также о прекращении права общей долевой собственности на исходный объект недвижимости.
Общая долевая собственность Джабиевой Т.В. на жилой дом прекращена вступившим в силу решением суда, которое подлежит исполнению органом регистрации прав в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Схожие положения содержатся в ч. 1 ст. 16 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 названного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ). В частности, согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 названного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Таким образом, являются незаконными требования органа регистрации прав о необходимости представления отдельного заявления о прекращении права общей долевой собственности, а также обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества.
Указание ответчика на то, что технический паспорт не соответствует предъявляемым требованиям, суд находит несостоятельными.
В силу положений ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости) (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ.
Указанные сведения, как следует из ст. 24 названного закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (ч. 4 ст. 24 Закона N 218-ФЗ). При этом пп. 37 п. 3.5 Порядка предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
В текстовой части технического плана, как следует из ч. 10 ст. 24 названного федерального закона, указываются, в том числе сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения. Более подробный перечень из 17 пунктов основных сведений в отношении помещения, подлежащих внесению в ЕГРН, содержится в пп. 35 п. 3.5 Порядка.
Представленный технический план соответствует предъявляемым к нему требованиям, содержит необходимую информацию о объекте кадастрового учета, содержит сведения о кадастровом номере исходного объекта. При этом, в государственном реестре имеется полная информация об исходном объекте.
Согласно п.46 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 при прекращении существования объекта недвижимого имущества в связи с его преобразованием (разделом, выделом, объединением, перераспределением) сведения о частях объекта недвижимости, актуальные на дату осуществления кадастрового учета, переносятся, если иное не установлено федеральным законом, в записи об объектах недвижимого имущества, образованных в результате такого преобразования, в тех же границах, за исключением случаев, установленных статьей 60 Закона.
Согласно пояснениям ответчиков содержащихся в возражениях, при обращении с заявлением доверенность представлена была. Данный факт также подтверждается наличием доверенности в представленной суду копии регистрационного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что причины послужившие основанием для приостановки кадастрового учета и регистрации прав не основаны на законе в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2018░. № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.