Дело № 2а-2023/2023 (УИД 65RS0001-01-2022-011876-40)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Бортниковой А.Г., при секретаре Краснопольской О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственной инспекции труда в Сахалинской области к прокуратуре Сахалинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
государственная инспекция труда в Сахалинской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что направила на согласование в прокуратуру Сахалинской области план контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год, при этом, прокурором из согласования исключена выездная проверка на плановое контрольное (надзорное) мероприятие № в ГКУЗ <данные изъяты>. Полагает данное решение прокурора нарушает права ГИТ в Сахалинской области на осуществление деятельности. Просит признать незаконным исключение (отказ) прокурора Сахалинской области в выездной проверке ГИТ в Сахалинской области на плановое контрольное (надзорное) мероприятие № в ГКУЗ <данные изъяты> и отменить его, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение.
Определением суда от 06 февраля 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен первый заместитель прокурора Сахалинской области ФИО
В судебном заседании представитель административного ответчика – прокуратуры Сахалинской области ФИО с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, на основании ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).
Отношения, возникшие между сторонами, регулируются положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц (далее Закон 248-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 3 Закона 248-ФЗ порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) устанавливается для вида федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Положением о виде контроля определяются, в том числе, контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля.
Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании (ч. 1 ст. 26 Закона 248-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, которое действует до 1 июня 2023 г., утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу ст. 7 Закона 248-ФЗ деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения или не включения в них плановых контрольных (надзорных) мероприятий, вносят предложения уполномоченным должностным лицам контрольных (надзорных) органов об устранении выявленных замечаний. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 61 Закона 248-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428 утверждены Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года. Формирование планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с учетом особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Правительством Российской Федерации, начиная с планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (п.п. 1, 2).
Согласно вышеуказанным Правилам ежегодные планы формируются следующими контрольными (надзорными) органами - федеральные органы исполнительной власти (включая территориальные органы). Проект ежегодного плана формируется в машиночитаемом виде с использованием единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а также информационной системы контрольного (надзорного) органа и (или) иных информационных систем, созданных в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Проект ежегодного плана формируется на основе перечней объектов контроля по видам государственного контроля (надзора), видам муниципального контроля, содержащимся в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля для категорий риска, к которым отнесены объекты контроля. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе, вид государственного контроля (надзора), виды контрольных (надзорных) мероприятий, предмет контрольных (надзорных) мероприятий, сроки их проведения. Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют рассмотрение проекта ежегодного плана в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 61 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Представление проекта ежегодного плана на согласование в органы прокуратуры осуществляется посредством его размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом (далее - уполномоченные должностные лица), в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Уполномоченные должностные лица до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает их учет в ежегодном плане посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждают в машиночитаемом формате ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана. (п.п. 2,5,6,8,9,10,11,12 Правил).
Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования, утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294.
Рассмотрение проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий производится органами прокуратуры в пределах компетенции: прокурорами субъектов Российской Федерации или их заместителями - в части проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий межрегиональных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъекту Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения в них объектов контроля, полноты и достоверности представленных сведений о контрольных мероприятиях в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ и Правил, с использованием ЕРКНМ вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в проект ежегодного плана. Указанные предложения вносят заместители прокурора субъекта Российской Федерации. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает действие обжалуемого решения. По результатам рассмотрения жалобы о несогласии с предложениями органа прокуратуры вышестоящим прокурором в течение 5 рабочих дней с момента регистрации жалобы в АПК "Надзор-WEB", но не позднее 12 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, принимается решение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении доводов жалобы. (п.п. 2.1-2.4 Порядка рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования).
Как установлено судом, подтверждается материалами дела 22 августа 2022 года государственной инспекцией труда в Сахалинской области создан в ФГИС ЕРКНМ проект плана проверок на 2023 год с указанием о контрольных (надзорных) мероприятиях и направлен на согласование посредством ФГИС ЕРКНМ в прокуратуру Сахалинской области, в том числе, в отношении ГКУЗ <данные изъяты> (учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия №). По результатам рассмотрения указанного проекта плана на предмет законности включения в него объектов контроля, полноты и достоверности представленных сведений о контрольных мероприятиях прокуратурой Сахалинской области посредством размещения в ФГИС ЕРКНМ принято решение об исключении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ГКУЗ <данные изъяты>, поскольку в нарушение требований пунктов 10,11 Постановления Правительства РФ от 27.10.2021г. № 1844 при осуществлении выездной проверки не предусмотрено применение проверочного листа, действия, предусмотренные в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в нарушение ч. 2 ст. 9 Закона 248-ФЗ не соответствуют виду контрольного (надзорного) мероприятия, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия выходит за пределы действия Постановления Правительства РФ № 1230. Данное предложение внесено первым заместителем прокурора Сахалинской области ФИО и обжаловано ГИТ в Сахалинской области прокурору области. По результатам рассмотрения жалоба ГИТ в Сахалинской области оставлена без удовлетворения.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным решения прокуратуры Сахалинской области по невключению контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ГКУЗ <данные изъяты> в проект ежегодного плана по следующим основаниям.
Согласно ст. 19 Закона 248-ФЗ единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается, в том числе, в целях учета проводимых контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер; обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации. Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий путем использования справочника видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из видов контроля, включенных в единый реестр видов контроля и иных справочников. Справочник вида контроля, указанный в абзаце первом настоящей части, включает в себя информацию в соответствии с правилами формирования и ведения реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, единый реестр включает в себя, в том числе сведения о ходе и результатах согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, а также внесение в него изменений. Состав сведений и сроки их внесения в единый реестр приведены в приложении к настоящим Правилам. Каждой записи в едином реестре, включающей в себя совокупность данных о профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях, актах, решениях контрольных (надзорных) органов, а также результатах досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия. Под учетным номером контрольного (надзорного) мероприятия в целях настоящих Правил понимается номер электронного паспорта профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Сведения вносятся в единый реестр контрольными (надзорными) органами исключительно посредством использования справочников и классификаторов, которые формируются в автоматическом режиме на основе сведений, включенных в единый реестр видов контроля и Федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований" (далее - реестр обязательных требований) (в отношении данных, для которых установлено наличие соответствующих справочников, предусмотренных приложением к настоящим Правилам). При формировании электронного паспорта контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия используется справочник видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из видов контроля, включенных в единый реестр видов контроля, с применением следующих справочных значений, содержащихся в едином реестре видов контроля, в том числе, виды контроля (включая номер и наименование вида контроля); контрольные (надзорные) мероприятия и профилактические мероприятия по видам контроля (надзора); контрольные (надзорные) действия, осуществляемые в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, по видам контроля (надзора); проверочные листы. Контрольные (надзорные) органы, руководители контрольных (надзорных) органов, их структурные подразделения и ответственные лица несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений, размещаемых ими в едином реестре, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.п. 5,6,8,10,11,19).
Приложением к Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрено, что сведения о применяемом проверочном листе при выездной проверке вносятся в момент согласования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии со ст. 53 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 10, 11 Требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 предусмотрено, что проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении таких плановых контрольных (надзорных) мероприятий как выездная проверка. В случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа. При наличии в Федеральной государственной информационной системе "Реестр обязательных требований" сведений, отражающих содержание обязательных требований, формы проверочных листов формируются на их основе.
Как следует из представленных административным ответчиком документов, не оспаривается административным истцом, что в паспорте контрольного (надзорного) мероприятия № не предусмотрено применение проверочного листа, сведения о котором должны быть внесены в момент согласования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Статьей 56 Закона № 248-ФЗ установлены виды контрольных (надзорных) мероприятий, к числу которых относится, в том числе, выездная проверка (осуществляемая путем взаимодействия с контролируемым лицом).
Положениями частей 1 и 2 статьи 9 Закона № 248-ФЗ определено, что выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны ограничиваться только теми контрольными (надзорными) мероприятиями и контрольными (надзорными) действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований.
Согласно ч. 8, 9 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, п. 48 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, в ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.
Вместе с тем, ГИТ в Сахалинской области в рамках контрольного (надзорного) мероприятия № заявлены контрольные (надзорные) действия (осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов), которые не соответствуют виду контроля (надзора) – выездная проверка.
Кроме того, проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия запланировано ГИТ в Сахалинской области на 01.11.2023г., то есть, за пределами действия Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, установленных им полномочий Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
С учетом изложенного, решение административного ответчика по исключению выездной проверки ГКУЗ <данные изъяты> из плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год является законным, решение принято в рамках полномочий органов прокуратуры в установленном порядке.
Поскольку осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 354 ТК РФ является не правом, а обязанностью федеральной инспекции труда, судом отклоняются доводы административного истца о нарушении прокуратурой Сахалинской области права ГИТ в Сахалинской области на осуществление деятельности.
Кроме того, для осуществления полномочий по контролю (надзору) ГИТ в Сахалинской области 15 декабря 2022 после рассмотрения предложений органов прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утвержден план проверок на 2023 год, с указанием на проведение восьми проверок.
В связи с изложенным, административным истцом в нарушение требований статьи 62 КАС РФ, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и реализации законных интересов.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.