Дело № 2а-599/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 марта 2016 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Елизаветинское», Российской Федерации, субъекта Забайкальский край
к администрации сельского поселения «Елизаветинское» о признании бездействия, выразившегося в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории сельского поселения «Елизаветинское» незаконным,
об обязании организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории сельского поселения «Елизаветинское»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав следующее: прокуратурой Читинского района в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Читинского района законодательства в сфере предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю.
С 01.03.2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками перешли городским и сельским поселениям, рынок земли активно функционирует, однако сельским поселением «Елизаветинское» не принято мер по организации на территории поселения муниципального земельного контроля. Это влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также не позволяет своевременно пополнять доходы государства и поселения в части арендных и налоговых поступлений.
Ранее в адрес главы администрации СП «Елизаветинское» направлялась информация о необходимости приступить к формированию проекта плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 и 2014 г. Аналогичная информация в адрес главы администрации направлена в июле 2015 г., однако проект плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией СП «Елизаветинское» не сформирован и в прокуратуру района не представлен. Таким образом, администрацией допущено бездействие по организации муниципального земельного контроля.
Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения «Елизаветинское», выразившееся в неорганизации и неосуществлении муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории сельского поселения «Елизаветинское» незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Елизаветинское» организовать осуществление муниципального земельного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в отношении объектов земельных отношений на территории сельского поселения «Елизаветинское».
Определение суда о принятии административного искового заявления, подготовке административного дела к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства направлялось административному истцу и ответчику. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, административным ответчиком в установленный судом срок не представлены.
Судебное разбирательство проводится без устного разбирательства в порядке части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ, регулируются земельным законодательством.
В силу ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совестном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ. При этом п. 20 ч. 1 указанной статьи к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Кроме того, п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Постановлением Правительства Забайкальского края № 50 от 16.02.2015 г. утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского края, пунктом 5 которого определено, что муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений осуществляют органы местного самоуправления городских и сельских поселений Забайкальского края.
Согласно п. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Порядок осуществления муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу п. 2 ст. 6 закона № 294-ФЗ организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. Проверки проводятся в порядке, установленном ст. 9 – 13 Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Уставом сельского поселения «Елизаветинское» установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация СП «Елизаветинское», к полномочиям которой относится организация и осуществление муниципального контроля на территории СП «Елизаветинское».
Из материалов дела видно, что администрацией СП «Елизаветинское» не принято мер по организации на территории поселения муниципального земельного контроля.
Указанные нарушения законодательства влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного округа лиц в сфере земельных правоотношений, а также не позволяют своевременно пополнять доходы государства и поселения в части арендных и налоговых поступлений.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение и исполнение обязанностей в натуре.
Поскольку на администрацию СП «Елизаветинское» законом возложена обязанность по обеспечению организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории сельского поселения «Елизаветинское» и на день вынесения решения суда указанная обязанность не выполнена, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 174-175, 289-290, 292-293 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: