РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-41/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
при секретаре - Горенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Калининградский вагоностроительный завод» к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Калининградский вагоностроительный завод» обратилось в суд 4 декабря 2020 года с административным иском об оспаривании результатов определения стоимости следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 168074 кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов (под существующие здания и сооружения завода), адрес: г.Калининград, ул.Вагоностроительная – Правая набережная;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 31303 кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов (под существующие здания и сооружения завода), адрес: г.Калининград, ул.Вагоностроительная – Правая набережная.
Требования мотивированы тем, что указанные земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года земельного участка с кадастровым номером № – в размере 75 498 840,8 руб., земельного участка с кадастровым номером № – в размере 14 061 307,6 руб.
Сведения об установленной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 30 января 2020 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером №) и 6 февраля 2020 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером №).
По утверждению административного истца, установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 6 ноября 2020 года № ЗУ-814/2020 оценщика Есиной А.Н. по состоянию на ту же дату составляет соответственно 45 563 000 руб. и 11 659 000 руб., что свидетельствует о нарушении прав административного истца в сфере налогообложения.
С учетом изложенного административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года – 45 563 000 руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года - 11 659 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца – Быков А.И. административные исковые требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель администрации городского округа «Город Калининград» - Спорыхина А.Г. не возражала против удовлетворения административного иска.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Калининградской области, Правительства Калининградской области и заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и администрации городского округа «Город Калининград», показания допрошенного в качестве свидетеля оценщика Есиной А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером № – с 21 февраля 2012 года, земельный участок с кадастровым номером № – с 14 мая 2013 года (л.д. 9-10).
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Калининградской области» установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года земельного участка с кадастровым номером № – в размере 75 498 840,8 руб., земельного участка с кадастровым номером № – в размере 14 061 307,6 руб.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков сведения об установленной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН соответственно 30 января 2020 года и 6 февраля 2020 года (л.д. 7-8).
В соответствии с постановлением правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 для целей налогообложения установленная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость применяется с 1 января 2020 года.
Поскольку очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.
Таким образом, несоответствие кадастровой стоимости земельных участков, которое не обусловлено индивидуальными характеристиками и особенностями оцениваемых земельных участков, их рыночной стоимости влечёт определение налоговой базы по земельному налогу в экономически необоснованном размере с 1 января 2020 года.
С учетом приведенных норм закона суд полагает, что права административного истца могут быть защищены лишь посредством установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование требований ОАО «Калининградский вагоностроительный завод» представило отчёт от 6 ноября 2020 года № ЗУ-814/2020 об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года, составленный частнопрактикующим оценщиком Есиной А.Н. (л.д. 11-40).
Из содержания отчета об оценке и показаний допрошенного в качестве свидетеля оценщика Есиной А.Н. следует, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена путем сравнительного подхода с использованием информации о 4 объектах-аналогах, отобранных в ходе анализа информации о земельных участках, относящихся к сегменту рынка: земельные участки, пригодные для застройки объектами производственно-промышленной деятельности.
При выборе аналогов основополагающее значение имели разрешенное использование земельных участков, их местоположение (на незначительном удалении от объектов оценки), максимальная приближенность даты предложений в отношении объектов-аналогов к дате оценки (то есть к 1 января 2019 года).
В качестве объектов-аналогов оценщиком отобраны земельные участки, вид разрешенного использования которого сопоставим с разрешенным использованием оцениваемых участков (под строительство объектов промышленного назначения, под строительство производственно-коммунальных объектов и т.п.).
Все объекты-аналоги расположены в пределах городского округа «Город Калининград», предложены к продаже в октябре 2018 года (2 объекта-аналога) и в декабре 2018 года (2 объекта-аналога).
Оценщиком применены корректировки на торг, на площадь (с учетом различия в площади оцениваемых участков и площади объектов-аналогов), на местоположение (с учетом удаленности объектов-аналогов от центра города Калининграда), на объем передаваемых прав (путем применения повышающих коэффициентов к ценовой информации о двух объектах-аналогах, принадлежащих их правообладателям на праве аренды).
Применение корректировок и их размер мотивированы оценщиком.
Изложенные в отчете об оценке сведения об оцениваемых участках и объектах-аналогах проверяемы и достоверны.
Оценщик Есина А.Н. обладает специальными познаниями в области оценочной деятельности, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», гражданская ответственность оценщика застрахована в установленном порядке.
Данных о какой-либо заинтересованности оценщика в исходе дела не имеется.
Не указывает на наличие соответствующих обстоятельств и административный истец.
Законных оснований для признания отчета об оценке недопустимым доказательством не имеется.
В силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
В ходе производства по административному делу, в том числе в определении судьи от 8 декабря 2020 года о принятии административного искового заявления к производству, было разъяснено административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы либо представить имеющиеся у них доказательства в обоснование своих возражений в случае несогласия с заявленными требованиями.
Однако Управление Росреестра по Калининградской области, Правительство Калининградской области и администрация городского округа «Город Калининград» в установленном процессуальным законом порядке не поставили под сомнение достоверность упомянутого отчета об оценке и не указали обстоятельств, которые действительно могут свидетельствовать о неясности, противоречивости или необоснованности отчета об оценке.
Таким образом, представленные административным истцом доказательства не опровергнуты ответчиками и заинтересованными лицами и свидетельствуют о том, что установленная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца на взимание земельного налога в экономически обоснованном размере.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░ 4 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 168074 ░░.░, ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 45 563 000 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 31303 ░░.░, ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 11 659 000 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░