Дело № 2а-1131/2022
УИД 39RS0022-01-2022-001715-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Ефременковой В.В.,
при секретаре судебного заседания Горбуновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Велес» к судебному приставу – исполнителю ОСП Черняховского района Брель Ольге Сергеевне, врио начальника ОСП Черняховского района Михеевой Екатерине Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, ЦАФАП БДД ГИБДД УМВД России по Калининградской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Велес» обратилось в суд с административным иском об оспаривании постановления от 17 января 2022 года о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, указав, что данное постановление незаконно и необоснованно, поскольку вынесено без уведомления ООО “Велес» как должника о возбуждении исполнительного производства и установления срока для добровольного исполнения.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела не явились. Административный истец просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства по делу в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112Закона N 229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона N 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП Черняховского района Калининградской области Брель О.С. возбуждено исполнительное производство № в отношении ООО «Велес» на основании акта по делу об административном правонарушении от 13 августа 2021 года, выданного ЦАФАП БДД ГИБДД УМВД России по Калининградской области с предметом исполнения - взыскание с ООО «Велес» административного штрафа в размере 500 рублей, с установлением пятидневного срока для добровольного исполнения. В связи с неисполнением требований исполнительного документа 17 января 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ООО «Велес» исполнительного сбора.
Как указано в постановлении, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
Судом установлено, что Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес административного истца 15.11.2021 по адресу <адрес>, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 15.11.2021(л.д.23).
По данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, на 22 ноября 2021 письмо принято в отделение связи, 24 декабря 2021 года поступило на временное хранение. Данных о получении его адресатом не имеется.
Судом установлено, что 28 января 2021 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в указании юридического адреса юридического лица: <адрес>.
Таким образом, при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора данных о получении ООО «Велес» постановления о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Таким образом, достоверных данных о том, что должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем, на котором лежало бремя доказывания названного обстоятельства в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено, что исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, при исследовании постановления о взыскании исполнительно сбора судом установлено, что в постановлении о взыскании исполнительского сбора отсутствует указание на дату получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель на момент вынесения оспариваемого постановления не обладал надлежащими доказательствами извещения ООО о вынесенном в отношении него постановлении о возбуждении исполнительного производства и установленном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░