Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 27 марта 2024 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Шаталиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-399/2024 по административному исковому заявлению Прокурора г.о. Чапаевск к Администрации г.о. Чапаевск, МБУ «УОиСОС и ЖКХ» г.о. Чапаевск об оспаривании бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о. Чапаевск Самарской области обратился в суд к Администрации г.о. Чапаевск с административным иском об оспаривании бездействия, обязании совершить действия.
В обоснование исковых требований указали, что Прокуратурой города проверено исполнение законодательства при эксплуатации детских игровых площадок на территории г.о. Чапаевск. В соответствии с пунктом 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. На основании п. 3.5.11. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» территория каждого домовладения, как правило, должна иметь в том числе детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст утвержден «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» согласно которому стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов. В соответствии с пунктами 3.5, 3.8 ГОСТ Р 52301-2013 эксплуатант - это общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования. Эксплуатация подразумевает собой стадию жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние). В соответствии со ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры. В ходе выездной проверки установлено, что на детской игровой площадке, расположенной во дворе по <Адрес обезличен> в нарушение требований п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 отсутствует информационная табличка или доска содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования. Согласно информации администрации г.о. Чапаевск указанные детские игровые площадки находятся в муниципальной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 131 органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом самостоятельно. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Чапаевск. Обязать администрацию г.о. Чапаевск в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию детской площадки, расположенной во дворе <Адрес обезличен>, а именно: установить информационную табличку или доску содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования в соответствии с п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МБУ «УОиСОС и ЖКХ» г.о. Чапаевск.
В судебном заседании, представитель административного истца – помощник прокурора г. Чапаевска Самарской области ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации г.о. Чапаевск – ФИО4 возражала против иска.
Представитель административного ответчика МБУ «УОиСОС и ЖКХ» г.о. Чапаевск – в судебное заседание не явился. Представили отзыв.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктом 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей. На основании п. 3.5.11. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» территория каждого домовладения, как правило, должна иметь в том числе детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст утвержден «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» согласно которому стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.8 ГОСТ Р 52301-2013 эксплуатант - это общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования. Эксплуатация подразумевает собой стадию жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние).
В соответствии со ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры.
В ходе выездной проверки установлено, что на детской игровой площадке, расположенной во дворе по <Адрес обезличен> в нарушение требований п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 отсутствует информационная табличка или доска содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.
Согласно информации администрации г.о. Чапаевск указанные детские игровые площадки находятся в муниципальной собственности.
В силу ст. 2, п. 14, 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 131 органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом самостоятельно.
На основании ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В нарушение указанных правовых норм на детской площадке отсутствуют информационные таблички, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения и скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, что влечет угрозу здоровью детей, посещающих площадку.
Таким образом, имеет место бездействие администрации г.о. Чапаевск, которое суд полагает незаконным, поскольку нарушает вышеизложенные нормы права и требования.
Кроме того, представлен Перечень мероприятий в рамках муниципальной Программы по ремонту и содержанию муниципального имущества на <Дата обезличена> с указанием источников и объема финансирования.
При таких обстоятельствах требования Прокурора г. Чапаевск обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7.5 ░░░░ ░ 52301-2013.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░ ░ ░░░» ░.░. ░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░