РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Тютиной Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Склярова С.С.,
административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №) по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ГУФСИН России по ....» к ФИО1 об установлении административного надзора
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по .... обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1., в котором просит установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации, для погашения судимости, то есть на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия и одновременно установить ему следующие административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 23.00 часов до 06.00 часов;
- обязанности являться четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства;
- запретить выезд за пределы .....
В обоснование заявления административный истец указал, что ФИО1, **/**/**** года рождения, приговором мирового судьи судебного участка № .... от **/**/**** признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы с испытательным сроком в 2 года.
Приговором Свердловского районного суда .... от **/**/**** признан виновным в совершении тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Согласно приговора Свердловского районного суда .... от **/**/**** в действиях осужденного признано наличие особо опасного рецидива преступлений.
ФИО1 прибыл в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по .... **/**/****. В период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. В период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
**/**/**** ФИО1 подлежит освобождению из мест лишения свободы в связи с окончанием срока наказания, имеет неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, также период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по .... не явился, извещен надлежащим образом, согласно отметке, содержащееся в административном исковом заявлении просили о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора на срок 8 лет, просил указанный срок снизить. Кроме того возражал против установления административного ограничения в виде установления 4 обязательных явок в орган внутренних дел, поскольку установление такого количества явок будет лишать его возможности осуществлять трудовую деятельность.
Выслушав пояснения административного ответчика, заключение старшего помощника прокурора .... ФИО4, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по последующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом № 64-ФЗ от **/**/**** «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон об административном надзоре).
Согласно статье 1 Закона об административном надзоре под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом; поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Согласно разъяснениям в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **/**/**** N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Судом установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № .... от **/**/**** признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ, условно, с установлением испытательного срока в 2 года.
Приговором .... районного суда .... от **/**/**** ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение ФИО1 по приговору мирового судьи судебного участка № .... от **/**/****. В соответствии со ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к назначенному ФИО1 наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, назначенного ему по приговору мирового судьи судебного участка № .... от **/**/****, в размере 3 месяца. Окончательно к отбытию назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Приговором .... районного суда .... от **/**/**** в действиях ФИО1 установлено наличие отягчающего наказание обстоятельства – особо опасного рецидива преступления.
В настоящее время ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по ...., откуда **/**/**** подлежит освобождению по отбытию срока наказания, назначенного приговором суда.
Согласно характеристике врио старшего инспектора ЕПКТ ФИО5, утвержденной начальником ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по .... ФИО6 осужденный ФИО1 характеризуется отрицательно, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится в строгих условиях отбывания наказания, на путь исправления сознательно не встает. Осужденный ФИО1 отбывает наказание за совершение тяжкого преступления. По прибытию в учреждение желание трудоустроиться не изъявил. Является осужденным отрицательной направленности, придерживается воровской субкультуры. К выполнению требований Правил внутреннего распорядка относится отрицательно, сознательно совершает нарушения установленного порядка отбывания наказания. Разовые поручения категорически отказывается выполнять. В проводимой воспитательной работе участия не принимает, настраивая других осужденных к совершению нарушений установленного порядка отбывания наказания. За период отбывания наказания допустил 29 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что к нему применялись меры взыскания: 3 раза объявлялся выговор, 24 раза водворялся в штрафной изолятор, 1 раз переводился в одиночную камеру. Постановлением начальника учреждения **/**/**** признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, в настоящее время отбывает наказание отбывает меру взыскания в виде перевода в одиночную камеру. На профилактическом учете не состоит. К проводимой индивидуально-воспитательной работе относился отрицательно, из индивидуально-воспитательных бесед должные выводы для себя не делает, профилактической работе не поддается. Правила личной гигиены соблюдает, внешне не всегда опрятен, допускает нарушения формы одежды установленного образца. Спальное место содержит в удовлетворительном состоянии. Социально-полезные связи поддерживает. В общении с администрацией дерзкий, наглый, на контакт идет не охотно. По характеру: грубый, лживый, наглый.
За период отбывания наказания имеет 33 взыскания, поощрений не имеет, что подтверждается справкой начальника отряда ОВРО ФИО7
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по .... от **/**/**** ФИО1 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по .... от **/**/**** ФИО1 переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.
Согласно личного заявления от **/**/**** после отбытия наказания намерен убыть по адресу: .... «б», .....
Согласно информационного письма заместителя начальника ОП-3 МУ МВД России «Иркутское» от **/**/**** возможность проживания ФИО1 по адресу: ...., не подтверждена. По вышеуказанному адресу со слов соседей никто не проживает.
**/**/**** ФИО1 указал, что после отбытия наказания намерен убыть для дальнейшего проживания по адресу: .....
Согласно информационного письма начальника ОП-3 МУ МВД России «Иркутское» от **/**/**** возможность проживания ФИО1 по адресу: ...., не подтверждена. По указанному адресу проживает ФИО8 с семьей, которая пояснила, что ФИО1 ей не знаком, принять его по месту своего жительства отказалась.
**/**/**** ФИО1 указал, что после отбытия наказания намерен убыть по адресу: .....
В ходе судебного разбирательства ФИО1 указал, что после отбытия наказания намерен убыть по месту своей регистрации по адресу: ..... Намерен проживать совместно с матерью.
Согласно ответу адресно-справочной службы ГУ МВД России «Иркутское» ФИО1 имеет регистрацию по адресу: .....
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд, принимая во внимание, что ФИО1 отбывает наказание за совершение преступлений, в том числе, и за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких (ч. 2 ст. 228 УК РФ), данное преступление совершенно ФИО1 при особо опасном рецидиве преступлений, при отбывании наказания ФИО1 признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления административного надзора в отношении ФИО1 после его освобождения из мест лишения свободы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, административный надзор в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенное ФИО1 преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая, положения пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд считает, что административный надзор в отношении ФИО1 должен быть установлен сроком на восемь лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона об административном надзоре - со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Оснований для установления административного надзора на меньший срок, суд не усматривает, поскольку установлено, что преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, совершено ФИО1 при особо опасном рецидиве. При этом вышеприведенные положения пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии со статьей 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона об административном надзоре.
В соответствии с правовой позицией, изложенной пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Суд, с учетом данных о личности ФИО1, обстоятельств совершения преступлений, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления,
против здоровья населения и общественной нравственности, имеющих повышенную общественную опасность, а также факт совершения преступления при особо опасном рецидиве преступлений, принимая во внимание его поведение в период отбывания наказания, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в целях обеспечения надлежащего контроля органом внутренних дел за его поведением, считает целесообразным установить в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23.00 часов до 06.00 часов; обязании являться 3 (три) раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление данных административных ограничений будет способствовать основной задачи, изложенной в статье 2 Закона об административном надзоре, и будет направлено на предупреждение новых преступлений и правонарушений путем оказания на ФИО1 индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Оснований для установления ограничения в виде запрета выезда за пределы территории .... суд не усматривает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Часть 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде: запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В ходе судебного разбирательства, оснований для установления обязательного ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории, не установлено. Преступление, за которое ФИО1 отбывает наказание, не совершено последним против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Кроме того, ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства и после отбытия наказания намерен убыть по месту регистрации.
Установленные в отношении ФИО1 ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В то же время, если установленные судом ограничения действительно будут затруднять осуществление поднадзорным лицом трудовой и иной деятельности, то последний вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об административном надзоре обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ....» ░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, **/**/**** ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░1, **/**/**** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 23.00 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ **/**/****.