Решение
именем Российской Федерации
город Улан-Удэ 22 ноября 2019 года
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Чернышева А.В., при секретаре Пинаевой Е.Б., с участием административного истца Исакова Е.В., представителя административных ответчиков – начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия и жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия Мещерякова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-185/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия <данные изъяты> запаса Исакова Евгения Владимировича об оспаривании действий жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия и начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
установил:
Исаков Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия, связанные с принятием 28 августа 2019 года решения об отказе в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия, связанные с утверждением этого решения, и обязать эту комиссию принять его на такой учёт, а начальника Управления – утвердить это решение.
В обоснование этого требования указал, что проходил военную службу в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия до 5 августа 2019 года. Зарегистрирован в квартире своей матери Исаковой Л.С. по адресу: <адрес>.
Однако с 3 января 2011 года по 5 августа 2019 года фактически проживает по адресу: <адрес>, также принадлежащем его матери на праве собственности, по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Таким образом, хотя он и сохранил регистрацию по прежнему адресу, он более совместно с собственником первого жилого помещения не проживает, и, следовательно, не может считаться членом его семьи.
Считает действия административных ответчиков незаконными, поскольку в период прохождения военной службы он своего жилого помещения не имел и таковым от Управления не обеспечивался, а факт его регистрации по месту жительства его матери по изложенным основаниям не должен был учитываться жилищной комиссией при принятии решения.
В судебном заседании Исаков Е.В. на удовлетворении своих требований настаивал и подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Мещеряков Д.С. требования административного истца не признал и просил в их удовлетворении отказать. В обоснование указал, что Исаков Е.В. не имел оснований быть принятым на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи собственника жилого помещения – его матери, и обеспечен общей площадью жилого помещения в размере, превышающем учётную норму, установленную в городе Улан-Удэ.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданину отказывается в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в случае, если им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на таком учёте.
Согласно пунктам 7, 8 и 11 «Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями», утверждённых приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 590 (с последующим изменениями) и приложению № 3 к этим Правилам, решение жилищной комиссии о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении или об отказе в этом оформляется протоколом, который утверждается руководителем (начальником) подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Как видно из копии рапорта Исакова Е.В. в жилищную комиссию Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия от 31 июля 2019 года, административный истец просил принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствие с копией протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия от 28 августа 2019 года №, комиссия, рассмотрев рапорт Исакова Е.В., ему в этом отказала ввиду того, что представленные им документы не подтверждают его право состоять на таком учёте. Решение утверждено начальником Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия 29 августа 2019 года.
Как видно из копии извещения секретаря жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия от 29 августа 2019 года № №, это решение и основания его принятия доведены до сведения административного истца.
Давая оценку законности этих действий административных ответчиков, суд исходит из следующего.
Согласно абзацам 1, 3 и 12 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
При этом военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями только при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, право военнослужащих на получение жилого помещения за счёт государства не является безусловным, и может быть реализовано только при наличии оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В абзаце 13 части 1 статьи 15 этого же Федерального закона указано, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Из копии выписки от 31 июля 2019 года № из лицевого счёта жилого помещения по адресу: <адрес>, видно, что его общая площадь составляет 47.5 квадратных метра, и в нём зарегистрированы И.Л.С. и Исаков Е.В.. Последний зарегистрирован по этому адресу с 23 ноября 1997 года.
Как следует из пояснений Исакова Е.В. в суде, он проживал в данной квартире с родителями с возраста около пяти лет, и был зарегистрирован в ней в возрасте шестнадцати лет после получения паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником. При этом к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его дети.
Таким образом, Исаков Е.В., проживая в указанной квартире с матерью с несовершеннолетнего возраста, имел равное с ней право пользования указанным жилым помещением.
Как видно из справки начальника отдела кадров Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия от 25 апреля 2019 года №, Исаков Е.В. начал проходить военную службу по контракту в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации с 1 сентября 2000 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по Российской Федерации от 6 августа 2019 года жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности И.Л.С. с 15 ноября 2010 года.
Таким образом, когда Исаков Е.В. проходил военную службу по контракту и оставался проживать в названном жилом помещении, оно было передано в единоличную собственность матери административного истца – И.Л.С.., что, как пояснил Исаков Е.В. в суде, было сделано с его согласия.
Согласно статье 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, Исаков Е.В., имея право участвовать в приватизации данной квартиры и добровольно отказавшись от этого, сам распорядился своей долей жилого помещения в пользу матери, реализовав таким образом своё право на бесплатное получение жилого помещения от государства.
Кроме того, из статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что лица, имевшие в момент приватизации жилого помещения равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, имеют право пользования данным жилым помещением даже после прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения.
Исаков Е.В. в обоснование своих требований представил копию договора безвозмездного пользования жилым помещением от 3 января 2011 года, согласно которому Исакова Л.С. предоставила административному истцу для проживания в безвозмездное срочное пользование до 31 июля 2019 года находящееся в её собственности жилое помещение – <адрес>, общей площадью 58.4 квадратных метра.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по Российской Федерации от 19 ноября 2019 года № следует, что это жилое помещение принадлежит И.Л.С. на праве собственности с 20 июля 2004 года.
Как считает суд, данное обстоятельство указывает на то, что Исаков Е.В. до 2 января 2011 года пользовался принадлежащим матери жилым помещением по адресу: <адрес>, и с 3 января 2011 года пользуется и вторым принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, что свидетельствует о том, что административный истец продолжает оставаться членом семьи И.Л.С. и не утратил права пользования первым жилым помещением.
Поэтому утверждение Исакова Е.В. об обратном суд признаёт не состоятельным.
Пунктом 2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года № 289-34 «Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Улан-Удэ» (с последующими изменениями) учётная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 11 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Как следует изложенных выше доказательств, Исаков Е.В. обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>, в большем размере (47.5 / 2 = 23.75).
Таким образом, Исаков Е.П. не представил в жилищную комиссию Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия каких-либо данных, указывающих на наличие у него оснований, предусмотренных часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилого помещения, в то время как представленные им сведения свидетельствуют об отсутствии у него таких оснований.
В связи с изложенным суд признаёт оспоренные действия административных ответчиков соответствующими требованиям приведённых законов и нормативного правового акта, и не нарушающими права Исакова Е.В., поэтому заявленные им требования удовлетворению не подлежат.
В соответствие со статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду принятия решения не в пользу административного истца понесённые им судебные расходы с административных ответчиков не взыскиваются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░