УИД 14RS0035-01-2023-008017-48

Дело № 2-60/2024                                                                        № 33-3217/2024

Судья Никифорова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                                                             9 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Матвеевой М.К., Ткачева В.Г. при секретаре Семеновой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к Новопашину К.Н., Спиридонову М.И. о признании недействительным образование земельного участка, исключении записи о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости, признании права собственности отсутствующим, признании федеральной собственности на земельные участки по апелляционным жалобам представителя ответчика по доверенности Павлова А.О. и ответчика Новопашина К.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., пояснения представителя истца Конощука Е.К., ответчика Новопашина К.Н., представителя ответчика Новопашина К.Н. по доверенности Мостового И.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружной администрации города Якутска по доверенности Владимировой Е.В., судебная коллегия

установила:

Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд к Новопашину К.Н., Спиридонову М.И. с иском о признании недействительным результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950. В обоснование требований указал, что Якутской природоохранной прокуратурой была проведена проверка законности образования земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 в акватории безымянного водного объекта, расположенных по адресу: ........... Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет 29 мая 2017 года, первоначально были образованы путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № ...:7817, который был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7589 и № ...:4233. Основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ...:7589 является приложение 1, утвержденное распоряжением главы администрации города Якутска № 107р от 24 апреля 1998 года «О закреплении пожизненного наследуемого владения земельными участками членами СОТ «Лена». В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 находятся в собственности Спиридонова М.И. Согласно публичной кадастровой карте Росреестра земельный участок образован в акватории водного объекта – безымянного озера. Действующим законодательством установлен запрет на передачу в частную собственность водных объектов общего пользования и их береговых полос. В нарушение законодательного запрета на образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водными объектами, и в отсутствие разрешительных документов были оформлены земельные участки с кадастровыми номерами № ...:7589 и № ...:7589. Истец просит признать недействительным образование земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950, расположенных по адресу ..........; исключить запись о земельных участках с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950, расположенных по адресу: .........., из Единого государственного реестра недвижимости; признать недействительными межевые планы и акты согласования местоположения границ указанных земельных участков, признать недействительным и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ данных земельных участков; признать право федеральной собственности на вышеуказанные земельные участки.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2024 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны недействительными результаты межевания и установление координат границ земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950, расположенных по адресу: ........... В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Спиридонова М.И. по доверенности Павлов А.О., не согласившись с вынесенным решением, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что суд, применяя меру о признании недействительными результатов межевания, не привел для нее достаточного нормативного обоснования и не установил наличие технических ошибок, межевых споров. Земельные участки с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 поставлены на кадастровый учет и прошли регистрацию в надлежащем порядке в государственных органах. Суд не дал оценку доводам о пропуске срока исковой давности. С учетом того, что отвод земельного участка был осуществлен в 1989 году, кадастровый учет проведен в 1998 году, срок исковой давности пропущен. Судом применены нормы материального права, не подлежащие применению, а именно, должны были быть применены нормы Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года. Судом неверно применены нормы о преюдиции при доказывании, поскольку по делу № 2-1097/2023 собственник земельного участка Спиридонов М.И. участия не принимал, решением суда не установлено наличие водного объекта. Суд самостоятельно и формально установил наличие водного объекта, не основываясь на надлежащих доказательствах.

В апелляционной жалобе ответчик Новопашин К.Н., не согласившись с вынесенным решением, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в имеющемся в материалах дела экспертном заключении не установлено наличие каких-либо ошибок в формировании земельного участка. Суд не дал оценки доводам ответчика о пропуске срока исковой давности. Суду было необходимо применить положения Водного кодекса Российской Федерации 1995 года, согласно положениям которого, обособленные водные объекты могут находиться, в том числе, в частной собственности.

В возражении на апелляционные жалобы прокурор выражает несогласие с их доводами, просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер Р. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что истцу было необходимо доказать, что спорная территория земель являлась водным объектом до 24 апреля 1998 года, то есть до первичного образования земельного участка с кадастровым номером № ...:7589 и № ...:4233. Срок исковой давности по данному делу пропущен. Для производства кадастровых работ были представлены сведения сформированного, поставленного на кадастровый учет земельного участка. Сведений, препятствующих проведению работ, в том числе о наличии водного объекта не имелось.

Законный представитель СОТ «Лена» П. в отзыве на апелляционную жалобу указывает на пропуск срока исковой давности, отсутствие нарушений со стороны ответчиков, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Новопашина К.Н. по доверенности Мостовой И.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что выводы суда первой инстанции противоречат материалам дела, экспертному заключению. Срок исковой давности должен исчислять с момента государственной регистрации права собственности.

Ответчик Новопашин К.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что координаты трех сформированных земельных участков сформированы законно, нарушений при регистрации не было установлено, в том числе экспертным заключением, не опровергнутым решением суда. Наличие водного объекта ничем не подтверждено. Считает, что положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к его земельному участку не могут быть применены.

Представитель истца Конощук Е.В. с доводами апелляционных жалоб не согласился. Суду пояснил, что экспертным заключением установлено наличие акватории водного объекта на территории земельных участков ответчика. Также решением суда установлен факт незаконной отсыпки Новопашиным К.Н. земельного участка. Истец узнал о незаконности оформления земельных участков в 2023 году.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружной администрации города Якутска по доверенности Владимирова Е.В., просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Новопашину К.В. было отказано в перераспределении земельных участков. Изначально земельный участок был отведен СОТ «Лена» и первоначальные собственники Ш. и С. не были указаны в списке членов СОТ. За первоначальными собственниками право было зарегистрировано незаконно. В схеме расположения земельного участка, имеющегося в материалах кадастрового дела, отсутствует реестровый номер.

Ответчик Спиридонов М.И., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, В., С., представитель Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, представитель садово-огороднического или дачного некоммерческого товарищества «Лена», представитель Территориального управления Росимущества в Республике Саха (Якутия), представитель Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено. От представителя Территориального управления Росимущества в Республике Саха (Якутия) по доверенности Едисеевой В.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

        С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в августе 2022 года в прокуратуру города Якутска Республики Саха (Якутия) поступило обращение А., проживающей в поселке Пригородный города Якутска Республики Саха (Якутия), в котором она просила провести проверку правомерности выделения земельного участка с кадастровым номером № ...:7949 в связи с отсыпкой озера, находящегося в зоне общего пользования, установкой киосков. Данное обращение было перенаправлено в адрес Окружной администрации города Якутска (том 1, л.д. 70, 71).

В дополнительном обращении, поступившем в Окружную администрацию города Якутска 8 февраля 2023 года, А. сообщила, что киоски по прежнему не вывезены, собственники участка собирают фиктивные справки от СОТ «ЛЕНА» с использованием дубликата печатей, несмотря на то, что данное товарищество не существует; указывала, что жителями поселка производилась уборка существующего озера от мусора при содействии органов местного самоуправления (том 1, л.д.72).

Вышеуказанные обращения явились основанием для проведения проверки по вопросу образования земельных участков в акватории водного объекта.

Судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 были поставлены на кадастровый учет 29 мая 2017 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером № ...:7817. С заявлением о постановке данных участков на кадастровый учет Новопашин К.Н. обратился 22 мая 2017 года, предоставив межевой план. Основанием для осуществления кадастрового учета вновь образованных в результате раздела земельных участков явился межевой план от 18 мая 2017 года, составленный кадастровым инженером В.; заказчиком работ выступал Новопашин К.Н.

Ранее земельный участок с кадастровым номером № ...:7817 был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7589 и № ...:4233. Основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ...:7589 является приложение 1, утвержденное распоряжением главы администрации города Якутска № 107р от 24 апреля 1998 года «О закреплении пожизненного наследуемого владения земельными участками членами СОТ «Лена».

Из выписки о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ...:7589 следует, что первоначальным собственником земельного участка с 23 мая 2016 года был Ш. С 29 июня 2016 года право собственности зарегистрировано за Новопашиным К.Н.

Согласно выписке о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ...:4233 первоначальным собственником данного земельного участка с 28 февраля 2011 года был С.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 7 декабря 2016 года № 1706/1зр «О присвоении адреса объектам адресации, расположенным в городском округе «город Якутск» присвоен адрес зданию, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № ...:7817.

В ответ на запрос суда первой инстанции муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив» городского округа «Город Якутск» предоставлено решение Исполкома Якутского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 1989 года № 22/15-2 «О регистрации Устава и численности СОТ ЯЗ КПД «Лена» с приложениями; распоряжение Мэра города Якутска от 22 июня 1992 года №172-р «Об утверждении списка СОТ «Лена» ПТУ-8 с приложением; распоряжение Главы администрации города Якутска от 21 апреля 1998 года №107р «О закреплении пожизненно-наследуемого владения земельными участками членам СОТ «Лена» с приложением.

21 октября 2021 года Новопашин К.Н. обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № ...:7948. Письмом Департамента имущественных земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 25 ноября 2021 года № ... в удовлетворении заявления было отказано.

13 октября 2021 года Новопашин К.Н. обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № ...:7950. Письмом Департамента имущественных земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 18 ноября 2021 года № ... в удовлетворении заявления было отказано.

Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2023 года (дело № 2-1097/2-23) исковые требования Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Новопашину К.Н. о понуждении к устранению нарушений законодательства удовлетворены, на Новопашина К.Н. возложена обязанность устранить допущенные нарушения – убрать строительные отходы, отсыпанные песком, с земельного участка с кадастровым номером № ...:7949, расположенного по адресу: ...........

Решением мирового судьи судебного участка №49 города Якутска от 13 марта 2023 года по делу №2-718/49-23 с Новопашина К.Н. взыскан ущерб, причиненный почвам, в размере 23 400 рублей.

Из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения вышеуказанных дел, следует, что в ходе выездного обследования Якутским комитетом государственного экологического надзора было выявлено, что по адресу .........., возле дома № 42, расположен безымянный водный объект, на котором произведена отсыпка строительными отходами (доски, бревна, шлакоблоки и т.п.) береговой полосы, а также акватории водного объекта. Поверх отходов произведена отсыпка песком. В ходе разбирательства установлено, что на месте отсыпки на акватории водного объекта расположен земельный участок с кадастровым номером № ...:7949. Отсыпка произведена на площади 50 кв.м., общий объем отсыпки составляет около 150 куб.м.

23 августа 2022 года сотрудниками Якутского комитета государственного экологического надзора составили справку-заключение по результатам участия в проверке, проводимой органом прокуратуры. В ходе обследования выявлено, что по адресу: .........., возле дома № 42, на земельном участке с кадастровым номером № ...:7949 расположен безымянный водный объект (озеро), где проведена отсыпка строительными отходами береговой полосы, а также акватории водного объекта. Поверх отходов произведена отсыпка песком. Отсыпка произведена по площади 50 кв.м., общий объем отсыпки составляет 150 куб.м. Данное озеро является пойменным озером, берега пологие, поросшие камышом, застроены частными домами.

Согласно письму муниципального казенного учреждения «Администрация села Пригородный» от 26 октября 2022 года на имя руководителя Якутского комитета государственного экологического надзора на подведомственной территории села Пригородный нет действующих организаций в организационно-правовой форме СОТ с названием «Лена», администрация не обладает сведениями о председателе СОТ «Лена» Ч. Земельный участок с кадастровым номером № ...:7949 находится в границах села Пригородный по ........... Требования к собственнику земельного участка в части очистки водного объекта со стороны Якутского комитета государственного экологического надзора администрация поддержала.

По сведениям Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2023 года № ... водный объект, расположенный на участках с кадастровыми номерами № ...:7949, № ...:7950 в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации является водоемом (озеро).

Согласно публичной кадастровой карте Росреестра, а также выписке из ЕГРН от 10.08.2022 № ... земельный участок с кадастровым номером № ...:7949 сформирован на акватории водного объекта - безымянного озера. Земельный участок площадью 435 кв.м., с видом разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: .........., принадлежит на праве собственности ответчику Новопашину К.Н.

По договору купли-продажи от 19 апреля 2023 года Новопашин К.Н. продал 3 земельных участка с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 Спиридонову М.И.

Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости собственником земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 является Спиридонов М.И., право собственности которого зарегистрировано 21 апреля 2023 года, все земельные участки имеют вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, площадь земельного участка с кадастровым номером № ...:7948 составляет 549 кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером № ...:7950 составляет 965 кв.м., площадь земельного участка с кадастровым номером № ...:7949 составляет 435 кв.м.

18 сентября 2023 года Окружной администрацией города Якутска проведено выездное обследование земельных участков, расположенных по адресу: .........., с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950. Из актов обследования от 18 сентября 2023 года № ... следует, что земельные участки не освоены, не огорожены, в большей половине расположен водный объект

В составе заключения кадастрового инженера от 19 сентября 2023 года № 1 представлен схематический чертеж водного объекта и земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950, из которого видно, что водный объект полностью расположен в границах трех земельных участков.

Определением суда от 20 сентября 2023 года по делу назначена землеустроительная экспертиза, которая была поручена акционерному обществу «Роскартография» Филиал «Якутское АГП».

Согласно заключению эксперта от 8 июля 2024 года технических ошибок при определении границ земельных участков не выявлено. При этом в ответе на четвертый вопрос эксперт указал, что границы земельных участков кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 накладываются на водный объект (озеро) или заниженную обводненную территорию. Границы земельных участков на местности не имеют ограждений, по этой причине определить их по фактическому расположению не представляется возможным.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером № ...:7817 был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7589 и № ...:4233. Из чертежа земельного участка № ...:7589 видно, что он имел площадь 850 кв.м., при этом на земельный участок с кадастровым номером № ...:4233 исходных документов не имеется. При уточнении местоположения границ земельного участка кадастровый инженер должен был учитывать площадь и линейные размеры земельного участка согласно правоустанавливающим документам, а также фактическое расположение образуемых земельных участков на водном объекте. Требования, указанные в статьях 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьях 39, 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности», при уточнении границ земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 учтены не были. Согласно актам проверки от 18 сентября 2023 года вышеуказанные земельные участки не освоены, не огорожены, в большей половине обследуемых объектов расположен водный объект. Согласно публичной кадастровой карте Росреестра данные земельные участки образованы в акватории водного объекта – безымянного озера. Указанное безымянное озеро является естественным водным объектом и не является непроточным искусственным водоемом, тем самым относится к государственной собственности и не подлежит передаче в собственность гражданам и юридическим лицам. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровые работы по формированию спорных земельных участков были проведены с нарушением действующего законодательства, а следовательно результаты межевания и установление координат границ земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 являются недействительными.

Судебная коллегия находит, что по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) (пункт 1). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (пункт 2). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1). При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2).

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Согласно подпункту 3 пункта 5 настоящей статьи Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержится императивное требование, согласно которому запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Частью 2 этой же статьи Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что действующее законодательство относит водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров) к собственности Российской Федерации и ограничивает в обороте земельные участки, в пределах которых расположены такие водные объекты, по общему правилу исключая возможность предоставления таких земельных участков в частную собственность, их приватизацию.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков является межевой план.

В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (часть 4.1).

Согласно статье 37 Федерального закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

Статья 29.1 Федерального закона № 221-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей кадастрового инженера. В частности, кадастровый инженер имеет право отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ нарушил условия договора подряда на выполнение кадастровых работ и не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов или не обеспечил доступ на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровому инженеру, выполняющему такие работы (пункт 2 части 1).

Кадастровый инженер обязан: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения; отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их издания и в месте их издания; сообщить заказчику кадастровых работ или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в выполнении кадастровых работ в срок не более чем три рабочих дня с даты возникновения или установления таких обстоятельств (пункты 1, 4, 5 части 2 статьи 29.1 Федерального закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ с целью образования земельных участков, в том числе в результате раздела земельного участка предполагает необходимость осуществления кадастровым инженером действий по сбору и анализу исходных данных, материалов и документов, касающихся объекта недвижимости (объекта кадастровых работ), проведения работ по обследованию на местности места расположения объекта недвижимости (объекта кадастровых работ).

Материалами гражданского дела с достоверностью подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 расположены в границах водного объекта, что отражено, в том числе в заключении судебной экспертизы от 8 июля 2024 года, проведенной при рассмотрении дела судом первой инстанции.

При надлежащем проведении в 2017 году кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка, предполагающих необходимость действий по сбору и анализу исходных данных, обследованию на местности объекта кадастровых работ, кадастровый инженер не мог не выявить, что вновь образуемые земельные участки расположены в границах водного объекта (озера). При этом, учитывая, что подготавливаемый межевой план является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, кадастровый инженер, обладая достаточной компетенцией в сфере земельных правоотношений, не мог не знать, что образование таких земельных участков не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает вышеприведенные императивные запреты, исключающие возможность предоставления земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, в частную собственность, их приватизацию.

В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что кадастровые работы по формированию спорных земельных участков были проведены с нарушением действующего законодательства, а, следовательно, результаты межевания и установление координат границ земельных участков с кадастровыми номерами № ...:7948, № ...:7949, № ...:7950 являются недействительными.

Выводы суда в этой части основаны на исследованных и должным образом оцененных доказательствах.

Доводы апелляционных жалоб о том, что материалами дела не подтверждается факт наличия на земельных участках водного объекта, а имеющееся на участке скопление воды таким объектом не является, образовалось в результате занижения местности, судебной коллегией отклоняются, так как они опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земельные участки расположены на территории водного объекта – озера.

В силу статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Между тем отсутствие водного объекта, относящегося к федеральной собственности, в таком реестре, не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности на этот объект либо об отсутствии водного объекта в природе. Фактическое наличие водного объекта не может быть поставлено в зависимость от его регистрации в Государственном водном реестре.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводом апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации в связи с тем, что в результате неправомерных действий право собственности на ограниченные в обороте земельные участки, на которых расположен водный объект, находящийся в собственности Российской Федерации, было оформлено на имя ответчиков. Прокурор, в том числе просил признать право федеральной собственности на спорные земельные участки.

Так как право собственности Российской Федерации, а, следовательно, и право владения в отношении вышеуказанных объектов предполагается, то вне зависимости от того, что ответчиками неправомерно было зарегистрировано право собственности на земельные участки на свое имя, имущество в такой ситуации не может считаться выбывшим из владения Российской Федерации. Таким образом, по своему характеру требования, заявленные прокурором в рассматриваемой ситуации, являются требованиями владеющего собственника к лицу, не являющемуся собственником имущества, но за которым зарегистрировано право собственности, о признании такого права отсутствующим (абзац 4 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Данное требование является одной из разновидностей требований собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

При этом в силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Следовательно, вне зависимости от того, когда именно ответчиком или лицами, на имя которых ранее было зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки, были совершены действия, в результате которых образованы земельные участки с нарушением императивных предписаний земельного и водного законодательства, исковое заявление прокурора не может считаться поданным с пропуском срока исковой давности.

Доводы о необходимости применения в настоящем деле положений Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку на кадастровый учет земельные участки поставлены 29 мая 2017 года, во время действия Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года.

При этом в соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года поверхностные водоемы - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

Статья 40 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года действительно предусматривала, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

Из содержания Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года следует, что остальные виды поверхностных водоемов не могли находиться в собственности граждан.

Между тем согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года под обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами) понимались небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Таким образом, основным характерным признаком замкнутого водоема, который мог находиться в собственности граждане, являлось его искусственное происхождение.

Между тем озеро, на территории которого сформированы спорные участки, не является искусственным, в связи с чем ссылки ответчиков в апелляционных жалобах на то, что формирование таких участков не противоречило ранее действовавшему законодательству, основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционных жалоб ответчиков. При этом прокурором решение суда в апелляционном порядке не обжаловано и не проверяется судебной коллегией в той части, в которой судом первой инстанции было отказано в заявленных требованиях.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 17 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3217/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Якутский природоохранный прокурор
Ответчики
Новопашин Кирилл Николаевич
Спиридонов Максим Игоревич
Другие
ТУ Росимущества в РС(Я)
Сенко Валентина Борисовна
Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Шеметов Андрей Михайлович
Управление Росреестра по РС (Я)
Окружная администрация г.Якутска
Садово-огородническое или дачное некоммерческое товарищество Лена
Сергеев Владимир Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
09.09.2024Передача дела судье
09.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее