УИД: 11RS0001-01-2019-012724-59
Дело № 2-9110/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Поповой С.В.,
с участием прокурора Щербаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 октября 2019 года гражданское дело по иску Администрации МО ГО «Сыктывкар» к Борской Н.Б. о выселении из жилого помещения с предоставлением жилого помещения маневренного жилищного фонда, ограничении права пользования жилым помещением на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к Борской Н.Б. о выселении из жилого помещения по адресу: ... во временное специализированное жилое помещение маневренного жилищного фонда по адресу: ... на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ..., и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме, ограничении права пользования жилым помещением по адресу: ... путем запрета доступа в жилое помещение и предоставления (сдачи) жилого помещения иным лицам, на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ..., и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме.
В обоснование иска указано, что ответчику принадлежит жилое помещение по адресу: ... которое расположено в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В целях обеспечения безопасности проживания ответчика ей предложено жилое помещение маневренного жилого фонда, однако от переселения в маневренный фонд ответчик уклоняется.
В ходе производства по делу представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» поддержал заявленные требования.
Ответчик Борская Н.Б. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что принудительное переселение собственника в жилое помещение маневренного жилого фонда не предусмотрено законом, также ссылалась на то, что предлагаемое ей помещение маневренного жилого фонда расположено в ... – на значительном отдалении от города, что предполагает несение дополнительных расходов на проезд в поликлинику, к иным объектам социальной инфраструктуры, расположенным в черте ....
Прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска со ссылкой на то, что проживание в жилом помещении, расположенного в доме, признанном аварийным, не является основанием для принудительного выселения ответчика из принадлежащего ей жилого помещения с предоставлением жилого помещения маневренного жилого фонда, поскольку нормами жилищного законодательства установлен иной порядок реализации прав собственников жилых помещений в аварийных домах.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... общей площадью ... находится в собственности Борской Н.Б., право собственности зарегистрировано в ЕГРН 01.10.2008.
В указанном жилом помещении Борская Н.Б. проживает и зарегистрирована по месту жительства.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО ГО «Сыктывкар» от 12.03.2019 № 01-07/6-2019 обстановка, сложившаяся в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., признана несущей угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций муниципального характера и требующей проведения неотложных восстановительных работ.
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.07.2019 № 7/2315 на основании заключения межведомственной комиссии от 12.07.2019 № 97, многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено принять меры по расселению проживающих граждан в срок до 2027 года.
08.08.2019 Администрацией МО ГО «Сыктывкар» направлено в адрес Борской Н.Б. письмо, в котором ей разъяснено право обратиться за предоставлением жилого помещения маневренного жилого фонда, предложено обратиться с соответствующим заявлением.
16.08.2019 Администрацией МО ГО «Сыктывкар» направлено в адрес Борской Н.Б. как собственника жилого помещения по адресу: ... требование о добровольном сносе многоквартирного дома, признанного аварийным, в срок до 01.09.2020.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... представляет собой жилую комнату площадью ... Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.09.2018 № 9/2497 указанному помещению присвоен статус маневренного жилищного фонда.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Как предусмотрено п. 5 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что предусмотренный жилищным законодательством порядок взаимодействия органа местного самоуправления и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, предусматривает направление органом местного самоуправления собственникам требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок, и по истечении указанного срока – принятие решения об изъятии земельного участка и всех помещений, расположенных в многоквартирном доме, для муниципальных нужд путем их выкупа, либо, по соглашению с собственником – с предоставлением ему взамен другого жилого помещения.
При этом, ни общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, ни специальными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность выселения собственника из принадлежащего ему жилого помещения по каким бы то ни было причинам. Иной подход противоречит самой правовой природе права собственности как права свободного и в полном объеме владения, пользования и распоряжения имуществом его собственником.
Правомочия лица как собственника могут быть ограничены лишь законом или правами и законными интересами иных лиц.
Положениями п. 5 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, прямо предусмотрено право собственника жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения о его изъятии владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.
В ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны основания для предоставления жилых помещений маневренного фонда, к которым отнесено обеспечение проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, закон не предусматривает принудительного переселения граждан в жилые помещения маневренного жилого фонда, данный порядок не отвечает интересам пользователей жилых помещений и прямо противоречит закону.
Администрация МО ГО «Сыктывкар», имея в распоряжении незанятые помещения маневренного жилищного фонда, не лишена права при обращении ответчика за предоставлением жилья для временного проживания предоставить ей эти помещения.
Само по себе проживание Борской Н.Б. в принадлежащем ей жилом помещении не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в том числе прав и законных интересов Администрации МО ГО «Сыктывкар».
По существу требования иска Администрации МО ГО «Сыктывкар» направлены на освобождение принадлежащего ответчику жилого помещения в обход процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что согласно отчету по техническому обследованию МКД, составленному ООО «Техносферная безопасность», при оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: ... специализированная организация сделала вывод о необходимости полной реконструкции здания в целях его дальнейшей полноценной эксплуатации, а не о необходимости его сноса.
Поскольку Администрация МО ГО «Сыктывкар» постановила признать дом подлежащим сносу, а не реконструкции, основания для переселения проживающих в нем граждан в маневренный жилой фонд, как то предусмотрено ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, на период капитального ремонта или реконструкции, не имеется.
Учитывая изложенное, выселение ответчика из принадлежащего ей жилого помещения по адресу: ... жилое помещение по адресу: ..., отнесенное к маневренному жилищному фонду, а также установление для нее иных, не предусмотренных законом, ограничений права пользования жилым помещением, является неправомерным.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Администрации МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.10.2019.