УИД: 25RS0013-01-2022-000892-85
мотивированное решение изготовлено: 30.10.2024г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2024 года <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Литвишко Е.В., с ведением протокола судебного заседания секретарем ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к администрации Партизанского городского округа, ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании недействительным договора безвозмездного срочного пользования земельным участком и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, третье лицо: КГКУ «ФИО5 землями и имуществом на территории <адрес>, -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №___ площадью 73000 кв.м. для ведения крестьянского фермерского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка примерно в 1000 м. от ориентира на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежит ему на основании постановления главы администрации <адрес> №___ от <Дата>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия РФ I №___ №___ от <Дата> Границы земельного участка не установлены на местности. Однако он использует указанный земельный участок, он разработан, ухожен, земельный налог оплачен в полном объеме. В августе <Дата> года он узнал, что группа граждан оформила права на безвозмездное пользование земельным участком, который пересекается с его. В марте <Дата>. он обратился к кадастровым инженерам за изготовлением межевого плана с целью уточнить местоположение границ и площади его земельного участка. Кадастрово-геодезические работы были проведены и <Дата>. межевой план был изготовлен. При проведении указанных работ кадастровым инженером было выявлено следующее: граница земельного участка с кадастровым номером №___ пересекается границей земельного участка с кадастровым номером №___. Земельный участок с кадастровым номером №___ сформирован и предоставлен гражданам в безвозмездное срочное пользование в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» на основании ФИО5 закона от <Дата> №19-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного ФИО5 округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На основании выписки из ЕГРН от <Дата>, ему стало известно, что группа граждан (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) является правообладателем земельного участка площадью 39793 кв.м. с кадастровым номером №___ на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от <Дата> №___. Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане, осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка кадастровый №___ невозможно, в связи с тем, что границы его земельного участка, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №___, сведения о котором содержатся в ЕГРН, в связи с чем, произвести государственный кадастровый учет изменений земельного участка невозможно. Как следует из схемы расположения земельных участков, входящей в состав межевого плана, указанный земельный участок с кадастровым номером №___ почти полностью наложился на земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, что и создало невозможность произвести внесение изменений в кадастр недвижимости по его земельному участку. Кроме того, что он не может внести на кадастровый учет координаты границ земельного участка, сложившаяся ситуация нарушает его права собственника. Просит признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от <Дата> №___, заключенный между администрацией Партизанского городского округа <адрес> и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №___
В судебном заседании истец ФИО6 и его ФИО5 ФИО12 исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что определять границы земельного участка с к/н 140 в ином месте в пределах кадастрового квартала истец не желает, так как его земельный участок был разработанный и использовался им на протяжении длительного времени.
Ответчики ФИО1, ФИО7, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены.
ФИО5 ответчика ФИО7 – ФИО11 с исковыми требованиями не согласился, поддержал письменные возражения на иск, дополнив, что право собственности истца на земельный участок оспариваемым договором не нарушаются, поскольку границы его земельного участка не были определены на месте, их уточнение возможно с выносом за пределы границ земельного участка с к/н 514.
ФИО5 администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать.
ФИО5 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание также не явился, в письменных пояснениях указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
ФИО5 КГКУ «ФИО5 землями и имуществом на территории <адрес> в своих письменных пояснениях выразил аналогичную позицию об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом их допустимости и относимости, суд приходит к следующему.
Согласно Выписке из ЕГРН ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым номером №___ площадью 73000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1000 м. от ориентира на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, на основании постановления главы администрации <адрес> края №___ от <Дата> «Об отводе земельных участков для ведения крестьянских хозяйств и регистрации крестьянских хозяйств».
<Дата> между администрацией Партизанского городского округа <адрес> и ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 был заключен договор №___ безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №___, по условиям которого ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 в безвозмездное пользование был передан земельный участок с кадастровым номером №___, общей площадью 793 кв.м., местоположение: примерно в 968 метрах от ориентира по направлению юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения. Срок действия договора составляет 5 лет со дня его государственной регистрации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №___ поставлен на государственный кадастровый учет <Дата> в рамках реализации ФИО5 закона от <Дата> №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного ФИО5 округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Зарегистрировано ограничение прав и обременение земельного участка с кадастровым номером №___ на срок с <Дата> на 5 лет с даты государственной регистрации.
В результате геодезического обследования и топографической съемки, произведенных по инициативе истца, было установлено местоположение границ принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №___. площадь указанного земельного участка была определена с учетом установленных действующим законодательством требований, вычислена как площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Из заключения кадастрового инженера ФИО10 от <Дата> следует, что в ходе проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №___, было установлено, что граница уточняемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №___ Граница участка с кадастровым номером №___ установлен в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок с кадастровым номером №___ сформирован и предоставлен гражданам в безвозмездное (срочное) пользование в рамках ФИО5 закона от <Дата> №119-ФЗ. Наличие данного обстоятельства является препятствием для кадастрового учета изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером №___, а также ограничивает собственника в праве распоряжаться участком по своему усмотрению.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйствам его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) следующих субъектов Российской Федерации, в том числе <адрес> урегулированы ФИО5 законом от <Дата> N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФИО5 законом N 119-ФЗ). (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФИО5 закона N 119-ФЗ гражданину на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего ФИО5 закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.
В статьях 5, 6, 7 ФИО5 закона N 119-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельного участка гражданину в безвозмездное пользование, а также приведены основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной, осуществляется без проведения торгов и регламентирован ст.39.14 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 ФИО5 закона N 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок находится в собственности гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 21.2 статьи 8 ФИО5 закона N 119-ФЗ в случае, если при установлении на местности границ земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину, выявлено фактическое пересечение или совпадение с границами одного или нескольких земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, либо пересечение с границами муниципального образования, либо с границами территорий, земель, зон, в которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим ФИО5 законом, гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении местоположения границ указанного земельного участка или об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и предоставлении ему другого земельного участка, сведения о котором ранее внесены в ЕГРН, с приложением материалов, подтверждающих такие пересечение или совпадение.
Согласно части 8 статьи 22 ФИО5 закона от <Дата> 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФИО5 закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 ФИО5 закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 9 ФИО5 закона N 119-ФЗ установлено, что договор безвозмездного пользования земельным участком может быть признан судом недействительным в случае, если такой договор был заключен в отношении земельного участка, предоставленного ранее гражданину или юридическому лицу, и при этом права на землю этих лиц не были выявлены до заключения указанного договора.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В силу ч.1 ст.167 ГПК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Как следует из Выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №___ поставлен на государственный кадастровый учет <Дата>., как ранее учтенный, его границы не определены и на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством не поставлены. Место положение земельного участка – местоположение установлено: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир участок расположен в границах бывшего совхоза Казанский. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, <адрес>, площадь земельного участка 73000 м2.
Согласно Выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №___, данный участок поставлен на государственный кадастровый учет <Дата>., его границы на местности определены и поставлены на государственный кадастровый учет. Место положение земельного участка установлено: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 968 метрах по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>, площадь участка 39793+/- 1745,4 м2.
Согласно п.17 ФЗ от <Дата>. №78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам установления на местности границ объектов землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Характерные точки границ территориальных зон межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории. В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в ФИО5 службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее - орган кадастрового учета).
Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО10, содержащимся в изготовленном им межевом плане, в результате кадастровых работ уточнено описание местоположения земельного участка с кадастровым номером №___. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1000 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>.
В ходе проведения кадастровых работ в связи с уточнением место положения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №___ кадастровым инженером установлено, что граница уточняемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №___. При этом, установлено, что площадь земельного участка (140) в результате уточнения меньше площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, составление по заказу истца межевого плана не свидетельствует о формировании земельного участка с кадастровым номером №___ как объекта недвижимого имущества, поскольку отсутствуют сведения об исчислении кадастровым инженером его площади, площади пересечения границ, согласовании границ и местоположения этого земельного участка с иными совладельцами, с органом местного самоуправления.
При этом, как установлено выше, земельный участок с кадастровым номером №___, имеет почтовый адрес ориентира <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>, тогда как согласно межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером №___, указан почтовый адрес ориентира: <адрес>, Партизанский городской округ, <адрес>.
Между тем, согласно данных кадастрового учета, земельному участку с кадастровым номером №___ присвоен почтовый адрес ориентира: край Приморский, <адрес>, без привязки к какому-либо объекту недвижимости.
То есть отсутствует конкретизация местоположения земельного участка с кадастровым номером №___.
При этом, представленные в межевом плане кадастрового инженера схемы расположения земельных участков и геодезических построений разнятся с выкопировкой из плана землепользования к/п «Казанское», поскольку обозначенные границы земельного участка с кадастровым номером №___ не совпадают по ориентирам (<адрес>, ручьи) с границами пашни размером 5,4 Га.
Согласно свидетельству на право собственности №___ от <Дата>., ФИО6 приобрел право собственности на землю по адресу: <адрес>, общей площадью 13,2 Га, описание собственности: земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, площадь сельхозугодий – 13,2 Га, в том числе: пашня – 5,4 Га, сенокос – 3,6 Га, пастбище – 4,2 Га.
На государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №___ площадью 73000 м2 (7,3 Га), отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, без разграничения видов (пашня, сенокос, пастбище).
В межевом плане, представленном истцом, площадь земельного участка с кадастровым номером №___ сведена к показателю 5,4 Га.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд находит недоказанным наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 140 и 514.
Из материалов дела усматривается возможность установления в кадастровом в квартале №___, в границах бывшего совхоза «Казанский», местоположения земельного участка с кадастровым номером №___, с площадью и границами не затрагивающими границы земельного участка с к/н 514.
Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали и подтвердили.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФИО5 законом.
Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Доказательств обратного, в порядке ст.56, ст.57 ГПК РФ, стороной истца суду не представлено.
От проведения по делу землеустроительной экспертизы стороны в ходе судебного разбирательства отказались, выразив позицию о достаточности представленных по делу доказательств для разрешения спора.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 12.1 ФИО5 закона от <Дата> N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которая, за исключением ссылок на законодательный акт, соответствует по своему содержанию редакции этой статьи, введенной ФИО5 законом от <Дата> N 435-ФЗ, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФИО5 законом от <Дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования, (п. 4 ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ) Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, (п. 5 ст. 12.1 Закона N 101 ФЗ).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей, (п. 6)
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Как следует из ответа администрации Партизанского городского округа от <Дата>., администрацией ПГО был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, который был размещен на официальном сайте администрации Партизанского городского округа <Дата>., в газете «Приморская газета» <Дата>. №___, газета «Вести» <Дата>. На земельные доли, собственники которых после опубликования списка невостребованных земельных долей не были выявлены, администрацией были поданы исковые заявления в суд. На земельные доли (по 4,5 га – 130 доли, общей площадью 585 га; по 4,4 га – 17 долей, общей площадью 74,8 га) были решения Партизанского городского суда о признании права муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, поскольку границы земельного с кадастровым номером №___ не были нанесены на публичную кадастровую карту, в связи с чем земельный участок, испрашиваемый в безвозмездное пользование через ФИС «На Дальний Восток» согласно коллективному заявлению от <Дата>. граждан ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, был свободен от прав третьих лиц, то оснований для отказа в его предоставлении в соответствии с ФЗ от <Дата>. №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков,, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного ФИО5 округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у администрации Партизанского городского округа не имелось.
Как установлено выше, земельный участок с кадастровым №___, поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, без установления границ земельного участка.
Согласно п.п.1.1, 1.2, 1.3, 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству <Дата>, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.
Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии ФИО5 районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их ФИО5, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их ФИО5), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
П.п. 3, 4, 5, 6, 14.1, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных ФИО5 службы земельного кадастра России <Дата>, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства проводится, в том числе: как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства); как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства); как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее - восстановление на местности границ объекта землеустройства).
Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания - Приложение 1). Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы, в том числе: определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства; составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; формирование землеустроительного дела.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (ФИО5) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Согласно п.14.5 Методических рекомендаций, процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
Таким образом, процедура межевания земельного участка и установление координат поворотных точек границ земельного участка при его постановке на кадастровый учет в связи с оформлением на него права собственности были регламентированы и до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Однако ФИО6 межевание земельного участка проведено не было и его границы на местности определены не были, участок не был огорожен собственником и как-либо им обозначен, на данном земельном участке отсутствуют строительные объекты, позволяющие его идентифицировать.
В представленном истцом межевом плане отсутствуют указания на объекты искусственного происхождения, существующие на местности более 15 лет, относительно которых можно определить границы земельного участка принадлежащего истцу.
Вместе с тем, постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата>. №___-па утверждена схема размещения земельного участка с к/н 514 на публичной кадастровой карте Партизанского городского округа, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с определением границ земельного участка.
Поскольку суд, исходя из фактических обстоятельств установленных по делу, пришел к выводу об отсутствии доказательств наложения (пересечения) границ спорных земельных участков, то оснований для признания договора безвозмездного пользования земельным участком №___ от <Дата>. недействительным на основании п.7 ст.9 ФИО5 закона от <Дата> N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного ФИО5 округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", суд не усматривает, в том числе с учетом наличия возможности уточнения границ и площади земельного участка с к/н 140, путем вынесения координат его характерных поворотных точек за пределы границ земельного участка с к/н 514.
При таком положении, оспариваемый договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный ответчиками, не исключает и не нарушает право собственности истца на его земельный участок, которое может быть обеспечено в ином вышеуказанном порядке.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 Постановления Пленума от <Дата>г. №___ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО6 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░1, ░░░3, ░░░7, ░░░4, ░░░5 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░