Дело №2-427/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 23 июля 2015 года гражданское дело по иску Унгефуг Н.М. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Сысольском районе Республики Коми о взыскании оплаты за проезд к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
Унгефуг Н.М. обратилась в суд с иском ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Сысольском районе Республики Коми о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Визинга – Москва – Визинга в размере <данные изъяты> руб., указав, что ответчиком ей было отказано в оплате проезда по тем основаниям, что заявление о компенсации расходов на оплату проезда ей было представлено позднее, чем за две недели до начала отпуска.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, увеличив, при этом, размер исковых требований до <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика Парначев А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Унгефуг Н.М. состоит в трудовых отношениях с ГУ Управление пенсионного фонда в Сысольском районе РК с (дата), что подтверждается приказом о приеме на работу № от (дата) и трудовым договором от (дата).
Согласно приказу от 12.05.2015 № Унгефуг Н.М. предоставлен очередной трудовой отпуск в количестве 25 дней с 18.05.2015 по 11.06.2015.
В период отпуска истец выезжала в отпуск по маршруту Визинга – Москва – Визинга.
24.06.2015 Унгефуг Н.М. обратилась к работодателю с заявлением о компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно в размере <данные изъяты> руб., в том числе просила оплатить стоимость проезда автобусом от Визинги до Сыктывкара в размере <данные изъяты> руб., самолетом от Сыктывкара до Москвы (аэропорт Внуково) в размере <данные изъяты> руб., аэроэкспрессом от Москвы до Внуково в размере <данные изъяты> руб. и самолетом от Москвы (аэропорт Внуково) до Сыктывкара в размере <данные изъяты> руб.
Письмом от 25.06.2015 ответчиком истцу отказано в оплате расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно со ссылкой на п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 12.06.2008 №455, а именно, по тем основаниям, что от истца письменного заявления о компенсации оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно в срок, не позднее, чем за две недели до начала отпуска не поступило.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно Положению ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сысольском районе Республики Коми входит в структуру ПФР и непосредственно подчиняется Отделению ПФР. Является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По смыслу указанных Положений ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сысольском районе Республики Коми является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
На основании ст.313 Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила №455).
В соответствии с п. 2 данных Правил работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).
Пунктом 11 Правил № 455 предусмотрено, что письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником учреждения не позднее, чем за 2 недели до начала отпуска.
В соответствии с п. 12 Правил № 455 компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником учреждения заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.
Из взаимосвязи п. 11 и 12 Правил следует, что заявление о компенсации расходов на проезд предоставляется заблаговременно в целях получения предварительной оплаты до начала отпуска. Вместе с тем, в указанных Правилах не содержится указания на то, что предоставление заявления и подтверждающих документов на оплату проезда за пределами установленных сроков влечет отказ в выплате компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно, то есть правовые последствия несвоевременного предоставления документов не определены. Следовательно, срок, установленный вышеуказанными нормами, не является пресекательным. Кроме того, подобное ограничение лишало бы работников, имеющих право на использование льготного проезда и фактически выезжавших к месту отдыха в период действия льготы возможности реализации данного права, что не соотносится с основными принципами установления гарантий лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Из личной карточки формы Т-2 следует, что согласно приказу № от 12.05.2015 истцу предоставлен отпуск за период работы с (дата) по (дата). Правом на компенсацию стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно истец пользовалась в 2012 году за период работы с (дата) по (дата). Соответственно, при использовании отпуска в период с 18.05.2015 по 11.06.2015 у истца имелось право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Учитывая, что право на использование льготного проезда возникло у истца в период ее нахождения в отпуске, суд приходит к выводу, что данное право может быть реализовано. Поскольку документы для компенсации расходов на проезд были предъявлены истцом в бухгалтерию, оснований для отказа в их оплате у ответчика не имелось.
При определении размера стоимости проезда, подлежащего компенсации, суд исходит из следующего:
Пунктом 5 Правил № 455 предусмотрено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:
а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:
воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы.
Из пункта 7 Правил №455 следует, что при отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда.
Согласно посадочному талону от 02.06.2015 и электронному билету истец совершила авиаперелет по маршруту Сыктывкар – Внуково, стоимость проезда составила <данные изъяты> руб. Посадочным талоном и электронным билетом подтверждается, что 04.06.2015 истец вернулась из Москвы (Внуково) в г. Сыктывкар, стоимость авиабилета составила <данные изъяты> руб. Указанные расходы суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, истцом представлен билет на междугородный автобус стоимостью <данные изъяты> руб. Однако указанный проездной документ не содержит даты отправления и не корректно указаны станции отправления и прибытия, в связи с чем, не может служить подтверждением фактически произведенных расходов.
Из представленной суду справки ООО «Сысольское АТП» следует, что стоимость проезда по маршрутам Визинга - Сыктывкар и Сыктывкар – Визинга по состоянию на июль 2015 года составила <данные изъяты> руб. Таким образом, требования об оплате проезда автобусом от с. Визинга до г. Сыктывкара и обратно подлежат возмещению в размере <данные изъяты> руб.
Доводы представителя ответчика об отсутствии доказательств фактического проезда по маршруту Визинга – Сыктывкар, Сыктывкар – Визинга в период отпуска не могут быть приняты во внимание, так как местом жительства истца является с. Визинга, а ближайший аэропорт находится в г. Сыктывкаре, в связи с чем, у суда не имеется сомнений в том, что истец совершила переезд по указанному маршруту.
Кроме того, истцом представлен билет о проезде от Киевского вокзала до Внуково г. Москвы стоимостью <данные изъяты> руб.
Между тем, п.п. «б» п. 5 Правил №455 не содержит указания на то, что возмещению подлежит проезд к аэропорту любым видом транспорта. Напротив, данная норма предусматривает, что компенсации подлежат только расходы на проезд автомобильным транспортом. Однако, истец указала, что от Киевского вокзала до Внуково она осуществляла проезд на электричке. Данный вид транспорта не относится к автомобильному, в связи с чем, стоимость проезда в размере <данные изъяты> руб. компенсации не подлежит.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с ГУ – Управление пенсионного фонда в пользу истца следует взыскать компенсацию на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно в размере <данные изъяты> руб., а в остальной части требований отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 5 Постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 ч. 2 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сысольском районе Республики Коми в пользу Унгефуг Н.М. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сысольском районе Республики Коми в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 23 июля 2015 года