Дело № 2а-233/2024
УИД 13RS0019-01-2023-000094-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 29 января 2024 года.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Апариной Л.О.,
при секретаре судебного заседания Филипповой И.В.,
с участием в деле:
административного истца Бахронова Сардоржона Учкун угли,
административных ответчиков - Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия в лице представителя по доверенности Пивкиной Елены Николаевны,
Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бахронова Сардоржона Учкун угли к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о присуждении компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей,
установил:
Бахронов С.У. угли обратился в суд с поименованным административным иском, в котором с учетом уточнения просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период с 03.09.2021 года по 04.09.2021 года содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Республике Мордовия (далее также ФКУ СИЗО-2, СИЗО-2) в камере № 2 сборного отделения, площадью 16,1 кв.м, в которой содержалось всего 7 человек. В указанной камере отсутствовала приточная вентиляция, горячая вода, радио, в камере отсутствовала система сигнализации, позволяющая заключенным незамедлительно устанавливать связь с персоналом, камера не соответствовала требованиям пожарной безопасности. Кроме того, постельные принадлежности ему не были выданы, он не был обеспечен спальным местом. Несоблюдение надлежащих условий содержания в следственном изоляторе повлекло нарушение его прав.
Одновременно с поданным административным исковым заявлением административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи настоящего административного иска со ссылкой на уважительность причин.
В возражениях относительно административного искового заявления представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что Бахронов С.У. угли прибыл 03.09.2021 г. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве в статусе осужденного 01.10.2020 г. Черемушкинским судом г. Москвы по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы. На период прибытия в СИЗО-2 указанный приговор в законную силу не вступил. Убыл 04.09.2021 г. в качестве транзитно-пересыльного в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области. По прибытии в СИЗО-2 административный истец, после проведения личного обыска и санитарной обработки, был размещен в камере №2 сборного отделения СИЗО-2. Истцу по прибытии были выданы постельные принадлежности, перечень которых отражен в камерной карточке лица. В камере № 2 сборного отделения общей площадью 26,5 кв.м., рассчитан лимит наполнения в количестве 6 человек из расчета 4,4 кв.м. на одного человека. На период содержания административного истца в камере № 2 с 3 на 4 сентября 2021 года находилось 4 человека, что подтверждается книгой ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия о количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия. Камера сборного отделения оборудована в соответствии с разделом III приложения № 3 утв. приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в ней имеется: кровать металлическая, подставка под бак для воды, бак с питьевой водой с кружкой и тазом, а также в соответствии с приказом Минюста РФ от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений, исправительных центров уголовно-исполнительной системы» камера № 2 сборного отделения режимного корпуса оборудована исправным радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. Все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции для циркуляции воздуха в камерных помещениях в необходимом объеме, что подтверждается государственным контрактом от 26.06.2009 г. о выполнении капитального ремонта приточной вентиляции в здании режимного корпуса, кроме того в камере имеется естественная вентиляция, которая осуществляется путем проветривания камеры через окно, снабженное поворотным механизмом для открывания, проем окна 90?120 см. Все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия, в том числе и камера № 2, оборудованы датчиками пожарной сигнализации, что подтверждается договором безвозмездного оказания услуг на техническое обслуживание пожарной сигнализации с ФКУ ЦИТО и ВС УФСИН России по Республике Мордовия от 01.02.2021 г. № 8. В камере № 2 сборного отделения в период пребывания в ней административного истца горячее водоснабжение отсутствовало, однако данное обстоятельство согласно п. 31 приказа Минюста РФ от 04.07.2022 г. № 110 не является нарушением прав административного истца, так как горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время, с учетом их потребности. Горячая вода для стирки и гигиенических целей в сентябре 2021 года выдавалась лицам, содержащимся под стражей, ежедневно с 07 до 08 часов, с 17 до 18 часов, согласно графика СИЗО-2 (л.д. 76-80 т. 1).
В судебном заседании административный истец Бахронов С.У. угли, отбывающий наказание в ФКУ ИК-15 УФСИН России по Красноярскому краю, участие которого обеспечивалось посредством использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за защитой своих интересов, считая, что его права не надлежащими условиями содержания нарушены, ввиду чего подлежит взысканию компенсация в размере 20 000 рублей.
Представитель административных ответчиков - Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказаний России Пивкина Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на отсутствие нарушений прав административного истца, на соблюдение условий содержания под стражей.
Участвующий в деле Рузаевский межрайонный прокурор, неявившийся в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 173 т. 2).
Суд пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившегося лица, поскольку неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, явка не признана судом обязательной.
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с частями 5, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Положениями части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как усматривается из материалов дела, заявленные административным истцом события, имели место в период с 3 по 4 сентября 2021 года.
При этом административное исковое заявление подано в суд 27.12.2022 года (посредством почтового отправления), то есть по истечении установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока (л.д. 7 т. 1)
Уважительность пропуска срока административный истец мотивирует своим нахождением в различный период времени с 04.09.2021 года по настоящее время под стражей в местах лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России, а также многократным этапированием из колонии в колонию, отсутствием необходимой литературы для надлежащего составления административного иска, отсутствием длительной возможности установить адрес местонахождения административного ответчика.
Приговором Черемушкинского районного суда г. Москвы от 01.10.2020 года Бахронов С.У. угли осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием в колонии строгого режима. При этом в срок лишения свободы засчитано время содержания его под стражей со дня фактического задержания - с 02.02.2020 года. Приговор вступил в законную силу 24.08.2021 года. В данном случае, Бахронов С.У. угли до настоящего времени содержится под стражей, в период с 04.09.2021 года по 09.02.2023 года неоднократно под конвоем перемещался в различные Учреждения ФСИН России, находящиеся в различных регионах Российской Федерации, что ограничивало его возможности по защите нарушенных прав и законных интересов, в том числе в возможностях получения информации (л.д. 211-237 т.1).
Кроме того, согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанные обстоятельства дают суду основание считать причины пропуска административным истцом срока для обращения в суд уважительными, в связи с чем, процессуальный срок подлежит восстановлению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2 - 4 постановления от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально - бытовое обеспечение, обеспечение жилищно - бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
Вступившим в законную силу 24.08.2021 года приговором Черемушкинского районного суда г. Москвы от 01.10.2020 года Бахронов С.У. угли осужден, за совершение умышленного преступления по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 211-237 т. 1, 76-81 т. 2).
Осужденный Бахронов С.У. угли, следовавший к месту отбывания наказания транзитом, содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия с 03.09.2021 года по 04.09.2021 года в камере № 2 сборного отделения. На период оформления учетных документов был размещен в камере сборного отделения № 2 на срок не более суток с соблюдением требований изоляции, прошел первичный медицинский осмотр, санитарную обработку, что усматривается из камерной карточки, справок начальника и старшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия (л.д. 81, 82, 110 т. 1)
При размещении в камере № 2 сборного отделения Бахронов С.У. угли был обеспечен постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, наволочкой, двумя простынями, у осужденного имелась своя кружка и ложка, что усматривается из камерной карточки (л.д. 82 т. 1).
Согласно справочной информации начальника и старшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия, а также сведений технического паспорта ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия, площадь камеры № 2 составляет 26,5 кв.м, в камере одно окно с установленной решетчатой перегородкой, камера оборудована двуярусными кроватями на 6 человек, подставкой под бак для воды, баком с питьевой водой с кружкой и тазом, вызывной сигнализацией, системой приточно-вытяжной вентиляции, светильниками дневного и ночного освещения, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, умывальником, санитарным узлом (напольной чашей унитазом) отделенным от основного помещения в целях обеспечения приватности (л.д. 87-110,121-126, 127-135, 136-156 т. 1).
Горячее водоснабжение в ФКУ СИЗО-2 не предусмотрено конструкцией водопроводных сетей режимного объекта, водонагревательные приборы в камерах отсутствуют.
Параметры микроклимата в камерах режимных корпусов по состоянию на 02.09.2021 года определены в соответствии с ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (л.д. 158-160, 162-163 т.1).
Уровень искусственной освещенности в камерах режимных корпусов по состоянию на 02.09.2021 года определен в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», СП 15-05 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д. 161 ч. 1).
В своей деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 года № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также руководствовалось на период спорных правоотношений приказом Минюста России от 14.10.2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и Приказом Минюста России от 16.12.2016 года N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
Пунктом 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 г. N 189 (действовавших на момент спорных правоотношений), установлено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции. После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование. Срок карантина определяется медицинскими показаниями (пункты 17, 18 Правил).
Пунктом 42 Правил установлено, что камеры следственного изолятора оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности) (абзац введен приказом Минюста России от 31.05.2018 N 96); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Бахронов С.У. угли содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 3 по 4 сентября 2021 года. Постановленный в отношении Бахронова С.У. угли приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы от 1 октября 2020 года, на момент содержания в ФКУ СИЗО-1, в законную силу не вступил (л.д. 81 т. 1).
Согласно статье 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Как следует из административного искового заявления и объяснений административного истца в судебном заседании, в период времени его содержания в учреждении совместно с ним одновременно в камере № 2 содержалось 7 человек.
В судебном заседании установлено, что Бахронов С.У. угли содержался в камере № 2 сборного отделения, площадью 26,5 кв.м., где имелось 6 спальных мест. Из журнала количественной поверки лиц, содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-2 усматривается, что в период с 8 до 20 часов 03.09.2021 года в камере № 2 одновременно содержалось 4 человека, на 8 часов 04.09.2021 года содержалось 4 человека, на 20 часов 04.09.2021 года - 5 человек (л.д. 83-86 т. 1).
Следовательно, в камере, в которой содержался административный истец, на каждого заключенного приходилось более 4 кв.м. санитарной площади, нормативы обеспечения осужденных санитарной площадью, указанные в ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, не нарушены, в связи с чем, довод административного истца о переполненности камеры № 2 на период его нахождения в ней и о содержании в ней 7 человек, не принимается судом во внимание.
Ссылка административного истца на ответ УФСИН России по его жалобе, где указана площадь камеры 16,5 кв.м., не принимается судом во внимание, поскольку опровергается установленными выше фактическими обстоятельствами дела, подтвержденными письменными доказательствами.
Поскольку камера № 2 сборного отделения ФКУ СИЗО-2 оборудована 6 спальными местами, и на период нахождения в указанной камере административного истца с 3 по 4 сентября 2021 года в ней содержалось 4 человека, довод Бахронова С.У. угли о необеспечении его спальным местом не обоснован и является несостоятельным.
Не обоснованы и доводы истца относительно отсутствия в камере № 2 средств радиовещания и системы вызывной сигнализации. По сведениям представленным в материалы дела, в том числе и инвентарных карточек учета активов, помещение камерного типа - камера № 2 на сборном отделении режимного корпуса оборудована исправным радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, в указанной камере установлена система сигнализации, позволяющая устанавливать контакт между лицами находящимися в камере и сотрудниками СИЗО (л.д. 110, 136, 151 т. 1).
В соответствии с п. 17 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 (действовали на период спорных правоотношений) (далее ПВР СИЗО) подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца.
Согласно Книги складского учета № 465 (материальные запасы) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Мордовия, камерной карточки Бахронову С.У. угли по прибытии в следственный изолятор были выданы в пользование постельные принадлежности: матрац, одеяло, наволочка, подушка, простынь (л.д. 137-150 т. 1).
В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года № 189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки, и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Исходя из приведенной нормы, постоянное наличие горячей воды в камере не предусмотрено, а при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 13 ПВР СИЗО установлено, что распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и в судебных заседаниях, прогулок и т.д. Предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна подозреваемых и обвиняемых.
Как следует из копии технического паспорта тюремного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РМ (1949 года постройки), в камере № 2, в которой содержался административный истец, горячее водоснабжение не предусматривалось (л.д. 127-135 т. 1)
Из представленных графиков на сентябрь 2021 года, усматривается, что ежедневно с 07 до 08 часов, с 17 до 18 часов осуществлялось предоставление горячей воды для стирки и гигиенических целей, а также кипяченой воды для питья, в том числе и в камеру № 2 сборного отделения (л.д. 105-106 т. 1).
Пунктом 91 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы, как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Из представленной административным ответчиком копии журнала учета предложений, заявлений, жалоб, усматривается, что за период пребывания административного истца в ФКУ СИЗО-2, последний с жалобами либо заявлениями на не обеспечение его постельными принадлежностями или горячей водой не обращался (л.д. 154-156 т. 1).
Ссылка Бахронова С.У. угли на то, что камерная карточка является недействительной, поскольку в ней отсутствует его подпись, является несостоятельной поскольку опровергается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
При таких обстоятельствах доводы истца о необеспечении его постельными принадлежностями и отсутствие в камере горячей воды, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Проверяя довод административного истца об отсутствии вентиляции, судом установлено, что помещения камер, в том числе и камеры № 2 ФКУ СИЗО-2 оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции для циркуляции воздуха, что усматривается из Государственного контракта № 113 от 26.06.2009 года, нарушений работы системы приточно-вытяжной вентиляции в период с 03.09.2021 по 04.09.2021 г. не было, вентиляция работала бесперебойно. Жалоб в период содержания истца из камерном помещении № 2 о не исправности вентиляции не поступало (л.д. 87-90, 136 т. 1).
Кроме того, камерное помещение № 2 оборудовано решетками оконными камерными (отсекающие, с выступом от стены). Решетки, установленные в оконных проемах, не препятствуют естественному освещению, вентилированию и открыванию окна спецконтингентом по мере необходимости. Проем окна составляет 90?120 см. (л.д. 87-90, 136 т. 1)
Согласно протоколу измерений параметров микроклимата N 157 на дату проведения измерений 02.09.2021 года параметры микроклимата в камерах соответствуют требованиям ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные», а также требованиям СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (л.д. 158-161 т. 1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что вентиляция находилась в исправном состоянии, оконные проемы являлись дополнительным моментом для проветривания помещения камеры, в связи с чем, суд отклоняет данный довод истца, как не нашедший своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности - состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, когда существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, - является одной из важнейших функций государства.
Приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 на объектах учреждений и органов ФСИН России утверждены соответствующие правила пожарной безопасности.
Согласно п. 64 ППР N 1479 от 16.09.2020 г. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» для объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных объектов космической инфраструктуры и стартовых комплексов, объектов горных выработок, объектов энергетики, являющихся особо опасными, технически сложными иуникальнымив соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, изоляторов временного содержания, специальных учреждений, предназначенных для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, психиатрических и других специализированных лечебных учреждений, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти могут устанавливаться особенные требования пожарной безопасности, учитывающие специфику таких объектов, а также согласно п. 5 Приказа N 222 ФСИН России от 31.03.2005 г. «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения независимо от площади, кроме: помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); вентиляционных камер (приточных, а также вытяжных не обслуживающих производственные помещения категорий А или Б), насосных станций водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие: материалы; помещений категорий В4 и Д по пожарной опасности; варочных залов столовых и пищеблоков, аккумуляторных, зарядных и кислотных помещений; временных открытых навесов независимо от категории пожарной опасности; индивидуальных жилых домов; помещений со строгими условиями содержания осужденных, камер следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа (исключение составляют общежития для проживания осужденных, которые следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями), эксплуатация камер следственного изолятора допускается без пожарной сигнализации.
Как установлено в судебном заседании, все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РМ, в том числе и камерное помещение № 2, где содержался административный истец, оборудованы датчиками пожарной сигнализации, что усматривается из договора оказания услуг на техническое обслуживание пожарной сигнализации ФКУ ЦИТО и ВС УФСИН России по Республике Мордовия от 01.02.2021 г. № 8, и сведений отдела режима ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия (л.д. 107-109, 110 т. 1).
Из журнала пожарной безопасности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия «Эксплуатация систем противопожарной защиты» усматривается, что никаких нарушений в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия на период нахождения в СИЗО-2 административного истца, не выявлено (л.д. 165-166 т. 1)
Таким образом, довод Бахронова С.У. угли о нарушении пожарной безопасности в камере № 2 в период его содержания в ней, не нашел своего подтверждения.
Довод административного ответчика о не ознакомлении его с правилами пожарной безопасности, является не состоятельным и не принимается судом во внимание.
Из сообщения Рузаевского межрайонного прокурора от 22.05.2023 г. усматривается что, каких-либо жалоб и заявлений от Бахронова С.У. угли по факту ненадлежащих условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 3 по 4 сентября 2022 года, не поступало. В ходе надзорных мероприятий нарушений закона при содержании Бахронова С.У. угли в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РМ не выявлялось, мер реагирования не принималось (л.д. 167 т. 1).
С учетом изложенного, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный истец не предоставил каких-либо относимых, допустимых, объективных и достоверных доказательств нарушения его личных неимущественных прав, благ в результате виновных действий ответчика по необеспечению надлежащих условий содержания в ФКУ СИЗО-2, причинения ему вследствие указанных им обстоятельств нравственных страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, с учетом практических требований режима содержания. Указанные утверждения административного истца являются субъективными и не убедительными. Оснований для взыскания компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, суд не находит.
Кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, суд принимает во внимание, что лицо, совершившее умышленное преступление, должно предполагать, что оно может в результате этого быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на определенные ограничения, в связи с чем, испытывает отрицательные эмоции по факту содержания под стражей, что само по себе не доказывает совокупность условий, с которыми закон связывает компенсацию морального вреда (Определение от 16 октября 2003 №371-О, от 19 июля 2007 №480-ОО).
Надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения прав Бахронова С.У. угли при содержании его под стражей административным истцом не представлено.
Содержание на законных основаниях лица под стражей в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические или нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Поскольку нарушений условий содержания под стражей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации не установлено, основания для присуждения компенсации отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 3 ░░ 4 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.