Дело №2а-50/2023
УИД 44RS0019-01-2022-000706-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 15 февраля 2023 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Соколова Н.В.,
при секретаре Айрих Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Чухломскому району Виноградовой О.А.. и УФССП по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО МФК «ОТП Финанс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Чухломскому району Виноградовой О.А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не вынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ, в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника, в не направлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния, в не проведении действий по установлению имущества зарегистрированного за супругом должника, а также в не направлении запроса в органы УФМС с целью получения информации о месте жительства должника за период с 06.05.2019 года по 20.05.2022 года.
Административное исковое заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Ч.Л.А. о взыскании задолженности по кредитному договору №2831540714.
По данному исполнительному производству меры принудительного исполнения судебным приставом не принимаются, требования исполнительного документа не исполняются, никакие процессуальные документы в адрес взыскателя не поступают, постановление об удержании из заработной платы должника в настоящее время по месту получения дохода должника не направлено.
В рамках исполнительного производства постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации не вынесено.
С момента возбуждения исполнительного производства проверка имущественного положения по месту жительства должника судебным приставом не осуществлялась, акт совершения исполнительных действий взыскателю не направлялся.
Судебным приставом-исполнителем не выяснялось семейное положение должника и не производились действия по розыску имущества, являющегося совместной собственности супругов.
Судебный пристав-исполнитель имел возможность совершить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы взыскателя.
Впоследствии в качестве надлежащего административного ответчика был привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по Галичскому району Г.Ю.С.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, судебный пристав-исполнитель, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика, Управления ФССП России по Костромской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо, Ч.Л.А., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ от 21 июля 1997 года "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1, 5 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 4 указанного закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Кроме того, в силу положений ст. ст. 64, 68 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет перечень, характер и объем необходимых подлежащих применению исполнительных действий с учетом принципов целесообразности и достаточности, а также уважения чести и достоинства гражданина.
Меры принудительного исполнения перечислены в ч. 3 ст. 68 Закона «Об исполнительном производстве», к таким мерам в том числе относятся обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 98 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Частями 1, 2 ст. 99 Закона «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Федерального закона "Об исполнительном производстве" денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе, путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Согласно ч. 1 ст. 111 данного закона в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы.
В соответствии с ч. 3 ст. 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При отсутствии одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Из материалов исполнительного производства следует, что 06.05.2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Чухломскому району Виноградовой О.А. в отношении Ч.Л.А. было возбуждено исполнительное производство №6195/19/44030-ИП.
17.05.2022 года исполнительное производство было передано в ОСП по Галичскому району.
27.05.2022 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Галичскому району Г.Ю.С. приняла к исполнению вышеуказанное исполнительное производство.
Согласно сводке по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия:
- 06.05.2019 года сделаны запросы оператору связи, в банки, в ГУВМ МВД России, в ФНС России, в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных транспортных средствах;
- 10.06.2019 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора;
- 11.06.2019 года было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату;
- 16.06.2019 года было вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств;
- 17.06.2019 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;
- 21.06.2019 года сделан запрос в Росреестр;
- 08.07.2019 года сделан запрос в ПФР о получении сведений о получаемых выплатах;
- 06.10.2019 года вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации;
- 09.12.2019 года сделан запрос в ЗАГС об актах гражданского состояния;
- 20.02.2020 года вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное;
- 15.06.2020 года сделан запрос о размере пенсии;
- 22.04.2022 года сделан запрос в ПФР о СНИЛС;
- 27.05.2022 года сделан запрос оператору связи, в ФНС о наличии счетов, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;
- 08.06.2022 года были вынесены постановления об обращении взыскания на заработную плату; об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке. Также были сделаны запросы в ФНС о произведенных выплатах страховых взносов в пользу физических лиц, о счетах в банке, запросы в ГИБДД на получение сведений о зарегистрированных транспортных средствах, о размере пенсии, в Росреестр о наличии недвижимости, в ЗАГС, в БТИ;
- 10.06.2022 года, 23.06.2022 года, 14.07.2022 года были вынесены постановления о распределении денежных средств;
- 28.07.2022 года сделаны запросы о размере пенсии и иных выплатах, в Росреестр о наличии недвижимости, в ГИБДД на получение сведений о зарегистрированных транспортных средствах;
- 29.07.2022 года сделаны запросы в ФНС о наличии счетов, в ЗАГС о смене имени и заключении брака;
- 18.08.2022 года было вынесено постановление о распределении денежных средств;
- 02.09.2022 года был сделан запрос оператору связи;
- 04.09.2022 года сделан запрос в ПФР о произведенных выплатах страховых взносов в пользу физических лиц;
- 05.09.2022 года было вынесено постановление о распределении денежных средств;
- 13.09.2022 года сделаны запросы в ФНС о произведенных выплатах страховых взносов в пользу физических лиц и о наличии счетов; в ПФР о СНИЛС и о размере пенсии;
- 14.09.2022 года сделан запрос в ФНС о наличии счетов;
- 17.10.2022 года сделаны запросы в ЗАГС о смене имени и заключении брака;
- 18.11.2022 года осуществлены запросы в ГИБДД на получение сведений о зарегистрированных транспортных средствах и в Росреестр о наличии недвижимости;
- 22.11.2022 года сделаны запросы в ПФР о СНИЛС и получаемых выплатах; в ЗАГС о смене имени и смерти; в ФНС о произведенных выплатах страховых взносов в пользу физических лиц;
- 23.11.2022 года было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату;
- 09.12.2022 года был сделан запрос оператору связи;
- 19.12.2022 года, 23.12.2022 года, 29.12.2022 года, 02.02.2023 года были вынесены постановления о распределении денежных средств.
Поскольку в сводном исполнительном производстве имеются требования разных взыскателей, отнесенные к одной очереди взыскания, денежные средства, поступающие на депозитный счет отделения судебных приставов, распределяются в рамках сводного исполнительного производства в соответствии со ст. 111 ФЗ "Об исполнительном производстве" пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
С учетом изложенного, доводы административного истца на тот факт, что денежные средства на счет взыскателя не поступают, являются несостоятельными и опровергаются письменными материалами дела.
Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем совершаются предусмотренные законодательством об исполнительном производстве действия и меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в пользу административного истца; исполнительные производства в их пользу не окончены; срок исполнения, предусмотренный статьей 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не является пресекательным и не препятствует дальнейшему ведению исполнительных производств.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Довод о том, что судебным приставом-исполнителем не направляются копии процессуальных документов, не является основанием для признания незаконным бездействия должностного лица, поскольку в материалах исполнительного производства отсутствует ходатайство взыскателя о направлении ему копий процессуальных документов.
Кроме того, взыскатель вправе самостоятельно знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из него выписки, снимать с него копии.
Следовательно, доводы административного истца о бездействии судебного пристава-исполнителя являются необоснованными.
Из системного анализа положений ст. 218 КАС РФ и ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц публичного органа могут быть признаны незаконными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы граждан либо иных лиц.
Бремя доказывания нарушенного права и охраняемого законом интереса вследствие оспариваемого решения, действия (бездействия) возложено на лицо, обратившееся в суд (ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и охраняемого законом интереса, а также наступления для него неблагоприятных последствий в рамках оспариваемого бездействия судебного пристава.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15.02.2023 ░░░░