Дело №11-30/2015
Мировой судья Зырянов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2015 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Евстифеевой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Перминовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азизи Р.А. на решение и.о.мирового судьи судебного участка №2 города окружного значения Новый Уренгой ЯНАО от 17 марта 2015 года по гражданскому делу №2-278(2)\15 по иску Азизи Р.А. к ОАО «Уренгойжилсервис» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Азизи Р.А. обратился в суд с иском к ОАО «Уренгойжилсервис» (далее ОАО «УЖС») о защите прав потребителя по тем основаниям, что в соответствии с Договором по управлению многоквартирным домом № 3 от 23 октября 2014 года, истец является потребителем коммунальных услуг, оказываемых по месту его проживания, по адресу: <адрес> Обязательства собственника он исполняет должным образом и в полном объеме, регулярно оплачивает счета за коммунальные услуги и на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, задолженности по оплате не имеет. В соответствии с условиями Договора, ОАО «Уренгойжилсервис» обязан выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, от имени, в интересах и за счет собственника жилого помещения предоставлять коммунальные услуги, обеспечивающие условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим и другим требованиям жилищного законодательства РФ. Состав общего имущества и границы ответственности определены Приложением № 1 к Договору. Перечень и цена и периодичность работ по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений определены Приложением № 2 к Договору. В соответствии с п. 2.1.2. Ответчик обязан был организовать с наибольшей выгодой для Собственников оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в рамках заключенного Договора и согласно перечню, определенного Приложением № 2 к Договору. В результате предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (в меньшем объеме), а также в связи с бездействием ответчика в части содержания и текущего ремонта общего имущества собственников, условия проживания в доме далеки от оптимальных, не являются благоприятными и в связи с наличием грызунов - не безопасными для здоровья членов семьи истца, что является нарушением обязательных требований Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На неоднократные обращения истца к ответчику с требованием об устранении недостатков оказываемых услуг по каждому обращению производились соответствующие обследования технического состояния подъезда, однако эти обследования проводились без приглашения представителей со стороны собственников жилья. 23 декабря 2014 года истец в очередной раз обратилась к ответчику с письменной претензией с требованием о производстве санитарно-эпидемиологического обследования общедомовых и подвальных помещений с привлечением представителей собственников жилых помещений, и в случае обнаружения недостатков, определить сроки их устранения.
Просит суд признать ОАО «УЖС» виновным в нарушении условий Договора по управлению многоквартирным домом в части предоставленных услуг ненадлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных услуг, в части суммы расходов на содержание общедомового имущества за период с 01.10.2014 года по день вынесения судебного решения и взыскать с ответчика излишне уплаченные денежные средства за коммунальные услуги ненадлежащего качества в размере 16590 руб. 15 коп.
17.03.2015 года и.о. мирового судьи судебного участка №2 города окружного значения Новый Уренгой ЯНАО Азизи Р.А. в удовлетворении исковых требований к ОАО «УЖС» о защите прав потребителя отказано.
29.04.2015 года в суд Азизи Р.А. подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение, в которой истцом ставится вопрос об отмене решения мирового судьи ввиду нарушения судом норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку судом не приняты во внимание нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления Управляющей организацией жилищных услуг, некачественное и несвоевременное исполнение договорных обязательств со стороны Управляющей организации подтверждено актами обследования, в связи с чем, истец имел все законные основания применения к нему условий перерасчета платы за содержание и текущий ремонт.
В судебном заседании Азизи Р.А. и представитель ОАО «УЖС» участия не принимали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Представитель Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО Багишева Ф.Р., действующая на основании доверенности №12 от 12.01.2015 года, находит доводы жалобы не обоснованной, поскольку, по заявлению Азизи Е.С. 21.04.2015 года были проведены внеплановые мероприятия по государственному контролю для проверки фактов оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>, в ходе которой нарушений со стороны Управляющей компании ОАО «УЖС» не выявлено.
Рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав представителя Департамента Государственного жилищного надзора ЯНАО, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.
Как установлено, истец Азизи Р.А. является собственников квартиры <адрес>
23.10.2014 года между истцом и ОАО «УЖС» заключен договор управления многоквартирным домом №3 согласно п. 1.1 которого управляющая компания предоставляет услуги по управлению, выполнению работ по содержанию текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно перечню, приведенному в Приложении №2 к договору; организует от имени, в интересах и за счет собственников помещений предоставление коммунальных услуг – холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение (отопление), электроснабжение в соответствии с параметрами качества, приведенными в приложении №3 к договору; осуществляет иную, направленную на достижение целей по управлению многоквартирным домом, деятельности (л.д.6-9).
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, согласно которым собственники имущества обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их содержания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность управляющей организации в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту вверенного ей дома определена ст.162 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с подп.«а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 (в редакции с последующими изменениями) (далее по тексту Правила) в состав общего имущества многоквартирного дома входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно подп.«а», «г», «з» п.11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п.п.13, 14 Правил, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества для принятия управляющей организацией решения о соответствии или не соответствия проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил).
Как указывал истец в исковом заявлении и пояснял его представитель в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей условия проживания в доме не являются благоприятными и не безопасны для здоровья членов его семьи в связи с наличием грызунов, техническое состояние подъезда неудовлетворительное, последний косметический ремонт проводился в 2007 году, в подъезде антисанитария, постоянный неприятных запах, грязь. Претензий по качеству других коммунальных услуг истцом не заявлялось.
Согласно подпункту «б» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Как следует из п.1.1.1-1.5 Приложения №2 к Договору управления многоквартирным домом влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2-х этажей должно производиться ежедневно кроме воскресенья, влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-х этажей - 2 раза в неделю, мытье лестничных площадок и маршей выше 2-х этажей – 1 раз в месяц, санитарная уборка лифтовых кабин – ежедневно кроме воскресенья, удаление мусора, очистка и влажная уборка мусорных камер, влажное подметание мест перед загрузочными устройствами мусоропроводов - ежедневно кроме воскресенья.
Пункт 1.6.1 – 1.6.3 предусматривает устранение засоров, уборку загрузочных клапанов мусоропроводов по мере необходимости, но не реже 1 раза в год; дезинфекцию всех элементов ствола мусоропровода – по мере необходимости, но не реже 1 раза в год; мытье мусорных камер – по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения ст.ст. 56, 57 ГПК РФ возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции ответчиком принимались меры по реагированию на замечания истца, составлялись акты проверки качества оказываемых услуг, проводились осмотры общего имущества многоквартирного дома, о чем составлены акты обследования санитарно-технического состояния второго подъезда и техподполья вышеуказанного жилого дома 01.10.2014 года, 21.11.2014 года, 24.12.2014 года, 25.12.2014 года, из которых следует, что дезинфекция мусороствола и мусорокамеры деохлором, мытье моющими средствами производилось ООО «Профилактика» в июле 2014 года, в сентябре 2014 года, в декабре 2014 года, следов присутствия домашних животных (кошек), грызунов, насекомых не выявлено; уборка подъезда и лифтовой кабины производится по утвержденному графику моющими средствами. Выявленные 24.12.2014 года замечания истца по поводу отсутствия остекления светового окна на входной двери в подъезде, дефекты дверного полотна, отслоение окрасочного слоя, несмываемые надписи, отсутствие освещения первого тамбура были ответчиком устранены, что подтверждает отчет от 25.12.2014 года (л.д.19-22, 43).
В силу п.109, 110 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Как установлено судом первой инстанции стороной истца не инициировалась предусмотренная вышеуказанным Постановлением Правительства РФ процедура определения качества коммунальной услуги путем проведения экспертизы качества, в Департамент Государственного жилищного надзора ЯНАО с жалобами на некачественно предоставляемые услуги и просьбой провести проверку качества коммунальной услуги Азизи Р.А. не обращался.
22.04.2015 года Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО проведена проверка ОАО «УЖС», о чем составлен акт проверки государственного контроля (надзора) юридического лица №758, согласно которого контролирующим органом нарушений выявлено не было.
На момент проведения проверки установлено, что текущий ремонт подъезда проводился в 2007 году. Во втором подъезде деревянные дверные блоки имеют плотный притвор, оснащены самозакрывающими устройствами, третья дверь домофонная. На стенах лестничных клеток наблюдаются надписи, грязные разводы, следы от обуви, облицовка стен имеет повреждения. На поверхности двери лифта и мусоропроводного ствола надписи. На поверхностях низа лестничных площадок наблюдаются следы протечек. На первом этаже присутствует посторонний резкий запах. При обследовании техподполья следов появления запаха не обнаружено. Санитарное состояние лестничных клеток чистое. Уборка, мойка пола производится в соответствии с графиком.
Мусоропроводы расположены на лестничных площадках. Выход ствола мусоропровода расположен в мусоросборной камере. В мусоросборной камере установлены коричневые пластмассовые ящики и деревянные коробки. Дверь камеры имеет запорное устройство, открывается в сторону улицы, стены окрашены масляной краской. Мусоросборная камера – уборка осуществляется ежедневно.
Дератизация и дезинсекция в местах общего пользования жилых домов производится один раз в квартал. 04.12.2014 года организацией ООО «Профилактика» проведена очередная дератизация и дезинсекция мест общего пользования.
Согласно письма управляющей компании ОАО «УЖС» от 16.04.2015 года №1391 текущий ремонт 1-3 подъездов (малярные работы) запланирован на 2 квартал 2015 года (л.д. ).
Таким образом, должностным лицом Государственного жилищного надзора установлено, что содержание и ремонт общего имущества производится ответчиком на условиях договора управления многоквартирным домом и согласно Приложению 2 к договору «Перечень, цена и периодичность работ по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений».
Следовательно, из представленных доказательств не следует фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении ОАО «Уренгойжилсервис» обязательств по содержанию заявленного общего имущества многоквартирного дома, период предоставления не соответствующей требованиям качества услуги, что в свою очередь исключает применение заявленных в иске последствий в виде производства перерасчета коммунальных услуг и излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
В рассматриваемом случае, исходя из действующего стандарта доказывания, субъектного состава участников сложившихся правоотношений, а также требуемого вида работ и услуг по содержанию общего имущества дома, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения требований истца исходя из избранного им способа защиты прав и законных интересов.
Следовательно, решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований к его отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-278(2)\15 ░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░