Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1031/2023 (2а-6910/2022;) ~ М-6689/2022 от 30.11.2022

Дело № 2а-1031/2023

22RS0068-01-2022-008440-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2023 года             г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего судьи        Быхуна Д.С.,

при секретаре                    Мардарь В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Алтайкрайимущество), в котором, с учетом изменения требований, просит признать незаконным решение Алтайкрайимущества, изложенное в письме от 14 ноября 2022 года № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, для индивидуального строительства; обязать Алтайкрайимущество в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление от 30 октября 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование требований указано на то, что ФИО1 является многодетной матерью, в связи с чем обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеназванного земельного участка. Письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка отказано в связи с принятием распоряжения о подготовке и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Данный отказ является незаконным, поскольку ....имуществом нарушена обязательная последовательность действий образования земельного участка для продажи права на заключение договора аренды земельного участка, с 2013 года по 2023 год административным ответчиком не осуществлялись действия по проведению аукциона. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., площадью 1176 кв.м., с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, совпадающий с местоположением испрашиваемого истцом земельного участка, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в последующем снят с государственного кадастрового учета в апреле 2022 года, на дату обращения ФИО1 в Алтайкрайимущество на кадастровом учете не состоял, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Барнаула, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, заместитель начальника Алтайкрайимущества ФИО5

Представитель административного ответчика Алтайкрайимущество – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо заместитель начальника Алтайкрайимущества ФИО5, представители заинтересованных лиц администрации города Барнаула, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято Алтайкрайимуществом ДД.ММ.ГГГГ, в суд настоящее административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», пунктом 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года № 131, органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере является Управление имущественных отношений Алтайского края.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков») право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа – города Барнаула Алтайского края. Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное (часть 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

Согласно части 3.4 той же статьи предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также является основанием для снятия граждан с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и не дает права на повторное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с настоящим Законом.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 относится к категории граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ в Алтайкрайимущество поступило заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, согласно схеме для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», заявлению присвоен №.

Письмом Алтайкрайимущества от 14 ноября 2022 года № ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, поскольку местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено представленной схемой, совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого Алтайкрайимуществом принято распоряжение о подготовке и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что является основанием для отказа в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Оценивая законность отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае принятия в отношении земельного участка решения уполномоченного органа о проведении аукциона, решения об образовании (формировании) земельного участка с целью проведения аукциона, решения об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной с целью образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона.

В судебном заседании установлено, что 07 августа 2013 года Главным управлением имущественных отношений Алтайского края издано распоряжение № о проведении работ по формированию земельных участков и организационных мероприятий по подготовке и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1000 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенных в пос.Бельмесево г.Барнаула, в том числе по адресу: ул.Окольная, 39.

В соответствии с указанным распоряжением управлению по земельным отношениям Главного управления имущественных отношений Алтайского края поручено: направить обращение в администрацию города Барнаула о подготовке информации о разрешенном использовании земельных участков, межевых планов, кадастровых паспортов земельных участков, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение; определить начальную цену предмета аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; определить размер задатка для участия в аукционе и существенные условия договора купли-продажи или аренды земельного участка; разместить информационное сообщение о проведении аукциона на официальном сайте Главного управления имущественных отношений Алтайского края.

На основании постановления Центральной сельской администрации Центрального района г.Барнаула от 13 сентября 2013 № земельному участку, на который претендует административный истец, присвоен адрес: .....

Постановлением Центральной сельской администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № ориентировочной площадью 0,1176 га по адресу: ...., для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости 08 сентября 2014 года земельный участок по адресу: ...., площадью 1176 кв.м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № как временно учтенный; 05 апреля 2022 года указанный земельный участок снят с кадастрового учета по решению регистрационного органа (в связи с истечением предусмотренного законом срока в отношении временно учтенных земельных участков).

18 ноября 2021 года начальником Алтайкрайимущество вынесен приказ №, в соответствии с которым отделу по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поручено провести ревизию действующих решений о проведении аукционов в отношении земельных участков.

В целях реализации распоряжения № от 07 августа 2013 года и проведения аукциона 08 февраля 2023 года Алтайкрайимуществом направлены документы в КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» для выполнения кадастровых работ по образованию границ земельного участка.

Для определения стоимости годовой арендной платы земельных участков выставляемых на аукцион ....имуществом в Единой информационной системе на официальном сайте закупок в сети «Интернет» 23 декабря 2022 года размещена информация об организации электронного аукциона за № на закупку услуг по оценке рыночной стоимости и годовой арендной платы земельных участков, рыночной стоимости объектов незавершенного строительства.

По результатам данной закупочной процедуры ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Алтайского края (Заказчик) и ООО «Справедливость» (Исполнитель) заключен государственный контракт №.3 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости и годовой арендной платы земельных участков, рыночной стоимости объектов незавершенного строительства.

Согласно представленным документам местоположение испрашиваемого административным истцом земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого ....имуществом издано распоряжение от 07 августа 2013 года № о проведении работ по формированию земельного участка и организационных мероприятий по подготовке и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ...., примерной площадью 1000 кв.м. Указанное обстоятельства не оспаривается и лицами, участвующими в деле.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм и с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что предоставление испрашиваемого административным истцом земельного участка возможно только посредством проведения аукциона, в связи с чем оспариваемое решение об отказе является законным, поскольку соответствует действующему законодательству, принято надлежащим должностным лицом, в установленные сроки.

То обстоятельство, что земельный участок по адресу: ...., площадью 1176 кв.м, с кадастровым номером №, был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, не влияет на законность принятого решения.

Учитывая, что спорный земельный участок распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 07 августа 2013 года № был включен в список земельных участков, право на заключение договоров аренды которых осуществляется путем проведения аукциона, распоряжение от 07 августа 2013 года № является действующим, изданным уполномоченным должностным лицом, снятие данного земельного участка с кадастрового учета и постановка его на кадастровый учет вновь являются лишь техническими (учетно-регистрационными) процедурами, которые не меняют назначение данного земельного участка и принятого в отношении него решения о проведении аукциона.

Ссылка административного истца на то, что в период с 2013 по 2023 Алтайкрайимуществом не осуществлялись какие-либо действия по проведению аукциона в отношении спорного земельного участка, также не влияет на законность принятого решения, поскольку распоряжением от 07 августа 2013 года № не предусмотрены какие-либо сроки по организации и проведению аукционов.

В связи с изложенным, оснований для признания незаконным решения Алтайкрайимущества от 14 ноября 2022 года № не имеется. Соответственно, отсутствуют основания и для возложения на Алтайкрайимущество обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 30 октября 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

Таким образом, административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1031/2023 (2а-6910/2022;) ~ М-6689/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Устинова Светлана Михайловна
Ответчики
Алтайкрайимущество
Другие
Начальник Управления имущественных отношений Алтайского края Аленников Алексей Александрович
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Администрация г.Барнаула
Управление Росреестра АК (ИСКЛЮЧЕН)
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Быхун Денис Сергеевич
Дело на сайте суда
centralny--alt.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация административного искового заявления
30.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
20.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее