Решение от 10.12.2024 по делу № 33-10922/2024 от 15.11.2024

Судья Смирнова В.В.          Дело № 33-10922/2024 (2-114/2024)

УИД 22RS0047-01-2024-000120-27

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2024 г. город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего         Масликовой И.Б.

судей          Попова С.В., Меньшиковой И.В.,

при секретаре          Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноануйская основная общеобразовательная школа», администрации Солонешенского района Алтайского края, комитету по образованию и делам молодежи администрации Солонешенского района Алтайского края о возложении обязанности

по апелляционной жалобе ответчика администрации Солонешенского района Алтайского края на решение Солонешенского районного суда Алтайского края от 7 октября 2024 г.

Заслушав доклад судьи Меньшиковой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Солонешенского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноануйская основная общеобразовательная школа» (далее- МБОУ «Красноануйская ООШ») о возложении обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки на предмет соблюдения требований законодательства выявлено отсутствие в здании МБОУ «Красноануйская ООШ», расположенном по адресу: <адрес>, и зданиях ее филиалов: Тальменской основной общеобразовательной школы по адресу: <адрес>, Тележихинской основной общеобразовательной школы по адресу: <адрес>, устройства молниезащиты, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, а также неопределенного круга лиц.

Согласно Уставу МБОУ «Красноануйская ООШ» учредителем учреждения является муниципальное образование Солонешенский район Алтайского края, функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию и делам молодежи администрации Солонешенского района.

Поскольку школа является муниципальным бюджетным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе – администрации МО «<адрес>».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором, с учетом уточнения требований, просил возложить на МБОУ «Красноануйская ООШ» обязанность оборудовать устройством молниезащиты здание МБОУ «Красноануйская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, и здания ее филиалов: Тальменской основной общеобразовательной школы по адресу: <адрес>; Тележихинской основной общеобразовательной школы по адресу: <адрес>, в срок до 1 сентября 2025 г.; возложить на администрацию <адрес> Алтайского края, комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес> Алтайского края обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию устройством молниезщиты зданий МБОУ «Красноануйская ООШ», расположенных по вышеуказанным адресам.

Определением Солонешенского районного суда Алтайского края от 7 октября 2024 г. производство по делу в части требований о возложении на ответчика МБОУ «Красноануйская ООШ» обязанности оборудовать устройством молниезащиты здание МБОУ «Тележихинская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 1 сентября 2025 г., возложении на администрацию <адрес> Алтайского края, комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес> Алтайского края обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию устройством молниезащиты здания по вышеуказанному адресу прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части и принятием его судом.

Решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 7 октября 2024 г. иск прокурора удовлетворен.

На МБОУ «Красноануйская ООШ» возложена обязанность оборудовать устройством молниезащиты здание МБОУ «Красноануйская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, Алтайского края, а также здание ее филиала Тальменской основной общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, Алтайского края, в срок до 01 сентября 2025 г.

При недостаточности денежных средств у МБОУ «Красноануйская ООШ» на администрацию <адрес> Алтайского края, комитет по образованию администрации <адрес> возложена обязанность профинансировать выполнение работ по оборудованию устройством молниезащиты зданий МБОУ «Красноануйская ООШ» и ее филиала Тальменской основной общеобразовательной школы в срок до 1 сентября 2025 г.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации <адрес> Алтайского края просит решение отменить, принять новое об отказе прокурору в удовлетворении требований.

В обоснование доводов незаконности оспариваемого судебного акта приводит понятие устройства молниезащиты, данное в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280, согласно которой, к таковым относится система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молний, которая включает в себя внешние и внутренние устройства.

Школы в соответствии с классификацией зданий и сооружений относятся к классу обычные, с исчерпывающим перечнем последствий удара молнии в виде отказа электрогазоснабжения (например, освещения), способного вызвать панику, отказа системы пожарной сигнализации, вызывающей задержку противопожарных мероприятий, потери средств, сбои компьютеров с потерей данных.

Комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Внешняя МЗС в общем случае состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

Молниеприемники могут быть специально установленными, в том числе на объекте, либо их функции выполняют конструктивные элементы защищаемого объекта; в последнем случае они называются естественными молниеприемниками.

К естественным молниеприемникам относятся: металлические кровли защищаемых объектов; металлические конструкции крыши (фермы, соединенная между собой стальная арматура); металлические элементы типа водосточных труб, украшений, ограждений по краю крыши и т.п.; технологические металлические трубы и резервуары.

Во всех случаях система защиты от прямых ударов молнии выбирается так, чтобы максимально использовались естественные молниеотводы, а если обеспечиваемая ими защищенность недостаточна - в комбинации со специально установленными молниеотводами (пункты 3.1,3.2,3.3 Инструкции).

На основании анализа риска и данных, приведенных в таблицах 4.3-4.6 Инструкции, принимается решение о необходимости построения или реконструкция системы молниезащиты.

В зданиях МБОУ «Красноануйская ООШ», «Тальменская основная общеобразовательная школа» Солонешенского района требования законодательства пожарной безопасности в местах пребывания детей соблюдены, сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом; рядом со школами расположены котельные, трубы которых оборудованы молниезащитой; имеется автоматическая пожарная сигнализация, заземление.

Доказательств того, что отсутствие на зданиях образовательного учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся, в том числе ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников, в суд первой инстанции не представлено, равно как и не представлено доказательств необходимости установки дополнительных средств молниезащиты, в том числе заключения специалиста, сведений об ожидаемом количестве поражений молнией указанного объекта. По устной информации 49 ПЧ 6 ОФПС за период 2023-2024 г.г. по Солонешенскому району случаев пожара, возникших в результате грозовых разрядов (молний), не зарегистрировано. На объектах общественного назначения Солонешенского района за последние 10 лет пожары по причине грозовых разрядов не регистрировались.

Все деревянные конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, надежность обработки периодически проверяется; имеется паспорт безопасности, согласно которому требования пожарной безопасности выполнены; претензий со стороны надзорно-контролирующих органов не имеется.

Понуждение администрации муниципального образования Солонешенский район Алтайского края к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Солонешенского района Алтайского края – без удовлетворения.

Процессуальный истец прокурор Цырульникова И.С. возражала против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия, проверяя законность судебного постановления в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит решение суда подлежащим отмене в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению финансирования выполнения работ по оборудованию устройством молниезащиты образовательного учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ «Красноануйская ООШ» расположено по адресу: <адрес>, одним из филиалов учреждения является Тальменская основная общеобразовательная школа, расположенная по адресу: <адрес>.

Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по реализации основных образовательных программ различного вида, уровня и (или) направленности и дополнительных образовательных программ.

В соответствии с Уставом МБОУ «Красноануйская ООШ» учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Солонешенский район Алтайского края в лице администрации Солонешенского района Алтайского края. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования Солонешенский район Алтайского края исполняет комитет по образованию и делам молодежи администрации Солонешенского района Алтайского края. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени муниципального образования Солонешенский район Алтайского края осуществляет администрация Солонешенского района Алтайского края.

Имущество, независимо от источников приобретения, является собственностью муниципального образования Солонешенский район, учитывается на балансе учреждения, закреплено за ним на праве оперативного управления отделом по управлению муниципальным имуществом, либо приобретено учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 7.1 Устава).

Источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета соответствующего уровня на оказание муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием; субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета соответствующего уровня на иные цели; доходы учреждения, полученные от осуществления приносящие доходы деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим уставом, и приобретённое за счет этих доходов имущество; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и иные источники, не запрещенные федеральными законами (пункт 7.5 Устава).

В соответствии с Уставом на образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать условия для присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

В ходе проведения прокуратурой Солонешенского района Алтайского края проверки по вопросу соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в образовательных учреждениях Солонешенского района в образовательном учреждении МБОУ «Красноануйская ООШ» выявлены нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием устройства молниезащиты.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Перечнем национальных стандартов и сводов правил СП 118.13330.2012, СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», СП 118.13330.2022 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 280, установив факт нарушения требований пожарной безопасности, выразившийся в отсутствие в зданиях школы устройства молниезащиты, пришел к выводу о том, что оборудование зданий образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, возложив на ответчика МБОУ «Красноануйская ООШ» обязанность по оборудованию зданий образовательного учреждения устройствами молниезащиты. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация Солонешенского района несет обязательства по финансированию расходов бюджетной образовательной организации.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что предлагаемый прокурором срок исполнения решения является разумным и достаточным, определен с учетом конкретных обстоятельств данного дела и обязанности ответчиков по проведению необходимого комплекса мероприятий с целью исполнения возложенной судом обязанности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части наличия правовых оснований для возложения на ответчика МБОУ «Красноануйская ООШ» обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения устройствами молниезащиты, поскольку они являются подробными, мотивированными, опираются на действующее в данной сфере законодательство.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции, верно применив нормы права, установив необходимость совершения действий по оборудованию объекта соответствующим устройством; непринятие ответчиком должных мер, направленных на устранение выявленных в образовательной бюджетной организации нарушений в области пожарной безопасности, ставивших под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в указанной части.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 г. N 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно пункту 4.12 Свода Правил 118.13330.2022 СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минстроя России от 19 мая 2022 г. № 389/пр (далее - СП 118.13330.2022), перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором указаны здания и помещения образовательных организаций, общеобразовательные организации.

При этом в пункте 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений, утвержденной Минэнерго СССР 12 октября 1987 г., устанавливается комплекс мероприятий и устройств для обеспечения безопасности людей (сельскохозяйственных животных), предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений при воздействии молнии.

Также устройства молниезащиты приведены в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003 утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» (далее - инструкция СО 153-34.21.122-2003).

Вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией СО 153-34.21.122-2003, согласно абзацу 1 раздела 1 которой она распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно пункту 2.2 Инструкции СО 153-34.21.122-2003, классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения. Непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования.

Согласно таблице 2.1 Инструкции СО 153-34.21.122-2003 школы отнесены к обычным объектам и последствия удара в них молний указаны такие как, отказ электроснабжения, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанная инструкция СО 153-34.21.122-2003 также является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, включая общеобразовательные организации.

Согласно разъяснению Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора о порядке использования Инструкции, приказом Минэнерго России не отменяется действие предыдущего издания Инструкции по молниезащите зданий и сооружений (РД 34.21.122-87). Слово «взамен» в предисловии отдельных изданий инструкции, утвержденной 30 июня 2003 г., не означает недопустимость ее использования. Проектные организации вправе использовать при определении исходных данных и при разработке защитных мероприятий положение любой из упомянутых инструкций или их комбинацию.

Таким образом, действие Инструкции по молниезащите зданий и сооружений РД 34.24.122-87 не исключает применение к зданию учреждения Инструкции по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003.

Доводы о том, что требования СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» носят рекомендательный характер и не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Таким образом, обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.

Возражая против удовлетворения требований прокурора, представитель ответчика указывал на то, что здания образовательного учреждения МБОУ «Красноануйская ООШ», в том числе филиала Тальменская ООШ, оборудованы устройством молниезащиты в виде устройства кровли из металла, заземления, а также трубы котельной, которая находится в непосредственной близости к зданиям и выполняет функцию громоотвода.

Отклоняя данные возражения, суд первой инстанции ссылался на то, что молниезащита – это комплекс технических решений и специальных приспособлений для обеспечения безопасности здания. При этом, заземление, на наличие которого ссылается ответчик в своих возражениях, является лишь частью системы молниезащиты по смыслу приведенных выше норм.

Вместе с тем, судом первой инстанции данные возражения ответчика не проверялись, указано только на то, что работы по установке молниезащиты на здании МБОУ «Красноануйская ООШ» и ее филиала Тальменская ООШ не проводились, доказательств обратному стороной ответчика не представлено, в связи с чем, судебной коллегией предложено ответчику представить доказательства, подтверждающие наличие в образовательном учреждении и её филиале устройств молниезащиты, отвечающих требованиям законодательства, прокурору- доказательства несоответствия существующих устройств молниезащиты требованиям законодательства.

Ответчиком представлены акты визуального осмотра образовательного учреждения от 31 октября 2024 г. и 7 ноября 2024 г., согласно которым сгораемые конструкции кровли зданий МБОУ «Красноануйская ООШ» и ее филиала обработаны огнезащитным составом; рядом со школами расположены котельные, трубы которых оборудованы молниезащитой либо выполняют функции громоотвода; имеются автоматические пожарные сигнализации, заземление, в том числе заземление электрооборудования нулевым и защитным проводником; металлическая кровля здания по адресу <адрес> в <адрес> Алтайского края является естественным молнееприемником, соединяется с заземляющим устройством (заземлитель) токоотводами, расположенными по периметру здания.

Прокурором представлен акт проверки от 11 ноября 2024 г., составленный заместителем прокурора Захаровым М.С. и старшим государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Ананьевым В.А., в котором отражено, что МБОУ «Красноануйская ООШ», расположенное по адресу: <адрес> и здание её филиала «Тальменская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, имеют металлическую кровлю, вблизи образовательных учреждений расположены котельные с металлической трубой, при этом влияние дымовой трубы котельной на систему грозозащиты зданий образовательных учреждений должно определяться проектом грозозащиты зданий. Вместе с тем, удаленность труб котельных от зданий школ свидетельствует о том, что дымовая труба котельной не может быть использована в системе грозозащиты зданий образовательных учреждений. Металлическая кровля зданий образовательных учреждений также может быть использована в системе молниезащиты в качестве молниеприемника, что должно быть отражено в проекте молниезащиты зданий. При обследовании зданий определенно, что отсутствует на стенах зданий заземление (заземляющие спуски), которые должны быть присоединены к металлической кровле. Таким образом, подтверждается факт неиспользования металлической кровли зданий образовательных учреждений в системе грозозащиты.

Администрацией образовательного учреждения акты на скрытые работы по устройству молниезащиты зданий представлены не были. В нарушение пункта 1.13 «РД 34.21.122-87. Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений отсутствует проект устройства молниезащиты зданий МБОУ «Красноануйская ООШ» и здания её филиала «Тальменская ООШ».

Допрошенный в качестве специалиста государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Ананьев В.А. подтвердил, что при осмотре зданий школ выявлено отсутствие на объектах системы молниезащиты, имеющиеся объекты естественной молниезащиты не выполняют в полном объеме функций защиты. Трубы котельных находятся на значительном расстоянии от зданий школ, соответственно, не могут быть использованы в системе грозозащиты зданий образовательных учреждений. На стенах зданий отсутствует заземление, которое должно быть присоединено к металлической кровле, установлен обрыв заземляющего проводника.

В Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 840, которая применяется наряду с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений, утвержденной Минэнерго СССР 12 октября 1987 г., предусмотрено, что молниезащитные устройства объектов, законченных строительством (реконструкцией), принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией и передаются в эксплуатацию заказчику до начала монтажа технологического оборудования, завоза и загрузки в здания и сооружения оборудования и ценного имущества.

Приемка молниезащитных устройств на действующих объектах осуществляется рабочей комиссией.

Во всех организациях и предприятиях независимо от форм собственности рекомендуется иметь комплект эксплуатационно-технической документации молниезащиты объектов, для которых необходимо устройство молниезащиты.

Комплект эксплуатационно-технической документации молниезащиты содержит: пояснительную записку; схемы зон защиты молниеотводов; рабочие чертежи конструкций молниеотводов (строительная часть), конструктивных элементов защиты от вторичных проявлений молнии, от заносов высоких потенциалов через наземные и подземные металлические коммуникации, от скользящих искровых каналов и разрядов в грунте; приемочную документацию (акты приемки в эксплуатацию устройств молниезащиты вместе с приложениями: актами на скрытые работы и актами испытаний устройств молниезащиты и защиты от вторичных проявлений молнии и заноса высоких потенциалов).

В пояснительной записке приводятся: исходные данные разработки технической документации; принятые способы молниезащиты объектов; расчеты зон защиты, заземлителей, токоотводов и элементов защиты от вторичных проявлений молнии.

В пояснительной записке указываются предприятие - разработчик комплекта эксплуатационно-технической документации, основание для его разработки, перечень действующих нормативных документов и технической документации, которыми руководствовались при работе над проектом, специальные требования к проектируемому устройству.

Исходные данные для проектирования молниезащиты включают: генеральный план объектов с указанием расположения всех объектов, подлежащих молниезащите, автомобильных и железных дорог, наземных и подземных коммуникаций (теплотрасс, технологических и сантехнических трубопроводов, электрических кабелей и проводок любого назначения и т.п.); категории молниезащиты каждого объекта; данные о климатических условиях в районе размещения защищаемых зданий и сооружений (интенсивности грозовой деятельности, скоростном напоре ветра, толщине стенки гололеда и т.п.), характеристику грунта с указанием структуры, агрессивности и рода почвы, уровня грунтовых вод; удельное электрическое сопротивление грунта (Ом x м) в местах расположения объектов.

В разделе «Принятые способы молниезащиты объектов» излагаются выбранные способы защиты зданий и сооружений от непосредственного контакта с каналом молнии, вторичных проявлений молнии и заносов высоких потенциалов через наземные и подземные металлические коммуникации.

Объекты, построенные (проектируемые) по одному и тому же типовому или повторно применяемому проекту, имеющие единые строительные характеристики и геометрические размеры и одинаковое устройство молниезащиты, могут иметь одну общую схему и расчет зон защиты молниеотводов. Перечень этих защищаемых объектов приводится на схеме зоны защиты одного из сооружений.

Указанных документов в материалы дела не представлено, проектной документации не сохранилось.

Также ответчиками в материалы дела не представлено доказательств того, что указанные в акте устройства являются устройством молниезащиты, которое отвечает требованиям как положений Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений, утвержденной Минэнерго СССР 12 октября 1987 г., так и Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 840.

Доводы об отсутствии со стороны образовательного учреждения нарушений законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, претензий со стороны надзорно-контролирующих органов, обоснованности принятого судом решения не опровергают и основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности оборудовать здания образовательных учреждений устройством молниезащиты не являются, необходимость исполнения требований по обеспечению безопасного пребывания в образовательных учреждениях не может ставиться в зависимость от наличия предписаний государственных органов. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.

То обстоятельство, что пожарная безопасность в зданиях МБОУ «Красноануйская СОШ» и её филиала «Тальменской ООШ» обеспечивается установленной автоматической пожарной сигнализацией, заземлением, образовательному учреждению выдан паспорт безопасности, не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать здания учреждений системой молниезащиты, поскольку данная обязанность предусмотрена положениями, как ранее действовавшего СП 118.13330.2012, так и действующего в настоящее время СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», а также Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2000 г. № 840.

Доводы заявителя об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов вследствие отсутствия на зданиях учреждений устройств молниезащиты подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия отмечает, что школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Эксплуатация объекта с массовым пребыванием людей в нарушение требований пожарной безопасности недопустима, поскольку может привести в случае пожара к необратимым последствиям - массовой гибели и/или травмированию работников школы, детей, посещающих данное образовательное учреждение, и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, а также к повреждению и уничтожению имущества.

Вместе с тем, принимая решение о возложении на администрацию Солонешенского района, как на орган местного самоуправления, обязанности по принятию организационных мероприятий по обеспечению финансирования расходов на указанные цели, суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Солонешенского района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение администрации муниципального образования к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса о том, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом указанных положений закона, решение суда в части возложения обязанности на администрацию Солонешенского района Алтайского края, комитет по образованию и делам молодежи администрации Солонешенского района Алтайского края профинансировать выполнение работ по оборудованию устройством молниезащиты зданий МБОУ «Красноануйская ООШ» и ее филиала Тальменской ООШ в срок до 01 сентября 2025 г. подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе прокурору в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2024 ░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10922/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Солонешенского района
Ответчики
МБОУ Красноануйская ООШ
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации Солонешенского района
Администрация Солонешенского района
Другие
МБОУ Тальменская ООШ
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
18.11.2024Передача дела судье
10.12.2024Судебное заседание
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2024Передано в экспедицию
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее