РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 октября 2017 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего –Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания – Зыряновой А.Б., с участием административного истца Трушкина Я.В., представителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу <иные данные> Гусейнова М.С., представителя федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 2 отдела этого же учреждения Сучковой О.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <иные данные> Трушкина <иные данные> об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Трушкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконными действия начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье»), связанные с исключением его из списка на предоставление служебных жилых помещений, обязать восстановить его в указанном списке и не исключать из этого списка до обеспечения служебным жильем, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Трушкин в административном исковом заявлении указал, что с апреля 2016 года проходит военную службу по контракту в <иные данные> в <адрес>. <дата> он был включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы. <дата> начальник 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» известил его об исключении из списка на предоставление служебных жилых помещений. Считает, что в нарушение п. 5 ст. 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» от <дата> № 145-ФЗ должностные лица ФГКУ «Востокрегионжилье» исключили его из указанного списка не исполнив обязательство по обеспечению его служебным жилым помещением.
В судебном заседании административный истец Трушкин настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу Гусейнов М.С. в судебном заседании поддержал требования административного истца и заявил, что Следственным комитетом РФ осуществляется ведение учета военнослужащих военных следственных органов нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, право на которые у них возникло, начиная с <дата>, а у Трушкина это право возникло в 2016 году.
Из письменных возражений на административное исковое заявление Трушкина представителя начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Сучковой О.В. следует, что в удовлетворении заявленных административным истцом требований надлежит отказать в связи с тем, что после введения в действие Федерального закона от <дата> № 145-ФЗ Министерство обороны РФ, в соответствии с п. 5 ст. 36 этого закона, после <дата> завершило исполнение обязательств перед военнослужащими военных следственных органов, в том числе по обеспечению жильем.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Сучкова, не признавая требований административного истца, дала объяснения, по своему содержанию соответствующие возражениям на административное исковое заявление Трушкина, представленным ею в суд, при этом дополнительно пояснила, что ФГКУ «Востокрегионжилье» административному истцу в декабре 2016 года предлагалась служебная квартира, от которой Трушкин отказался. Другого жилого помещения административному истцу не предлагалось.
В своих письменных возражениях на административное исковое заявление Трушкина представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения по <адрес>» ФИО6 просит в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать.
Начальник ФГКУ «Востокрегионжилье», начальник 2 отдела этого же учреждения, руководитель военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу и начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения по <адрес>», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца, представителя ФГКУ «Востокрегионжилье», представителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что административный истец, проходящий военную службу по контракту в <иные данные> и относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в мае 2016 года обратился во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы в <адрес>. С <дата> был включен в список на предоставление служебных жилых помещений. <дата> административному истцу доведено, что он начальником названного отдела исключен из указанного списка. Данное решение начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» принято на основании п. 1 ст. 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» от <дата> № 145-ФЗ, с чем Трушкин не согласен.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Из справок военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу от <дата> №№, -209 и -210, копии контракта о прохождении военной службы и выписки из послужного списка <иные данные> Трушкина Я.В. видно, что он проходит военную службу по контракту с <дата> в <иные данные>, в его личном деле записаны: жена – ФИО7 и дочь – ФИО8
Согласно заявлению Трушкина во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» в мае 2016 года он обратился в указанный жилищный орган с просьбой о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения службы.
В соответствии с уведомлением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № административный истец включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы с <дата>.
Из уведомления начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № и его сообщения от этого числа № следует, что административный истец исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений на основании п. 1 ст. 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» от 4 июня 2014 года № 145-ФЗ.
В соответствии с сообщением о предлагаемом жилом помещении от <дата> № Трушкину на состав семьи из трех человек предлагалось служебное жилое помещение в <адрес> общей площадью 44,7 кв. метров, от которого административный истец отказался. Основанием отказа указал, что квартира не соответствует нормам предоставления, а также не пригодна для проживания.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» от <дата> № 145-ФЗ численность военнослужащих и гражданского персонала органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с <дата> исключается из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включается в штатную численность органов прокуратуры Российской Федерации и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации соответственно.
Согласно пункту 5 статьи 36 указанного Федерального закона Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до <дата> завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 8 ст. 40 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенностей, установленных частью 23 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету. Ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с <дата>, осуществляется Следственным комитетом.
Анализ указанных норм в их совокупности приводит военный суд к убеждению, что ведение учета военнослужащих военных следственных органов, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся служебные жилые помещения, право на которые у них возникло до <дата> осуществляется жилищными органами, в которых они состояли на указанном учете до <дата>. Применительно к данному делу для административного истца таким органом является 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье».
Из изложенного следует, что Трушкин, как прибывший, в апреле 2016 года, для прохождения военной службы по контракту в военный следственный отдел в <адрес>, с мая 2016 года включенный в список на предоставление служебных жилых помещений во 2 отделе ФГКУ «Востокрегионжилье», не обеспеченный жилым помещением по месту службы и имеющий право на обеспечение служебным жильем, которое у него возникло до <дата>, необоснованно исключен из указанного списка и подлежит восстановлению на учете нуждающихся в служебном жилье в этом жилищном органе.
Для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо возложить обязанность на начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» восстановить Трушкина в списке на предоставление служебных жилых помещений установленным порядком – с <дата>.
Доводы представителя административных ответчиков Сучковой о том, что после введения в действие Федерального закона от <дата> № 145-ФЗ Министерство обороны РФ, в соответствии с п. 5 ст. 36 этого закона, после <дата> завершило исполнение обязательств перед военнослужащими военных следственных органов, в том числе по обеспечению жильем, признаются судом ошибочными, поскольку право на служебное жилье у Трушкина возникло до <дата>, и он не обеспечен жильем по месту прохождения службы.
Обстоятельство того, что административному истцу в декабре 2016 года предлагалась служебная квартира, от которой Трушкин отказался, не влияет на выводы суда, поскольку отказ административного истца от предложенного служебного жилого помещения в силу п. 5 Инструкции не является основанием для исключения из списка на предоставление служебного жилья. Кроме того, необходимо отметить, что административному истцу предлагалась квартира по своей площади менее нормы предоставления служебного жилья на семью из трех человек, и другого жилого помещения Трушкину не предлагалось.
Что касается требования административного истца о возложении обязанности на начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» не исключать его из списка на предоставление служебных жилых помещений до обеспечения служебным жилым помещением, военный суд считает его, не подлежащим удовлетворению, как преждевременно заявленного, поскольку оснований полагать, что действиями указанного должностного лица будут нарушены права административного истца в будущем, после восстановления в списке на предоставление служебных жилых помещений, у суда отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины, подлежат возмещению. Поскольку ФГКУ «Востокрегиожилье» не имеет своего лицевого счёта и состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», то судебные расходы подлежат взысканию с данного учреждения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные Трушкиным <иные данные> требования – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> об исключении Трушкина Я.В. из списка на предоставление служебных жилых помещений и обязать названное должностное лицо в течение пятнадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу восстановить административного истца в указанном списке с <дата>.
В удовлетворении требования о возложении на начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности не исключать Трушкина Я.В. из списка на предоставление служебных жилых помещений до обеспечения служебным жилым помещением – отказать.
Начальнику 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об исполнении решения по данному административному делу необходимо в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу Трушкину Я.В.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Трушкина Ярослава Викторовича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 30 октября 2017 года.
Председательствующий по делу В.А. Гриценко