Дело № 2а-1493/2020
УИД 76RS0014-01-2020-000911-26
Изгот.31.07.2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 17 июля 2020 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Журавлевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алояна Джамала Агитовича к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить действие,
установил:
Алоян Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к КУМИ мэрии г.Ярославля с указанным исковым заявлением, мотивируя требования следующим. Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым № вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес> а также индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> На земельном участке установлен забор, возведена хозяйственная постройка – гараж. Право собственности Алояна Д.А. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). 07.11.2019 года в ходе проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю при выезде на участок было установлено, что часть забора, часть жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, часть кирпичного гаража площадью <данные изъяты> кв.м размещены за границами участка с кадастровым № при этом образована единая огороженная территория и запользован дополнительный участок, государственная собственность на который не разграничена. С помощью программы ИНГЕО-Ярославль вычислена площадь участка, государственная собственность на который не разграничена, которая составила <данные изъяты> кв.м. В связи с изложенным департамент градостроительства мэрии г.Ярославля обратился в суд с исковым заявлением о сносе самовольных построек – жилого дома и кирпичного гаража, расположенных на земельном участке, собственность на который не разграничена.
С целью надлежащего оформления документов на земельный участок, на котором расположены указанные строения, Алоян Д.А. обратился в КУМИ мэрии г.Ярославля с заявлением о перераспределении земель, представив схему предлагаемого к перераспределению земельного участка..
Приказом от 02.03.2020 года №700 Алояну Д.А. отказано в заключении соглашения о перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов по <адрес> для индивидуального жилищного строительства на основании пп.9, 11 п.9 ст.3929 Земельного Кодекса российской Федерации в связи с тем, что:
- образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пп.3 п.16 ст.1110 Земельного Кодекса Российской Федерации: нарушены предусмотренные п.6 ст.119 Земельного Кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам.
Образуемый земельный участок расположен в границах второго пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС», утвержденных приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 04.07.2014 года №127-н «Об установлении границ и режимов зон санитарной охраны». Согласно положениям ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в первом и втором поясах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничивается в обороте и не предоставляется в частную собственность.
В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 06.04.2018 года, запрашиваемый путем перераспределения земельный участок расположен в нормативных границах улицы местного значения – ул.Земляничная. В соответствии с требованиями п.11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина улицы местного значения составляет 15-30 метров.
Кроме того, образуемый путем перераспределения земельный участок расположен в границах нормативного расстояния от водоотводной канавы, установленного 3 метра согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
Административный истец считает, что отказ в перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, в связи с чем просит признать незаконным приказ председателя КУМИ мэрии г.Ярославля №700 от 02.03.2020 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес> обязать КУМИ мэрии г.Ярославля заключить с Алояном Д.А. соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов по <адрес>
В судебное заседание административный истец, надлежаще извещенный, не явился, доверил представлять свои интересы Модэкину К.В.
Представитель административного истца по доверенности Модэкин К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, согласно которому довод административного ответчика о том, что земельный участок образуется из земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, нарушает преимущественное право Алояна Д.А. на получение данного участка в собственность. Дом административного истца реконструирован в 2011 году, сделана пристройка к дому, построен второй этаж. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 28.12.2011 года площадь дома составляла <данные изъяты> кв.м. На основании данного технического паспорта жилой дом 01.07.2012 года был поставлен на государственный кадастровый учет. Действовавшее на тот момент законодательство не предполагало иного порядка узаконения реконструкции. Управлением Росреестра по Ярославской области не было отказано в постановке жилого дома на государственный кадастровый учет, в связи с чем у истца не было оснований полагать, что им нарушены границы предоставленного ему земельного участка.
То обстоятельство, что образуемый участок расположен в границах второго пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС», не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления Алояна Д.А., поскольку не только предлагаемая к перераспределению часть, но и весь земельный участок, принадлежащий на праве собственности Алояну Д.А., находится во втором поясе зоны санитарной охраны, что не препятствовало согласованию градостроительного плана земельного участка. Кроме того, границы и режим зон санитарной охраны установлены на данной территории только 04.07.2014 года, уже после постановки жилого дома административного истца в реконструированном виде.
Изменение границ земельного участка не нарушает нормативных границ улицы местного значения (проезда) – улица <данные изъяты> Как видно из схемы «Расстояния от осей дорог до границы земельного участка с кадастровым № выполненной кадастровым инженером ФИО на основании Карты планироуемого размещения объектов местного значения, предоставленной Департаментом градостроительства мэрии г.Ярославля, в существующих границах земельный участок находится на расстоянии 6,32 м от оси дороги, а в случае перераспределения это расстояние составит от 5,85 до 6,99 м. При проектировании и дальнейшем строительстве (реконструкции) дорог необходимо руководствоваться СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Гл.6 «Транспортная и уличная дорожная сеть». Улицы и дороги местного значения (таб.8) состоит из: «Улицы в жилой застройке, улицы и дороги научно-производственных районов, Парковые дороги, Проезды, Пешеходные улицы». Ул<данные изъяты> относится к «Проездам», на ней находится всего 7 жилых домов, интенсивность движения низкая. Проезды могут быть основными и второстепенными. На второстепенных скорость автотранспорта не превышает 30 км/ч, ширина полосы движения – 3,50 м., число полос движения – 1, ширина пешеходной части тротуара – 0,75 м. Кроме того, проект планировки территории в отношении ул.<данные изъяты> не утвержден, отсутствует.
Что касается нормативного расстояния от водоотводной канавы, установленного 3 метра согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, то указанным нормативным актом установлено минимальное расстояние самотечной канализации (бытовая и дождевая) 3 м от фундаментов зданий и сооружений, а не от границ земельных участков. В данном случае расстояние от водоотводной канавы до фундамента здания составляет 4,5 м.
Учитывая изложенное, представитель административного истца просил заявленные требования удовлетворить, дополнительно пояснил, что указанный индивидуальный жилой дом является единственным местом проживания Алояна Д.А. и его семьи.
Представитель административного ответчика КУМИ мэрии г.Ярославля по доверенности Кофанова О.С. заявленные требования не признала, полагает, что обжалуемый приказ вынесен уполномоченным органом в рамках его компетенции, в соответствии с законом, дала пояснения, аналогичные доводам, содержащимся в приказе 02.03.2020 года №700, письменном отзыве (л.д.120). Не оспаривала того обстоятельства, что проект планировки территории в отношении ул.<данные изъяты> не утвержден, а также пояснила, что в обжалуемом приказе перечислены все имеющиеся основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Славнефть-ЯНОС» по доверенности Корольков О.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дал пояснения по доводам письменного отзыва, согласно которому земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте и в силу прямого запрета закона не предоставляются в частную собственность. Водозабор ПАО «Славнефть-ЯНОС», построенный и введенный в эксплуатацию в 1961 году, имеет важное значение для г.Ярославля.
Заинтересованное лицо департамент градостроительства мэрии г.Ярославля просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, аналогичным содержанию обжалуемого приказа.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.4, ч.1 ст.218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судом установлено, что Алояну Д.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: 76:23:030306:2, площадью 546 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.104-105).Указанный земельный участок принадлежит Алояну Д.А. на основании договора купли-продажи от 08.06.2004 года, заключенного между ФИО1, ФИО2, ФИО3, с одной стороны, и Алояном Д.А., с другой; постановления мэра г.Ярославля «О выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения земельными участками гражданам Заволжского, Дзержинского. Кировского, Красноперекопского, Фрунзенского районов г.Ярославля» от 07.07.1993 года №813. Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано Управлением Росреестра по Ярославской области 20.05.2010 года.
Кроме того, зарегистрировано в ЕГРН право собственности Алояна Д.А. на жилой дом с кадастровым №, лит.А, А1, Г4, I, II, III, IV площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> на основании договора купли-продажи от 08.06.2004 года, заключенного между ФИО1, ФИО2, ФИО3, с одной стороны, и Алояном Д.А., декларации об объекте недвижимости (л.д.83-84), что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.106-107). Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному Ярославским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 28.12.2011 год (л.д.24-38), здание представляет собой двухэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой <данные изъяты> кв.м, год постройки лит.А -1965, лит.А2-2011.
Как следует из акта проверки органом муниципального контроля №1676-19-К от 14.11.2019 года, в ходе проверки, проведенной КУМИ мэрии г.Ярославля в рамках мероприятий по муниципальному земельному контролю, 07.11.2019 года при выезде на земельный участок, принадлежащий Алояну Д.А., было установлено, что на участке расположен двухэтажный индивидуальный жилой дом, участок огражден заборами из металлического профилированного листа. В восточном углу участка размещено кирпичное строение с воротами для въезда автомобиля (гараж). Для определения местоположения заборов, гаража проведены измерения с использованием спутниковой геодезической аппаратуры, определены координаты поворотных точек заборов, гараж. Полученные координаты поворотных точек заборов, гаража нанесены на карту территории г.Ярославля с помощью программы ИНГЕО-Ярославль и установлено, что часть заборов, часть гаража размещены за границами участка с кадастровым №, при этом образована единая огороженная территория и запользован дополнительный участок, государственная собственность на который не разграничена. На данном дополнительном земельном участке размещена часть жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, часть кирпичного гаража площадью <данные изъяты> кв.м Общая площадь запользованного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составила <данные изъяты> кв.м.
03.02.2020 года Алоян Д.А. обратился в КУМИ мэрии г.Ярославля с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым № (л.д.13).
Приказом от 02.03.2020 года №700 Алояну Д.А. отказано в заключении соглашения о перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым №2 площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов по <адрес> для индивидуального жилищного строительства на основании пп.9, 11 п.9 ст.3929 Земельного Кодекса российской Федерации в связи с тем, что:
- образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок;
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пп.3 п.16 ст.1110 Земельного Кодекса Российской Федерации: нарушены предусмотренные п.6 ст.119 Земельного Кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам.
Образуемый земельный участок расположен в границах второго пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС», утвержденных приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 04.07.2014 года №127-н «Об установлении границ и режимов зон санитарной охраны». Согласно положениям ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в первом и втором поясах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничивается в обороте и не предоставляется в частную собственность.
В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 06.04.2018 года, запрашиваемый путем перераспределения земельный участок расположен в нормативных границах улицы местного значения – ул.<данные изъяты>. В соответствии с требованиями п.11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина улицы местного значения составляет 15-30 метров.
Кроме того, образуемый путем перераспределения земельный участок расположен в границах нормативного расстояния от водоотводной канавы, установленного 3 метра согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
В соответствии с п.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно ст.39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.
Пунктом 9 ст.39.27 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п.10 указанной статьи решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как следует из разъяснений, содержащихся в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 года), исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Такое основание для отказа в перераспределении земельных участков, как возможность образовать самостоятельный земельный участок (пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ) может иметь место только в том случае, если образование такого земельного участка возможно без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Суд принимает во внимание, что на части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположена часть индивидуального жилого дома, принадлежащего административному истцу, право собственности которого на указанное строение зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН.
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Право собственности Алояна Д.А. на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> не оспорено. В то же время, в соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ссылка в обжалуемом приказе на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (возможность образования самостоятельного земельного участка из земель, испрашиваемых для перераспределения) при данных обстоятельствах не основана на законе.
Также, отказывая в перераспределении земельных участков, административный ответчик ссылается на то, что образуемый земельный участок расположен в границах второго пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС», утвержденных приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 04.07.2014 года №127-н «Об установлении границ и режимов зон санитарной охраны». Согласно положениям ст.27 Земельного Кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в первом и втором поясах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничивается в обороте и не предоставляется в частную собственность.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика в данной части.
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д.209, 210), что весь земельный участок, принадлежащий Алояну Д.А. с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства расположен во втором поясе (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС». Право собственности Алояна Д.А. на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Росреестра по Ярославской области 20.05.2010 года, до установления указанной водоохраной зоны. Указанное право также не оспорено, не прекращено и не признано отсутствующим.
В соответствии с пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, на который ссылается административный ответчик, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Согласно пп.3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.5 ст.11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Перечень ограничений, связанных с использованием земельных участков, расположенных в первом, втором и третьем поясах зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения содержится в СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которым:
Мероприятия по второму и третьему поясам:
3.2.2.1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
3.2.2.2. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
3.2.2.3. Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
3.2.2.4. Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
3.2.3. Мероприятия по второму поясу:
Кроме мероприятий, указанных в разделе 3.2.2, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия:
3.2.3.1. Не допускается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
3.2.3.2. Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).
Учитывая изложенное, образование земельного участка путем перераспределения, о котором просит административный истец, не приведет к невозможности использовать его в соответствии с видом разрешенного использования, использование его возможно при соблюдении собственником перечисленных выше мер и ограничений.
Это также подтверждается согласованным департаментом градостроительства мэрии г.Ярославля и выданным Алояну Д.А. градостроительным планом земельного участка №RU76301000-10489 (л.д.42-57). В указанном плане, в частности, отражено, что земельный участок, принадлежащий Алояну Д.А., расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4). Установлен градостроительный регламент на основании решения муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года №201 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Ярославля» (в редакции решений муниципалитета г.Ярославля от 11.10.2012 года №737, от 15.12.2014 года №463, от 10.11.2016 года №753, от 31.10.2018 года №173, от 22.02.2019 года №220, от 15.07.2019 года №280, от 06.11.2019 года №311). Предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок - 0,04-0,10 га.
Также ГПЗУ содержит раздел 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» (л.д.51-52), в которой указано на ограничения, установленные СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
При данных обстоятельствах нахождение образуемого земельного участка в границах второго пояса (пояса ограничений) зоны санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ПАО «Славнефть-ЯНОС» не может являться основанием для отказа в перераспределении земельных участков.
Кроме того, КУМИ мэрии г.Ярослапвля в обоснование отказа ссылается на то, что в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 06.04.2018 года, запрашиваемый путем перераспределения земельный участок расположен в нормативных границах улицы местного значения – ул.<данные изъяты> В соответствии с требованиями п.11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина улицы местного значения составляет 15-30 метров.
Доводы административного ответчика в данной части также отклоняются судом.
Указанным СанПиН установлены категории дорог и улиц. Так, местные улицы обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами. Ширина полосы движения их составляет 3,0 м, число полос движения 2, ширина пешеходной части тротуара 1,5 м. Местные дороги обеспечивают связи жилых и производственных территорий, обслуживают производственные территории. Ширина полосы движения их составляет 2,75 м, число полос движения 2, ширина пешеходной части тротуара 1,0 м (допускается устраивать с одной стороны). Проезды обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки. Ширина полосы движения их составляет 4,5 м, число полос движения 1, тротуар отсутствует.
Как видно из схемы «Расстояния от осей дорог до границы земельного участка с кадастровым № (л.д.135-137), выполненной кадастровым инженером ФИО на основании Карты планироуемого размещения объектов местного значения, предоставленной Департаментом градостроительства мэрии г.Ярославля, в существующих границах земельный участок находится на расстоянии 6,32 м от оси дороги, а в случае перераспределения это расстояние (от центральной оси дороги до границы земельного участка) составит от 5,85 до 6,99 м, что соответствует приведенным выше нормам, включая требования, предъявляемые к улице местного значения. Кроме того, как отражено в ГПЗУ (л.д.42), и следует из пояснений сторон, проект планирования территории в отношении ул<данные изъяты> не утвержден, в связи с чем ссылка на планируемое размещение объектов местного значения, с также нарушение «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» безосновательна.
Также в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков указано на то, что образуемый путем перераспределения земельный участок расположен в границах нормативного расстояния от водоотводной канавы, установленного 3 метра согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
Однако таблица 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», на которую ссылается административный ответчик, устанавливает минимальное расстояние самотечной канализации (бытовой и дождевой) от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений (3 м), которое при перераспределении будет соблюдено.
Учитывая изложенное, административным ответчиком в обжалуемом приказе председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля №700 от 02.03.2020 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>» не приводится законных оснований для отказа в перераспределении земельных участков, в связи с чем требование о признании незаконным приказа подлежит удовлетворению.
Алоян Д.А. просит суд обязать КУМИ мэрии г.Ярославля заключить с Алояном Д.А. соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов по <адрес>. В связи с тем, что правомочие на заключение соглашений о перераспределении земель возложено действующим законодательством на уполномоченный орган местного самоуправления – КУМИ мэрии г.Ярославля, суд в удовлетворении данного требования считает необходимым отказать, одновременно возложив на административного ответчика обязать КУМИ мэрии г.Ярославля повторно рассмотреть заявление Алояна Д.А. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности Алояна Д.А. по <адрес>, с учетом признания судом незаконным приказа председателя КУМИ мэрии г.Ярославля №700 от 02.03.2020 года «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>
Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ №700 ░░ 02.03.2020 ░░░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>».
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░