Дело № 2-5024/2024                                                                                               строка 2.084

        УИД: 36RS0004-01-2024-009043-19

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        24 октября 2024 г. Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

        председательствующего судьи    Щербатых Е.Г.

        при секретаре    Усовой Ю.И.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Стрешнева Александра Сергеевича к Министерству социальной защиты Воронежской области о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Стрешнев А.С. обратился в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее должности государственной гражданской службы Воронежской области. Расчет и выплата пенсии осуществляется Министерством социальной защиты Воронежской области.

Указанная пенсия состоит из двух частей: непосредственно пенсии за выслугу лет и ежемесячной денежной выплаты к пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет приравнена к минимальному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренному частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не может быть менее указанного размера.

С 20 августа 2022 г. минимальный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истцу был повышен в два раза на основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с достижением возраста 80 лет.

Однако в нарушение требований статей 16, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия за выслугу лет, приравненная к минимальному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Министерством социальной защиты Воронежской области повышена не была и продолжает выплачиваться истцу в размере, ниже предусмотренного законом.

Обращения истца в Министерство социальной защиты Воронежской области о перерасчете пенсии с учетом требований действующего законодательства оставлены без удовлетворения.

Основываясь на изложенных обстоятельствах и приводя расчет недоплаченной пенсии по тексту искового заявления (л.д. 5, 15-16), истец просит суд взыскать с Министерства социальной защиты Воронежской области недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с 20 августа 2022 г. по настоящее время в размере 183 369 рублей.

В судебном заседании истец Стрешнев А.С. заявленные требования поддержал и просил суд удовлетворить иск в полном объеме, пересчитав сумму задолженности по недоплаченной пенсии на дату принятия решения суда. Обратил внимание суда на то, что региональным законодательством не предусмотрен запрет на повышение пенсий в порядке, предусмотренном Федеральным законом, в связи с чем, повышение минимального размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости влечет за собой и необходимость аналогичного повышения приравненной к ней пенсии за выслугу лет. Поскольку статьей 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, по достижении 80-летнего возраста, предусмотрено повышение минимального размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 1 статьи 16 названного закона на 100%, а размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже указанного минимального размера, назначенная истцу пенсия за выслугу дет должна быть также увеличена на 100% с момента достижения истцом возраста 80 лет, т.е. с 20 августа 2022 г.

Представители ответчика Министерства социальной защиты Воронежской области по доверенности – Калинина О.М. и Сычева Н.П. против удовлетворения исковых требований Стрешнева А.С. возразили по основаниям, изложенным в представленных в судебном заседании письменных возражениях, указывая на то, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Воронежской области регулируются региональным законодательством, которым действительно предусмотрено, что, размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже минимального размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако вопросы повышения, перерасчета, индексации пенсии за выслугу лет регулируются нормативными актами Правительства Воронежской области, а изменения минимального размера фиксированной выплаты к страховой пенсии – федеральным законодательством. Часть 1 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», на которую ссылается истец, устанавливает возможность повышения лицам, достигшим 80-летнего возраста, именно страховой пенсии, однако не распространяется на пенсии за выслугу лет. Законодательством Воронежской области повышение пенсии за выслугу лет по достижении её получателем 80-летнего возраста не предусмотрено. Выплачиваемая истцу пенсия за выслугу лет не ниже размера, предусмотренного частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Выслушав объяснения сторон, изучив доводы искового заявления, письменных возражений, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что истец Стрешнев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании Постановления Администрации Воронежской области №84 от 30 января 2004 г. Стрешнев А.С. также является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Воронежской области от 18 декабря 2002 г. №1082 «О пенсионном обеспечении государственных служащих Воронежской области за выслугу лет» (в настоящее время в соответствии с Законом Воронежской области от 5 июня 2006 г. №42-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области»).

Министерством социальной защиты Воронежской области истцу Стрешневу А.С. произведен расчет пенсии за выслугу лет и ежемесячной денежной выплаты к пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями названного Закона Воронежской области от 5 июня 2006 г. №42-ОЗ и изданными в его исполнение постановлениями Правительства Воронежской области. Подробный расчет приведен в письменных возражениях, поступивших по запросу суда материалах личного дела, и его правильность истцом не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ истец Стрешнев А.С. достиг возраста 80 лет.

Как следует из представленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области выписки по лицевому счету Стрешнева А.С. и ответу на обращение Стрешнева А.С. от 29 марта 2023 г. №36-06/5314 размер фиксированной части страховой пенсии по старости по состоянию на 1 июня 2022 г. составлял 7 220 рублей 24 копейки. С 20 августа 2022 г. размер фиксированной части страховой пенсии по старости стал для истца составлять 14 441 рубль 48 копеек в порядке статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (7 220,24+7 220,24) и в дальнейшем индексировался (л.д.20).

Как следует из представленной Министерством социальной защиты Воронежской области справки о начисленных и выплаченных Стрешневу А.С. суммах пенсии за выслугу лет, в период июнь-декабрь 2022 г. пенсия за выслугу лет составляла 7 220 рублей 74 копейки; январь-декабрь 2023 г. – 7 567 рублей 33 копейки; с января 2024 г. по настоящее время – 8 134 рубля 88 копеек.

Ежемесячная денежная выплата к пенсии за выслугу лет за периоды: январь-август 2022 г. – 12 819 рублей 66 копеек; сентябрь-декабрь 2022 г. – 13 973 рубля 43 копейки; январь-июнь 2023 г. – 14 741 рубль 97 копеек; июль-сентябрь 2023 г. 15 700 рублей 20 копеек; октябрь 2023 г. июнь 2024 г. – 16 171 рубль 21 копейка; июль-сентябрь 2024 г. – 17 950 рублей 04 копейки.

Разрешая возникший спор, суд применяет следующие нормы закона.

Исходя из положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 2 Закона №400-ФЗ установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Частью 3 статьи 16 Закона №400-ФЗ установлено, что фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

При этом в соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ (в редакции от 12 декабря 2023 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ устанавливался в следующих размерах:

-    с 1 января 2019 г. – 5 334 рубля 19 копеек;

-    с 1 января 2020 г. – 5 686 рублей 25 копеек;

-    с 1 января 2021 г. – 6 044 рубля 48 копеек;

-    с 1 января 2022 г. – 6 564 рубля 31 копейка;

-    с 1 января 2023 г. – 7 567 рублей 33 копейки;

-    с 1 января 2024 г. – 8 134 рубля 88 копеек.

Также статьей 16 Закона №400-ФЗ установлен порядок расчета, индексации, возможность дополнительного увеличения и коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

При этом частью 1 статьи 17 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона №400-ФЗ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичная норма содержится в статье 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Основания, порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет, а также ежемесячной денежной выплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области регулируются Законом Воронежской области от 5 июня 2006 г. №42-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области» (далее – Закон ВО №42-ОЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона ВО №42-ОЗ пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом Воронежской области, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области, в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы при достижении установленной настоящим Законом Воронежской области выслуги лет при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, назначаемую в соответствии со статьей 51 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (статья 2 Закона ВО №42-ОЗ).

Статьей 6 Закона ВО №42-ОЗ предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом статьей 10 Закона ВО №42-ОЗ установлен порядок индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания гражданских служащих Воронежской области. Пенсия за выслугу лет индексируется:

- при повышении в централизованном порядке должностных окладов, окладов за классный чин государственных гражданских служащих - на индекс их повышения, а при дифференцированном повышении (установлении) в централизованном порядке должностных окладов государственных гражданских служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов;

- при повышении в централизованном порядке одной или нескольких ежемесячных и иных дополнительных выплат на средневзвешенный индекс их повышения.

Порядок индексации и перерасчета пенсий за выслугу лет определяется нормативным правовым актом Правительства Воронежской области.

Указания на повышение пенсии за выслугу лет по достижении лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы Воронежской области возраста 80 лет в порядке части 1 статьи 17 Закона №400-ФЗ, равно как и отсылки к названной норме Закон ВО №42-ОЗ не содержит.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что право Стрешнева А.С. на получение пенсии за выслугу лет в установленных законом порядке и размере не нарушено.

Так, размер фиксированной части страховой пенсии по старости по состоянию на 1 июня 2022 г. (минимальный размер 6 564 рубля 31 копейка) с применением установленных порядка расчета, индексации и коэффициента повышения для истца составлял 7 220 рублей 24 копейки, а размер пенсии за выслугу лет – 7 220 рублей 74 копейки.

По достижении Стрешневым А.С. возраста 80 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г. размер фиксированной части страховой пенсии по старости стал для него составлять 14 441 рубль 48 копеек в порядке части 1 статьи 17 Закона №400-ФЗ (7 220,24+7 220,24), однако установленный частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ минимальный размер фиксированной части страховой пенсии (6 564 рубля 31 копейка) не изменился.

С учетом внесенных в Закон №400-ФЗ изменений установленный частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ минимальный размер фиксированной части страховой пенсии с 1 января 2023 г. был установлен в размере – 7 567 рублей 33 копейки (пенсия истца за выслугу лет – 7 567 рублей 33 копейки), а с 1 января 2024 г. – 8 134 рубля 88 копеек (пенсия истца за выслугу лет – 8 134 рубля 88 копеек).

Таким образом, вопреки доводам истца выплачиваемая ему пенсия за выслугу лет в спорный период не была ниже установленного частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ минимального размера фиксированной части страховой пенсии.

Доводы истца о том, что минимальный размер фиксированной части страховой пенсии по достижении им возраста 80 лет должен составлять 14 441 рубль 48 копеек (7 220,24+7 220,24) не могут быть признаны состоятельными, поскольку повышение размера фиксированной части страховой пенсии в порядке части 1 статьи 17 Закона №400-ФЗ распространяется на истца исключительно как на получателя страховой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Федеральным законом №400-ФЗ, и не влияет на определение размера пенсии за выслугу лет, назначаемой и выплачиваемой ему на основании Закона ВО №42-ОЗ, который не предусматривает возможности повышения пенсии за выслугу лет в порядке части 1 статьи 17 Закона №400-ФЗ.

Изложенный вывод следует из приведенных выше положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и части 6 статьи 2 Закона №400-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат государственным служащим субъектов Российской Федерации следует иметь ввиду, что такого рода доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат субъектом Российской Федерации, право на социальное обеспечение и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (Определения от 15 января 2008 г. №107-О-О, от 2 апреля 2009 г. №473-О-О, от 3 февраля 2010 г. №150-О-О, от 16 января 2018 г. №6-О и др.).

При таком положении, оснований для удовлетворении иска Стрешнева А.С. не установлено.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░: №) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░: №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-5024/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрешнев Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство социальной защиты ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Судья
Щербатых Евгений Геннадьевич
Дело на сайте суда
lensud.vrn.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2024Предварительное судебное заседание
24.10.2024Предварительное судебное заседание
24.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее