Дело № 2а-595/2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 марта 2023 г. г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре судебного заседания Эминове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сарангова Савра Викторовича, Менкеносоновой Валентины Хейчиевны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в перезаключении (продлении) аренды земельного участка,
установил:
Сарангов С.В., Менкеносонова В.Х. обратились в суд с иском о признании незаконным отказа в перезаключении (продлении) аренды земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства. Сарангов С.В., Менкеносонов В.Х. заключили договор аренды земельного участка от 10.01.2019 № 12/2019/-д/а с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории г. Элиста с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 748 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства однократно для завершения строительства. В июле 2022 истцы обратились с письменным заявлением о заключении дополнительного соглашения о продлении указанного договора. Письмами от 19.07.2022 и 20.09.2022 Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия истцам отказано в продлении срока договора, основанием явилось поступление заявления по истечении срока действия договора. Полагают, что в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. На указанном земельном участке зарегистрирован принадлежащий им на праве общей долевой собственности объект незавершенного строительства – двухквартирный жилой дом общей площадью 216,5 кв.м.
Просят признать незаконным и отменить решение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об отказе в перезаключении (продлении) аренды земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 748 кв.м., обязать ответчика перезаключить (продлить) договор аренды указанного земельного участка.
Определением суда осуществлен переход к рассмотрению искового заявления Сарангова С.В., Менкеносоновой В.Х. в порядке административного судопроизводства.
Административные истцы Сарангов С.В., Менкеносонова В.Х. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что жилой дом по адресу: <данные изъяты>, строительством завершен, оформить право собственности на дом в срок, предоставленный для завершения строительства жилого дома не удалось в связи с необходимостью изменения назначения земельного участка, что заняло дополнительное время, учитывая ограничения и запреты, введённые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия – Гахаев Д.В., в судебном заседании административный иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований для продления договора аренды спорного земельного участка.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по РК, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Из подпункта 2 пункта 5 ст. 39.6 ЗК РФ следует, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 названного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 указанной статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Из п. 2.2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и право собственности на объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду для строительства этого объекта, собственник указанного объекта недвижимости имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела административные истцы Сарангов С.В., Менкеносонова В.Х. являются собственниками на праве общей долевой собственности (по ? доли) на объект незавершенного строительства – двухквартирный жилой дом, назначение: нежилое, площадью 147,35 кв.м., степенью готовности 50 %, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданным 13.10.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия; свидетельством о государственной регистрации права 08РК № 415322, выданным 12.12.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, согласно которым право собственности на объект незавершенного строительства Сарангова С.В. возникло 13.10.2011, Менкеносоновой В.Х. – 12.12.2014, то есть до 1.03.2015.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 748 кв.м. по адресу: <данные изъяты>.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что строительство данного объекта – жилого дома завершено, в нем проживают истцы.
Спорный земельный участок находился в аренде у Сарангова С.В. в период с 22.03.2013 до 01.03.2014 по договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия № 62/2013 от 22.03.2013, заключенного с Администрацией города Элисты; у Менкеносоновой В.Х., Сарангова С.В. – с 22.04.2015 по 21.04.2018 по договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия № 470/2015 от 22.04.2015, заключенного с Администрацией города Элисты.
Законом Республики Калмыкия № 147-V-3 от 20.11.2015 «О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия» установлено, что уполномоченный Правительством Республики Калмыкия орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты. Полномочия, указанные в части 1 названной статьи, перераспределяются сроком на 5 лет.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 65 от 20.02.2013, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.
Законом Республики Калмыкия № 131-VI-3 от 01.01.2021 были продлены полномочия Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты.
10.01.2019 между административными истцами и Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкия № 12/2019-д/а, по условиям которого Сарангов С.В., Менкеносонова В.Х. приняли на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 748 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, однократно для завершения строительства сроком с 24.12.2018 по 23.12.2021.
Следовательно, срок действия договора аренды, заключенного между Саранговым С.В., Менкеносоновой В.Х. и Министерством, истёк 23.12.2021.
В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 14.03.2022), до 01.03.2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды.
01.07.2022, по истечении срока действия договора аренды от 10.01.2019, административные истцы обратились в Министерство с заявлением о перезаключении указанного договора аренды земельного участка.
Письменными ответами № МД-01/1-09-5644, № МД-01/1-09-7476 заместитель Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия отказал Сарангову С.В., Менкеносоновой В.Х. в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п.3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомил арендаторов об отказе от дальнейшего исполнения обязательств по договору, просил в течение 3 месяцев со дня получения настоящего уведомления передать земельный участок по акту приема-передачи.
Обсуждая доводы представителя административного ответчика о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен административным истцам лишь по итогам проведения торгов, суд исходит из следующего.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
В силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды и на основании надлежащей разрешительной документации, без судебного решения.
Закон допускает возможность изъятия такого объекта лишь при определенных обстоятельствах (при злоупотреблении собственником объекта незавершенного строительства своим правом, в частности, при неиспользовании земельного участка в целях строительства в течение длительного времени без уважительных причин), которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 ГК РФ.
Эта норма корреспондирует к ограничениям, предусмотренным статьей 10 ГК РФ, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, и является гарантией защиты прав и законных интересов добросовестных лиц, предпринимавших соответствующие меры, но допустивших нарушение сроков строительства не по своей вине.
В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
С учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности административным истцам, и отсутствия судебного акта об изъятии этого объекта, с учетом отсутствия недобросовестности со стороны административных истцов, данный участок не может быть предоставлен иным лицам, не может быть предметом аукциона.
В условиях юридической неопределенности судьбы земельного участка с момента истечения 23.12.2021 срока действия заключенного в отношении него договора аренды возникают риски для имущественных прав собственника объекта незавершенного строительства, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).
Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность в пределах их полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулировать жилищное строительство (пункт 4 статьи 2).
Административные истцы в судебном заседании ссылались на окончание строительства жилого дома, проживание в нет, что административным ответчиком не оспаривается. Однако в пределах срока действия договора аренды не успели зарегистрировать право собственности на жилой дом, оформить права на спорный земельный участок.
Таким образом, поскольку публичный собственник земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен этот объект, как то установлено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, у Сарангова С.В., Менкеносоновой В.Х. имеется право на однократное продление срока действия договора аренды без проведения торгов в целях завершения строительства этого объекта (регистрации права собственности на объект недвижимости).
С учетом установленных по делу обстоятельств, отказ Министерства в перезаключении договора аренды спорного земельного участка для завершения строительства препятствует административным истцам в улучшении жилищных условий, нарушает право заявителей на реализацию своего права на приобретение, владение и пользование земельным участком, нарушает конституционные принципы правовой определенности, справедливости, поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, а потому признается судом незаконным и подлежит отмене.
В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. При этом если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то указывает на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязано повторно рассмотреть заявление Сарангова С.В., Менкеносоновой В.Х. от 01.07.2022 о перезаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 748 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Возложение на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Сарангова С.В., Менкеносоновой В.Х. фактически является способом восстановления нарушенного права административных истцов, поскольку любое нарушенное право подлежит восстановлению.
Требование Сарангова С.В., Менкеносоновой В.Х. о возложении на Министерство обязанности перезаключить (продлить) договор аренды указного земельного участка без проведения торгов удовлетворению не подлежит, поскольку решение вопросов в данной сфере отнесено законодателем к компетенции уполномоченных органов, в данном случае - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, суд не вправе вмешиваться в деятельность органа исполнительной власти, так как это противоречило бы принципу разделения полномочий властей, установленному Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░. № ░░-01/1-09-5644, № ░░-01/1-09-7476, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 12/2019-░/░ ░░ 10.01.2019 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 748 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.07.2022 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 748 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2023 ░.