Дело №а-601/2022
УИД 11RS0№-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием прокурора Филипповой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
25 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Палевицы» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Палевицы» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязании в срок до <дата> обустроить противопожарные водоемы в <адрес> (в районе домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>); д. Гавриловка (западная часть д. Гавриловка в районе домов №, 23, 27 по <адрес>, № по <адрес>); <адрес> (восточная часть <адрес> в районе домов №, 18, 20, 22, 67 по <адрес>, № по <адрес> усадьба); д. Сотчемвыв (западная часть д.Сотчемвыв в районе домов №); установить по направлению движения к пожарному водоему в районе <адрес> д. Ивановка указатели со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; обустроить перекрытия у пожарных водоемов, расположенных в районе домов № по <адрес>, № по <адрес> д. Ивановка, № по <адрес> д. Сотчемвыв.
В судебном заседании прокурор Филиппова М.О. поддержала административные требования по доводам административного иска, полагала возможным установить срок устранения выявленных нарушений до <дата>.
Административный ответчик администрация сельского поселения «Палевицы» в судебное заседание своего представителя не направила, в отзыве на административный иск указала, что с заявленными административными исковыми требованиями согласна, при наличии финансирования обязуется устранить все нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до <дата>.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано также ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.
По Уставу администрация сельского поселения «Палевицы» является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения «Палевицы», наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ст. 7, 37 Устава). Граница сельского поселения «Палевицы» установлена в соответствии с картографическим описанием границ согласно закону Республики Коми от <дата> №-РЗ (ст. 2 Устава).
В соответствии ч. 1 ст. 178 Закона Республики Коми от <дата> №-P3 «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» в состав административной территории - села Палевицы входят поселок сельского типа Пычим, <адрес>, Ивановка, Сотчемвыв, Тупицыно и прилегающие к ним земли.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования сельского поселения «Палевицы» возлагается на администрацию сельского поселения «Палевицы» как на исполнительно-распорядительный орган.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5); меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (абз. 7).
В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 3).
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34).
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров (ст. 37).
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления.
Как следует из положений ст. 52 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Статьей 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (ч. 2).
Пунктами 75 и 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № (далее – Правила №) установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как видно из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в части готовности населенных пунктов к пожароопасному сезону на 2022 год, в ходе которой в деятельности администрации сельского поселения «Палевицы» выявлены нарушения.
Проведенная <дата> совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> прокуратурой района проверка показала, что в деятельности администрации сельского поселения «Палевицы» допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Так, в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил № источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах не созданы на следующих территориях: <адрес> (в районе домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>); д.Гавриловка (западная часть д. Гавриловка в районе домов №, 23, 27 по <адрес>, № по <адрес>); <адрес> (восточная часть <адрес> в районе домов №, 18, 20, 22, 67 по <адрес>, № по <адрес> усадьба); д. Сотчемвыв (западная часть д. Сотчемвыв в районе домов №)
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 48 Правил № по направлению движения к пожарному водоему в районе <адрес> д. Ивановка не установлены соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Условия для забора воды в любое время года в целях пожаротушения не созданы у следующих пожарных водоемов: в районе <адрес> (не держит воду и обрушено перекрытие); в районе <адрес> д. Ивановка (обрушено перекрытие); в районе <адрес> д. Сотчемвыв (обрушено перекрытие).
Судом установлено, что в период с <дата> по <дата> ОНДПР <адрес> уже проводилась плановая выездная проверка территории населенных пунктов администрации сельского поселения «Палевицы», по результатам которой были выявлены вышеизложенные нарушения, о чем главе администрации сельского поселения «Палевицы» <дата> внесено предписание № со сроком исполнения до <дата>, однако нарушения в полном объеме не устранены.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Принятые администрацией меры к устранению выявленных нарушений (на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности в бюджете сельского поселения на 2022 год предусмотрено 229 тыс. руб., <дата> заключен договор для ремонта источника наружного противопожарного водоснабжения в Центральной усадьбе <адрес>; осуществлен запрос коммерческих предложений, на который получено коммерческое предложение ИП Вершинина Е.А. от <дата>) являются недостаточными, и не свидетельствуют о необоснованности заявленных требований, поскольку относимых и допустимых доказательств устранения выявленных нарушений на дату разрешения настоящего спора ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес>.
При этом, с учетом обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм, а также позиции прокурора и администрации, суд полагает необходимым установить срок устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности до <дата>, полагая данный срок достаточным и разумным для совершения административным ответчиком возложенной на него обязанности.
Руководствуясь ст. 227, 218, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░>:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░ ░░░░░░ ░░░░░ № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░>); ░.░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ №, 23, 27 ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░>); <░░░░░> (░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░ №, 18, 20, 22, 67 ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░> ░░░░░░░); ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ №);
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░, № ░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.