по делу об административном правонарушении
<адрес> 27 апреля 2024 года
Судья Домодедовского городского суда <адрес> Захаров Р.П., при ведении протокола секретарем ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ФИО2 и его защитника ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «МИРР ГРУПП» ФИО2,
установил:
административная ответственность по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являясь заявителем при государственной регистрации ООО «МИРР ГРУПП», представил в межрайонную ИФНС России № по <адрес> по каналам связи в электронном виде документы для государственной регистрации ООО «МИРР ГРУП» при создании, а именно: заявление по форме №, протокол общего собрания учредителей общества № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, гарантийное письмо и выписка из ЕГРН, что подтверждено распиской. Адресом местонахождения в предоставленном заявлении ООО «МИРР ГРУПП», подлежащим внесению в ЕГРЮЛ, является: 142000, <адрес>, г.о. Домодедово, <адрес>, мкр. Центральный, <адрес>, пом. 1. К заявлению приложена выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности ФИО1 (ИНН 770900934776) на объект недвижимости – помещение с кадастровым номером №:446. ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация ООО «МИРР ГРУПП» на основании представленных ФИО2 документов. В ходе проведения мероприятий, налоговой инспекцией было установлено отсутствие информации об имуществе арендодателя ФИО1 с кадастровым номером №, в связи с чем, был направлен запрос в Росреестр. Согласно информации полученной из Росреестра ФИО1 не является собственником объекта недвижимости – помещение с кадастровым номером №:446. ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ИФНС России по <адрес> был проведен осмотр территории и помещений, расположенных по адресу: 142000, <адрес>, г.о. Домодедово, <адрес>, мкр. Центральный, <адрес>, пом. 1. В результате осмотра установлено, что постоянно действующий исполнительный орган ООО «МИРР ГРУПП» в лице генерального директора ФИО2 и представители данного общества по названному адресу не располагаются. В связи с чем, начальником отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по <адрес> ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, а именно за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Домодедовского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, генеральный директор ООО «МИРР ГРУПП» ФИО2 признан виновным в совершении указанного правонарушения и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.
В жалобах, поданных в Домодедовский городской суд <адрес>, генеральный директор ООО «МИРР ГРУПП» ФИО2 и его защитник ФИО5 вышеуказанное постановление мирового судьи просят отменить, освободить ФИО2 от административной ответственности с объявлением устного замечания. В обоснование требований жалоб заявители указали следующее. Постановление мирового судьи содержит по своему тексту описание иного состава административного правонарушения, а именно ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, при этом квалификация действий ФИО2 осуществлена по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Кроме того, ФИО2 не имел умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, заключен договор на аренду другого помещения и новые достоверные сведения были ДД.ММ.ГГГГ поданы в налоговую инспекцию. ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> внесены сведения о юридическом адресе ООО «МИРР ГРУПП», а именно: 142002, <адрес>, мкр. Западный, <адрес>Г, пом. 02, ком.18. Также, судом не была дана оценка тем обстоятельствам, что применяя к ФИО2 санкцию ч. 5 ст.14.25 КоАП РФ, который в том числе является руководителем трёх иных организаций, которые на протяжении многих лет работают на территории городского округа Домодедово, отчисляя в бюджет города значительные налоги за осуществление деятельности, и его, дисквалифицируя на 1 год, полностью парализовал работу иных лиц, не только лишая бюджет города налогов, но и привел к сокращению численности рабочих мест.
Генеральный директор ООО «МИРР ГРУПП» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО6 в судебном заседании требования жалоб поддержала, просила удовлетворить.
Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобах, суд второй инстанции приходит к следующему.
Мировым судьей при рассмотрении дела были в полном объеме исследованы и надлежащим образом оценены все имеющиеся доказательства на предмет их относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности достаточности для разрешения дела.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченными регистрирующими органами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, то есть государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.
В случае представления всех необходимых документов, регистрирующий орган обязан в пятидневный срок со дня представления документов произвести соответствующую государственную регистрацию. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных настоящим Законом, а также регистрирующему органу не предоставлено право юридической экспертизы документов, представляемых при государственной регистрации.
В силу п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ подписанное заявителем заявление о государственной регистрации то форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Таким образом, по смыслу закона, именно на генерального директора, юридического лица, возлагается ответственность за сообщение сведений об изменении адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и относится к его прямым обязанностям. Искажение указанных данных, а равно их неверное предоставление образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.25 ч 5 КоАП РФ.
Гражданским кодексом предусматривается, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ); юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ); в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 3 ст. 53 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ к числу сведений и документов о юридическом лице, которые должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности, относится: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Согласно ст. 17 указанного Закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
Как следует из содержания ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной норме наступает за предоставление в уполномоченный орган заведомо ложных сведений, при этом лицо должно быть осведомлено о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений.
С субъективной стороны предусмотренное ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ административное правонарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии умысла на предоставление в ИФНС России по <адрес> заведомо ложных сведений со стороны ФИО2, являются не состоятельными и опровергаются материалами дела, в том числе протоколом осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями допрошенного свидетеля ФИО7 Факт того, что в дальнейшем был заключен договор аренды другого помещения ООО «МИРР ГРУПП» не исключает наличие признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Выводы мирового судьи о наличии в действиях генерального директора ООО «МИРР ГРУПП» ФИО2 признаков вмененного административного правонарушения являются правильными, доводы жалоб об обратном фактически являются голословными и ни чем не подтверждены.
Иные доводы жалобы не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления мирового судьи.
Таким образом, действия генерального директора ООО «МИРР ГРУПП» ФИО2 были правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Оснований признать деяние малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 14.25 КоАП, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований законодательства, которое, помимо иных последствий, может повлечь воспрепятствование реализации государственным органом его контрольных надзорных функций.
Из положений ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ следует, что замена административного наказания на предупреждение при изложенных обстоятельствах является правом, а не обязанностью суда.
Генеральный директор ООО " МИРР ГРУПП" ФИО2 привлечен в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и санкцией ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, при этом учтено отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Нарушений порядка рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено, нарушений процессуальных норм, являющихся правовыми основаниями к отмене или изменению постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 14.25 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░2 – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12, 30.13 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░