Дело № 2-1449/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2020 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Ермаковой О.А., при секретаре Сафетиной Ю.С., с участием прокурора Яндулова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонцевой И. Л. к АО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
истец Агафонцева И.Л. обратилась в суд с иском к ОАО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения, штрафа. В обоснование требований указала, что [ 00.00.0000 ] во время следования на службу (примерно в 7.20 утра), спускаясь вниз по лестнице в подъезде собственного дома, истец сильно подвернула левую ногу в районе голеностопного сустава и упала, ударившись плечом. В результате падения истец получила следующие телесные повреждения (Медицинское заключение от 06.02.2019г.): -повреждение связок левого голеностопного сустава, -частичный разрыв сухожилия длинной малоберцовой мышцы, -острый теносиновит левого голеностопного сустава, -ушиб левого плечевого сустава.
Незамедлительно истец обратилась за медицинской помощью в травматологический пункт поликлиники № [ адрес ], где ей провели рентгенологическое обследование, оказали первую медицинскую помощь и выдали справку о необходимости явки к хирургу (травматологу) для установления окончательного диагноза и назначения дальнейшего лечения (справка от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
В этот же день истец обратилась в ФГКУ «Поликлиника № 2 Федеральной таможенной службы г. Нижний Новгород), где истцу было назначено соответствующее лечение и выдан листок временной нетрудоспособности на период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] (Справки от [ 00.00.0000 ] . №[ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
Между Федеральной таможенной службой и АО «СОГАЗ» заключен государственный контракт от [ 00.00.0000 ] [ № ] на оказание услуг по обязательному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2018 год.
Согласно пп. в п. 1.4 Приложения 1 к данному Контракту (Регламент) АО «СОГАЗ» производит выплату страховых сумм путем перечисления денежных средств, в случаях получения Застрахованным лицом менее тяжкого телесного повреждения в связи с исполнением им служебных обязанностей в размере полугодового денежного содержания.
[ 00.00.0000 ] при следовании к месту службы в подъезде собственного дома истец получила травму, что согласно п. 1.5 и пп. е) п. 1.8 Регламента является телесным повреждением, полученным в связи с исполнением служебных обязанностей.
Комиссией Нижегородской таможни проведено служебное расследование по факту получения травмы во время следования на службу, после чего сделано заключение о наличии причинно-следственной связи с исполнением застрахованным лицом И.Л. Агафонцевой должностных обязанностей и принято решение направить документы в страховую компанию АО «СОГАЗ» для принятия решения о выплате страхового обеспечения (Протокол и Акт служебного расследования от [ 00.00.0000 ] ).
Согласно Контракту обязанность, связанная с выплатами страхового возмещения, возлагается на ответчика в лице ОАО «СОГАЗ».
Письмами Нижегородской таможни от [ 00.00.0000 ] [ № ], от [ 00.00.0000 ] [ № ], от [ 00.00.0000 ] [ № ] в адрес ответчика были направлены все необходимые материалы, документы и сведения, предусмотренные п. 2.8 Регламента, достоверно подтверждающие факт наступления страхового случая.
Письмом от [ 00.00.0000 ] № [ № ] АО «СОГАЗ» отказало истцу в страховой выплате, мотивируя свой отказ тем, что сведения о месте и времени получения телесного повреждения противоречивы, факта получения истцом телесного повреждения никто не видел, в связи с чем, у АО «СОГАЗ» отсутствуют правовые основания для признания произошедшего события страховым случаем.
С решением АО «СОГАЗ» об отказе в выплате страховой суммы, формализованном в письме от [ 00.00.0000 ] № [ № ], истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 2.2 Регламента застрахованными лицами являются должностные лица таможенных органов.
Согласно пункту 3.1.3 Регламента страховым случаям является, в частности, получение застрахованным в связи с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения.
Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае получения застрахованным в связи с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах тяжкого телесного повреждения - в размере годового денежного содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения - в размере полугодового денежного содержания.
Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда.
Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая.
Согласно расчету годового денежного довольствия и справке Нижегородской таможни (составленной по форме 9 Регламента) годовое денежное содержание истца на день наступления страхового случая составило 1 117 792 рублей.
Согласно пункту 1.3 Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ, являющегося приложением № 1 к Государственному контракту [ № ] от [ 00.00.0000 ] , обязательное государственное личное страхование осуществляется Федеральной таможенной службой за счет средств федерального бюджета. Страховые взносы перечисляются Федеральной таможенной службой на расчетный счет АО «СОГАЗ», согласно порядку и срокам, предусмотренным в Контракте.
В соответствии с пп. «в» п.1.4 указанного Регламента, АО «СОГАЗ» производит выплату страховых сумм путем перечисления денежных средств на счет, открытый на имя Застрахованного лица (Выгодоприобретателя) в любом банке на территории Российской Федерации, или наличными денежными средствами из кассы АО «СОГАЗ», в том числе и по месту нахождения представительств АО «СОГАЗ» в любом субъекте Российской Федерации, по выбору Застрахованного лица или его наследников, в следующих страховых случаях:
при получении застрахованным лицом телесных повреждений в связи с исполнением должностных обязанностей на день получения телесного повреждения:
тяжкого - в размере годового денежного содержания на день возникновения страхового случая;
менее тяжкого - в размере полугодового денежного содержания на день возникновения страхового случая.
В пункте 1.5 указанного Регламента установлено, что под телесным повреждением или иным вредом здоровью понимается одномоментное повреждение здоровья (увечье, ранение, травма, контузия), полученное в связи с исполнением должностных обязанностей. При телесных повреждениях, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, выплаты страховой суммы производится при представлении справки из лечебного учреждения, с указанием полного диагноза телесного повреждения.
Согласно пункту 5.1.2 Регламента страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в порядке, предусмотренным Регламентом.
Представленные письмами Нижегородской таможни материалы, документы и сведения позволяют совершенно определенно установить время и место произошедшего с истцом несчастного случая, никаких противоречий в предоставленных сведениях не имеется.
Исходя из представленных документов, пояснений, сведений и объяснений можно однозначно сделать вывод о месте и времени произошедшего с истцом несчастного случая, а именно во временном промежутке с 7.15 до 7.20 утра [ 00.00.0000 ] в подъезде [ адрес ] г. Н. Новгорода. Иными словами, события того утра установлены по минутам и показания свидетелей тому подтверждение.
Кроме того, пункт 2.8 Регламента предусматривает направление объяснений очевидцев лишь в том случае, если таковые были. Таким образом, по условиям Контракта наличие очевидцев происшествия не является обязательным критерием для подтверждения факта получения телесного повреждения должностным лицом, а также не может повлиять и на рассмотрение вопроса о выплате страховой суммы.
Таким образом, АО «СОГАЗ» отсутствуют основания для опровержения факта произошедшего с истцом [ 00.00.0000 ] при следовании на службу несчастного случая. Довод Страховщика об отсутствии факта получения истцом телесного повреждения, является несостоятельным, а отказ в выплате истцу страхового возмещения незаконным.
Согласно пп. е пункта 1.8 Регламента под исполнением служебных обязанностей понимается следование к месту службы и обратно. Этим же пунктом Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда страховые суммы не выплачиваются. Произошедший с истцом страховой случай не подпадает под указанный перечень.
Истец является пострадавшей стороной и бремя доказывания отсутствия страхового события лежит на Страховщике. Фактов, доказывающих ненаступление страхового случая, Страховщиком не представлено.
Таким образом, событие, произошедшее с истцом [ 00.00.0000 ] примерно в 7.20 в подъезде [ адрес ] г. Н.Новгорода имело место быть. Правовых оснований для отказа истцу в выплате страховых сумм у ОАО «СОГАЗ» не имеется.
Согласно справке Нижегородской таможни, годовое денежное содержание на день получения повреждения, а именно на [ 00.00.0000 ] составило 1 117 792 руб., соответственно сумма, подлежащая взысканию (полугодовое денежное содержание), составляет 1 117 792/2 = 558 896 рублей.
В целях досудебного урегулирования истцом была подготовлена и направлена в адрес АО «СОГАЗ» претензия, содержащая несогласие с решением страховой компании об отказе в выплате страховой суммы, формализованная в письме от [ 00.00.0000 ] № [ № ]. Однако требования истца в досудебном порядке удовлетворены не были.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика страховое возмещение в порядке, предусмотренном частям 13-17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 42 Федерального закона от 21.07.1997г. N 114-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в размере 558 896 рублей.
Определением судьи Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Федеральная таможенная служба.
В ходе судебного разбирательства судом была произведена замена ненадлежащего ответчика ОАО «СОГАЗ» на надлежащего АО «СОГАЗ».
В судебном заседании истец Агафонцева И.Л. исковые требования поддержала, дала пояснения по существу иска.
В судебном заседании представитель ответчика АО «СОГАЗ» Ревингина С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленных в материалы дела.
В судебном заседании представитель третьего лица ФТС России - Токарев А.С., действующий на основании доверенности, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Как закреплено в ст.8 ГК РФ «1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом…
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему…».
В силу ст. 1 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" «Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации».
Согласно п. 3 указанного Федерального закона «Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов».
Судом установлено, что истец Агафонцева И.Л. является сотрудником таможенных органов РФ, в соответствии с приказом [ № ]-К от [ 00.00.0000 ] назначена на должность начальника правового отдела Нижегородской таможни с [ 00.00.0000 ] .
Согласно пояснениям истца, а также материалам дела, [ 00.00.0000 ] во время следования на службу (примерно в 7.20 утра), спускаясь вниз по лестнице в подъезде собственного дома, истец подвернула левую ногу в районе голеностопного сустава и упала, ударившись плечом.
В результате падения истец была вынуждена обратиться в травмотологический пункт ГБУЗ НО «Городская поликлиника № [ адрес ] г.Н. Новгорода, где травматологом была выдана справка в том, что [ 00.00.0000 ] в 08 час. 10 мин. Агафонцевой И.Л. была оказана медицинская помощь, а также с рекомендацией обратиться по месту жительства в поликлинику к хирургу, травматологу.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что полковник таможенной службы Агафонцева И.Л. в период получения травмы [ 00.00.0000 ] и по настоящее время проходит службу в Нижегородской таможне в должности начальника правового отдела.
[ 00.00.0000 ] Агафонцева И.Л. обратилась за медицинской помощью в ФГКУ «Поликлиника № 2 Федеральной таможенной службы г. Н. Новгорода».
Согласно справке о временной нетрудоспособности № С-1099 от [ 00.00.0000 ] , Агафонцева И.Л., полковник т/с, была освобождена от исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья (режим амбулаторный) на период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а затем с [ 00.00.0000 ] освобождение продлено с целью направления истца на ВВК.
[ 00.00.0000 ] Агафонцева И.Л. была освидетельствована нештатной военно-врачебной комиссией ФГКУ «Поликлиника «№ 2 Федеральной таможенной службы», что подтверждается справкой [ № ], представленной в материалы дела.
В результате указанного освидетельствования Агафонцевой И.Л. поставлен диагноз временное функциональное расстройство.
Согласно ст. 969 ГК РФ «1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
2.Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
3.Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
4.Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию».
В силу положений пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование и которое должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Согласно пункту 2 статьи 9 указанного Закона страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или иным лицам.
В силе ст. 1 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» «Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее - меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью».
В соответствии с п. 12 ст. 2 указанного Федерального закона государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат: …работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации…».
В соответствии с ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также ст. 42 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" жизнь и здоровье сотрудника таможенного органа подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 13 - 15, 18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов. Страховыми случаями по договору обязательного государственного личного страхования являются, в том числе получение застрахованным в связи с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае получения застрахованным в связи с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах тяжкого телесного повреждения - в размере годового денежного содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения - в размере полугодового денежного содержания. Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик). В указанный договор включаются положения о размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] между Федеральной таможенной службой от имени Российской Федерации для обеспечения государственных нужд, («Страхователь»), в лице первого заместителя начальника Главного управления тылового обеспечения ФТС России Шушкина Ю. А., действующего на основании Положения о ФТС России и по доверенности от [ 00.00.0000 ] [ № ], и Акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ»), («Страховщик»), в лице Исполнительного директора по страхованию корпоративных клиентов Малышева Д. В., действующего на основании доверенности X» 832/17 от [ 00.00.0000 ] , в соответствии с решением единой комиссии ФТС России по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации (протокол от [ 00.00.0000 ] [ № ]) заключен государственный контракт [ № ].
Предметом настоящего Контракта является обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2018 год (п. 1.1. Контракта).
Согласно п. 1.2. Контракта Страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату Застрахованному лицу (Выгодоприобретателю), а Страхователь обязуется уплатить страховой взнос в порядке и сроки, установленные Контрактом.
Срок оказания услуг с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] (п. 1.3. Контракта).
В силу п. 2.1., 2.2. Контракта объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
Застрахованными лицами по Контракту являются должностные лица таможенных органов.
В материалы дела представлен Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (Приложение № 1 к Контракту от [ 00.00.0000 ] [ № ]), который определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (Застрахованные лица), в том числе объекты страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок учета, хранения и представления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм и разрешения спорных ситуаций.
Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Объектом обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье Застрахованного лица (п. 1.2. Регламента).
В силу п. 1.3. Регламента обязательное государственное личное страхование осуществляется Федеральной таможенной службой за счет средств федерального бюджета. Страховые взносы перечисляются Федеральной таможенной службой на расчетный счет АО «СОГАЗ» согласно порядку и срокам, предусмотренным в Контракте.
Как следует из п. 2.1 Регламента в случае письменного обращения Застрахованного лица либо его наследников в случаях, указанных в п. 1.4 Регламента, проводится служебное расследование.
Цель служебного расследования - выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти), установления инвалидности, получения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения Застрахованным лицом и исполнением им служебных обязанностей (п. 2.2 Регламента). При письменном обращении Застрахованного лица или его наследников, начальник таможенного органа по месту службы Застрахованного лица приказом назначает комиссию для проведения служебного расследования с целью выявления наличия (отсутствия) причинно-следственной связи между страховым случаем и исполнением Застрахованным лицом служебных обязанностей (п. 2.3 Регламента). В ходе проведения служебного расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев, на основании запросов получает необходимую информацию из медицинских организаций Российской Федерации, органов дознания, или предварительного следствия, по возможности получает объяснение Застрахованного лица (п. 2.4 Регламента). Результаты служебного расследования оформляются актом служебного расследования (п. 2.7 Регламента). К акту служебного расследования, который направляется в АО «СОГАЗ», прилагаются, в том числе объяснения очевидцев, при условии если таковые были (п. 2.8 Регламента).
[ 00.00.0000 ] в адрес АО «СОГАЗ» было направлено заявление с требованием выплатить страховую сумму в связи с получением вреда здоровью при исполнении должностных обязанностей.
Кроме того, судом установлено, что комиссией, созданной на основании приказа Нижегородской таможни от [ 00.00.0000 ] [ № ], в составе Тарасова В.А., Матвеева Н.И., Короткова А.Н., Благовой Н.В., Митрошина Н.А., было проведено расследование по факту несчастного случая, произошедшего с Агафонцевой И.Л. [ 00.00.0000 ] в 07 час. 20 мин.
Согласно Акту [ № ] служебного расследования от [ 00.00.0000 ] , комиссией было установлено наличие причинно-следственной связи между получением Агафонцевой И.Л. травмы [ 00.00.0000 ] с исполнением ею своих должностных обязанностей.
Данный факт также подтверждается Протоколом заседания комиссии по служебному расследованию случая получения телесного повреждения должностным лицом от [ 00.00.0000 ] .
По результатам данного расследования, [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , а также [ 00.00.0000 ] в адрес ответчика заместителем начальника таможни А.В. Назаренко были направлены документы для решения вопроса о выплате страховой суммы по обязательному государственному личному страхованию.
[ 00.00.0000 ] АО «СОГАЗ» в адрес Приволжского таможенного управления Нижегородской таможни направлено решение об отказе в признании произошедшего события страховым случаем и осуществлении АО «СОГАЗ» страховой выплаты Агафонцевой И.Л., в связи с тем, что отсутствуют правовые основания, а именно не имеется причинно-следственной связи между получением травмы Агафонцевой И.Л. и выполнением ею служебных обязанностей.
Не согласившись с указанным решением, Агафонцевой И.Л. в адрес ответчика была направлена претензия с требованием выплатить ей страховую сумму в размере, предусмотренном п.п. в п. 1.4. Регламента.
Однако, в выплате страхового возмещения АО «СОГАЗ» было отказано по причине отсутствия причинно-следственной связи между получением травмы Агафонцевой И.Л. и выполнением ею служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" исполнением сотрудником таможенного органа своих должностных обязанностей также является следование к месту службы и обратно.
Пунктами 2, 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522, предусмотрено, что под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 3.1. Государственного контракта № 230, страховым случаем признаются следующие события, которые влекут выплату следующих страховых сумм:
… 3.1.3. получение Застрахованным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей: … менее тяжкого телесного повреждения влечет выплату страховой суммы в размере полугодового денежного содержания.
В силу п.п. е) п. 1.8. Регламента под исполнением служебных обязанностей понимается следование к месту службы и обратно.
Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от [ 00.00.0000 ] , выданному Нижегородской таможне о том, что Агафонцева И.Л., начальник правового отдела, [ 00.00.0000 ] в 09 час. 30 мин. поступила в хирургическое отделение ФГКУ «Поликлиника «№ 2 Федеральной таможенной службы» с диагнозом: повреждение связок левого голеностопного сустава, частичный разрыв сухожилия длинной малоберцовой мышцы, острый теносиновит левого голеностопного сустава, ушиб левого плечевого сустава.
Согласно схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве указанное повреждение относится к категории: легкая.
Согласно п. 1.5. Регламента под телесным повреждением или иным вредом здоровью понимается одномоментное повреждение здоровья (увечье, ранение, травма, контузия), полученное в связи с исполнением служебных обязанностей. При телесных повреждениях, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, выплата страховой суммы производится при представлении справки из лечебного учреждения, где проводилось лечение, с указанием полного диагноза телесного повреждения.
Застрахованный обязан первично обратиться в лечебное учреждение за медицинской помощью и установлением диагноза в срок не более суток с момента получения телесного повреждения. Увеличение срока обращения не допускается.
В случае утраты трудоспособности в связи с увеличением степени тяжести по ранее полученной травме, размер страховой суммы увеличивается, доплачивается разница по увеличенной степени тяжести и страховой суммой, выплаченной ранее.
Степень тяжести телесных повреждений для определения размера страховых выплат устанавливает страховая компания на основании представленных документов и с учетом данных о диагнозе, поставленном лечебным учреждением.
Согласно ст. 963 ГК Российской Федерации, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица.
В соответствии со ст. 964 ГК Российской Федерации, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность сторон доказать основания своих требований или возражений основывается на принципе состязательности сторон, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Принцип состязательности - один из основополагающих принципов процессуального права - создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая, что полученная истцом травма, отнесена Государственным контрактом [ № ] от [ 00.00.0000 ] , а также Регламентом проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации к страховому событию, за наступление которого должна быть выплачена страховая выплата, а также, принимая в качестве допустимых доказательств – справку [ № ], справку о временной нетрудоспособности № [ № ], а также Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от [ 00.00.0000 ] , выданных ФГКУ «Поликлиника № 2 Федеральной таможенной службы», суд находит основания для взыскания страховой выплаты.
Кроме того, ответчиком не предоставлены в суд какие-либо доказательства, опровергающие изложенные в указанных выше документах сведения и указывающие на причинение истцом травмы умышленно, равно как и доказательства наличия обстоятельств, освобождающих страховщика от страховой выплаты.
Таким образом, исковые требования Агафонцевой И.Л. о взыскании страхового возмещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что к данным правоотношениям подлежат применению положения ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», отклоняется как неверный, направленный на ошибочное применение норм права.
Определяя сумму страховой выплаты, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5.1.2. Государственного контракта страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в порядке, предусмотренном Регламентом проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 1.4. Регламента «Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» производит выплату страховых сумм путем перечисления денежных средств на счет, открытый на имя Застрахованного лица (Выгодоприобретателя) в любом банке на территории Российской Федерации, или наличными денежными средствами из кассы АО «СОГАЗ», в том числе и по месту нахождения представительств АО «СОГАЗ» в любом субъекте Российской Федерации, по выбору Застрахованного лица или его наследников, в следующих страховых случаях: …в) в случае получения Застрахованным лицом телесных повреждений в связи с исполнением им служебных обязанностей:
тяжкого - в размере годового денежного содержания;
менее тяжкого - в размере полугодового денежного содержания».
Как ранее установлено судом, согласно медицинскому заключению, выполненному ФГКУ «Поликлиника № 2 Федеральной таможенной службы», степень тяжести травмы, полученной истцом [ 00.00.0000 ] в результате падения, определена как «лёгкая».
Таким образом, суд приходит к выводу, что, с учетом положений Регламента, с ответчика в пользу истца подлежит страховая выплата в размере полугодового денежного содержания.
В материалы дела представлена справка, выданная и.о. начальником таможни М.М. Гараевым и главным бухгалтером М.Н. Лопаточкиной, а также расчет годового денежного довольствия сотрудника таможенного органа, используемого для исчисления страховых сумм…, согласно которым годовое денежное довольствие на день получения повреждения здоровья Агафонцевой И.Л. составляло 1 117 792 руб.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит страховая выплата в размере 558 896 руб. (1117792 руб./2).
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании в свою пользу штрафа в размере 50% от неуплаченной суммы страхового возмещения.
Заявляя указанное требование, истец ссылается на положения Федерального закона «О защите прав потребителей».
Однако суд не может согласиться с доводами истца, в силу следующего.
Из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как установлено судом, правоотношения по страхованию между истцом и страховой компанией АО «СОГАЗ» возникли в силу Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также заключенного между Федеральной таможенной службой и АО «СОГАЗ» во исполнение требований данных Федеральных законов Государственного контракта № 230.
Выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер.
Следовательно, положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на указанных лиц, как на специальных субъектов, не распространяются, в связи с чем, у суда не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу Агафонцевой И.Л. в качестве защиты прав потребителя штрафа за невыплату страховой суммы.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 789 руб., от оплаты которой, истец был освобожден при подаче искового заявления, в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 558 896 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 8 789 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░