Дело № 2а-1862/2023
УИД 27RS0002-01-2023-003216-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Козловой Ю.Е., при секретаре Сафоновой Ю.Н.,
с участием административного истца Джамоевой А.В., с использованием систем видеоконференц-связи исправительного учреждения (<данные изъяты>),
представителя административных ответчиков ФИО13 действующей на основании доверенностей от ДАТА, ДАТА,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джамоевой Анны Валерьевны к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Джамоева А.В. обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование административного иска указала, что является осужденной, находится в учреждении УИС с ДАТА, ориентировочно ДАТА выяснилось у нее наличие раннего срока беременности. В период с ДАТА до ДАТА она находилась в <данные изъяты>, а ДАТА была этапирована для дальнейшего отбывания наказания в <данные изъяты>. В период пребывания в <данные изъяты> жалоб на состояние здоровья у нее не возникало, была поставлена на учет по беременности у участкового врача-гинеколога ФИО14 в Петропавловск-Камчатской городской больнице № №, было проведено УЗИ органов малого таза и скрининг плода. На момент отправки ее в <данные изъяты> срок беременности составлял 15-16 недель. С ДАТА до ДАТА она находилась в вышеуказанном учреждении. Медико-санитарное обеспечение учреждения исполнения наказаний <адрес> осуществляется ответчиком. В <данные изъяты> ею были сданы анализы, еженедельно проводился осмотр и прослушивание сердцебиения плода, сотрудники ей сообщали, что плод развивается без патологий. Ею неоднократно заявлялось и необходимости проведения УЗИ, однако данное обследование ей не проводилось. ДАТА, в связи с необходимостью участия в судебном заседании в Елизовском районном суде <адрес> она была переведена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю для дальнейшего этапирования в <данные изъяты>. С ДАТА по ДАТА, несмотря на настойчивые просьбы провести обследование в условиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поскольку состояние здоровья ухудшалось, ребенок прекратил шевеление, общее состояние организма было болезненным, присутствовали боли в области живота и поясницы, обследование ей не проводилось. ДАТА ориентировочно в 22-00 час. у нее начались схваткообразные боли внизу живота, о чем ею было сообщено дежурному. Ей было выдано две таблетки «Дротаверин», в течение ДАТА она на протяжении всего дня просила вызвать ей скорую медицинскую помощь, однако скорая медицинская помощь была вызвана после того, как у нее отрылось кровотечение (ориентировочно в 18-00 час. ДАТА). СМП она была доставлена в «Перинатальный центр» г. Хабаровска, где ей было проведено УЗИ-обследование и сообщено, что <данные изъяты>. Поскольку схватки продолжались в ночь с ДАТА на ДАТА у нее родился мертвый ребенок мужского пола. Плод был передан на гистологическое исследование, с целью установления причин гибели и срока гибели. Полагает, что действия, бездействия ответчика по ненадлежащему оказанию ей медицинской помощи в части ее недоступности и несвоевременности, непринятию мер по своевременному обследованию и диагностике патологических состояний плода повлекли гибель ее не родившегося ребенка в утробе и создание угрозы для ее жизни и здоровья, поскольку умерший плод разлагается с дальнейшим сепсисом для матери. Полагает, что действиями (бездействием) ответчика, в связи с нарушением ее права на охрану здоровья, материнства и детства ей причинен моральный вред. Она оценивает причиненный ей вред в 2000000 рублей и полагает, что с учетом всех обстоятельств дела данная сумма будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
Просит взыскать с ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Джамоевой Анны Валерьевны денежные средства в сумме 2000000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного неоказанием Джамоевой Анне Валерьевне медицинской помощи надлежащего качества.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 24.10.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц - КГБУЗ «Перинатальный центр», ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В судебном заседании административный истец, участвующий с использованием систем видеоконференц-связи исправительного учреждения (<данные изъяты>), исковые требования поддержала, по основаниям в нем изложенным, просила удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила, что действиями ответчика ей причинены моральные и нравственные страдания, на причинении вреда здоровью не настаивала.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФСИН России ФИО15 исковые требования не признала, суду пояснила, что Джамоева А.В. находилась в <данные изъяты> всего один месяц, те обследования, которые можно было выполнить в условиях учреждения – были выполнены. Вместе с тем, в акте внеплановой документарной проверки Росздравнадзора от 01.03.2023 выявлен ряд нарушений, которые не находятся в причинно-следственной связи между теми недостатками которые имели место и преждевременными родами в результате которых родился мертвый ребенок. В период нахождения Джамоевой А.В. в <данные изъяты> она еженедельно осматривалась акушером, поскольку врач находилась в отпуске и медицинская карта беременной велась, однако была подписана врачом после осмотра по выходу из отпуска. ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России не может нести ответственность за то, что истцу своевременно не была назначена фолиевая кислота, которая назначается на ранних сроках беременности, и витамин Д, поскольку Джамоева А.В. находилась в Учреждении всего один месяц, поступила на сроке беременности 17-18 недель, таким образом, ответчик не может нести ответственность за нарушения всего срока ведения беременности. На момент этапирования Джамоевой А.В. из <данные изъяты> в <данные изъяты> противопоказаний для этапирования не имелось. В период нахождения Джамоевой А.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю она не была осмотрена врачом-гинекологом, но согласно журнала регистрации пациентов получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, истец за помощью не обращалась.
Представитель заинтересованного лица КГБУЗ «Перинатальный центр» в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в представленных письменных пояснениях указала, что Джамоева Анна Валерьевна, ДАТА г.р., ДАТА в 18 часов 30 минут была доставлена в акушерское обсервационное отделение КГБУЗ «Перинатальный центр» санитарным транспортом. При поступлении жаловалась на кровянистые выделения из половых путей в течение 1 часа, схваткообразные боли в течение суток. До поступления в Перинатальный центр не обследована, чем и обусловлена госпитализация в обсервационное отделение. При поступлении была осмотрена врачом акушером гинекологом. При осмотре сердцебиение плода не высушивалось. По результату осмотра был установлен диагноз: <данные изъяты>. Назначены роды через естественные родовые пути. ДАТА в 01 час 30 минут в одну потугу произошли роды единым конгломератом (объединенным) родился комплекс плод, плацента в плодном пузыре общей массой 260 грамм. 05.10.2022 проведено УЗИ матки – <данные изъяты>. ДАТА женщина выписана в удовлетворительном состоянии, под наблюдение врачами исправительной колонии, даны рекомендации. Из патологического вскрытия № № от ДАТА следует: <данные изъяты>. На основании изложенного, медицинская помощь Джамоевой А.В., в КГБУЗ «Перинатальный центр» была оказана в полном объеме в соответствии с утвержденными стандартами и клиническими рекомендациями.
Свидетель ФИО17 в судебном заседании пояснила, что Джамоева А.В. поступила в <данные изъяты> ДАТА, ДАТА года она осматривалась акушеркой ФИО18 поскольку она как гинеколог находилась в отпуске. Она померила давление, измерила массу тела, объем живота, высоту дна матки, назначила общие анализы крови, мочи, биохимический анализ крови, записала Джамоеву А.В. в Перинатальный центр на ДАТА на второй скрининг, стопплерографию и консультацию гинеколога, так как у Джамоевой А.В. отрицательный резус-фактор. ФИО19 осматривала Джамоеву А.В. еженедельно, ДАТА она вышла из отпуска и лично осматривала Джамоеву А.В., поскольку поступила информация, что Джамоеву А.В. запрашивает прокуратура для следственных действий в <адрес>, необходимо было дать заключение может ли она следовать этапом, врач ее осмотрела, померила давление, проверила длину шейки матки, длина ее была 45 мм, тонуса матки не было, признаков развития истмико-цервикальной недостаточности не имелось, рисков не было, противопоказаний для этапирования не имелось. Джамоева А.В. много курила, о чем с ней неоднократно проводилась беседа. ДАТА года на сроке 17-18 недель беременности Джамоева А.В. уехала из <данные изъяты>. Фолиевая кислота назначается беременным до 12 недель, Джамоева А.В. пришла на сроке позже 12 недель, фолиевая кислота ей должна была назначаться в <адрес>. Когда она поступила в <данные изъяты> у истца не было медицинских документов, невозможно было определить, какие препараты были ей назначены, выписок об осмотрах гинекологом также не было. Джамоева А.В. принимала свой личный препарат йодомарин. Согласно клиническим рекомендациям по ведению беременности, витамин Д назначается при двух состояниях: при риске преэклампсии либо при гиповитаминозе витамина Д, так как у Джамоевой А.В. признаков гиповитаминоза витамина Д не было, риска преэклампсия не было, поэтому витамин Д не назначался. Согласно клиническому протоколу ведения беременности при резус отрицательной крови матери повторные исследования назначаются на сроке 18-20 недель, когда она должна сдать кровь на антитела. Причиной гибели ребенка явился <данные изъяты>. Как правило, в течение 3-5 дней с момента гибели плода матка начинает тонизировать, что приводит к родоразрешению, если бы Джамоева А.В. в течение длительного времени носила погибший плод, то клиника интоксикации была бы сильно выражена, однако после родов ДАТА при проведении ультразвукового исследования малого таза 05.10.2022 у Джамоевой А.В. не было выявлено даже признаков эндометрита, что говорит о том, что это было не хроническое, а острое состояние.
Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Согласно ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации гарантирована охрана здоровья людей. Согласно ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п.1, 2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что, учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в числе прочего, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу ст. 18 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья.
Под охраной здоровья граждан понимается система мер медицинского, в том числе профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти, организациями, их должностными лицами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, предоставления ему медицинской помощи (статья 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно п.1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.21 ст.2 указанного Федерального закона качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В силу статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология".
Согласно п.п. 6, 7 Порядка при физиологическом течении беременности осмотры беременных женщин проводятся:
врачом - акушером-гинекологом - не менее пяти раз;
врачом-терапевтом - не менее двух раз (первый осмотр не позднее 7 - 10 дней от первичного обращения в женскую консультацию);
врачом-стоматологом - не менее одного раза;
врачом-офтальмологом - не менее одного раза (не позднее 14 дней после первичного обращения в женскую консультацию);
другими врачами-специалистами - по показаниям, с учетом сопутствующей патологии.
При постановке беременной женщины на учет в соответствии с заключениями профильных врачей-специалистов врачом - акушером-гинекологом до 11 - 12 недель беременности делается заключение о возможности вынашивания беременности. Окончательное заключение о возможности вынашивания беременности с учетом состояния беременной женщины и плода делается врачом - акушером-гинекологом до 20 недель беременности.
При сроках беременности 11 - 14 и 19 - 21 неделя беременным женщинам проводится оценка антенатального развития плода с целью выявления таких нарушений, как задержка роста плода, риск преждевременных родов, риск преэклампсии, хромосомные аномалии (далее - ХА) и пороки развития плода (далее - ПРП) (п. 9 Порядка).
Согласно п. 10 указанного Порядка на первом этапе при сроке беременности 11 - 14 недель беременная женщина направляется в межрайонный (межмуниципальный) кабинет антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля второй или третьей группы (уровня) для проведения ультразвукового исследования (далее - УЗИ) врачами-специалистами, прошедшими повышение квалификации по проведению скринингового УЗИ беременных в I триместре (диагностике нарушений развития плода), и забора образцов крови для определения материнских сывороточных маркеров (связанного с беременностью плазменного протеина A (PAPP-A) и свободной бета-субъединицы хорионического гонадотропина (св. ХГЧ). В целях определения риска задержки роста плода, преждевременных родов и преэклампсии при сроке беременности 11 - 14 недель беременной женщине в условиях межрайонного кабинета антенатальной охраны плода выполняется измерение роста, веса, артериального давления, ультразвуковое допплеровское исследование маточных артерий с определением пульсационного индекса, трансвагинальная ультразвуковая цервикометрия. Результаты УЗИ оформляются по форме протокола скринингового УЗИ женщин в 11 - 14 недель беременности согласно приложению N 7 к настоящему Порядку и выдаются на руки пациентке.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", пунктом 27 которого установлено, что за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
Пунктом 42 Приказа № 285, установлено, что перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до четырех лет, допускается по заключению врача о возможности перемещения, а при необходимости согласно данному заключению - в сопровождении медицинского работника. Перемещение беременных женщин с беременностью свыше 30 недель и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до четырех лет, осуществляется в сопровождении медицинского работника.
Как следует из материалов дела, Джамоева А.В. прибыла в <данные изъяты> ДАТА, взята на учет в филиале «Медицинская часть № №» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России с беременностью 14-15 недель. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю прибыла транзитом ДАТА.
Согласно мотивированному представлению о необходимости проведения внеплановой документарной проверки № № от 10.01.2023 Территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, представленным медицинским документам, ДАТА Джамоевой А.В. избрана мера пресечения в виде содержания под стражей в <данные изъяты>. С ДАТА по ДАТА находясь в <данные изъяты> Джамоева А.В. получала медицинскую помощь в ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская больница № №» в связи с отсутствием в филиале «Медицинская часть № №» <данные изъяты> врача акушера-гинеколога. По результатам лабораторных исследований от ДАТА у Джамоевой А.В. наблюдается <данные изъяты>. С ДАТА по ДАТА Джамоева А.В. получала медицинскую помощь в филиале № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, находясь в <данные изъяты>. ДАТА Джамоева А.В. осмотрена врачом-стоматологом. ДАТА осмотрена врачом-терапевтом, установлена <данные изъяты> Назначено лечение. ДАТА Джамоевой А.В. оформлена индивидуальная карта беременной и родильницы. Согласно индивидуальной карты беременной и родильницы у Джамоевой А.В. текущая беременность является 7, роды 4, взята на учет ДАТА на сроках 6-7 недель, на момент оформления карты срок беременности 17,2 недели (22 неделя беременности по срокам, рассчитанным от первого узи). Установлен диагноз: <данные изъяты>. Записана на ДАТА в ПЦ. С ДАТА по ДАТА Джамоева А.В. находилась транзитом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Назначенное лечение и обследование за данный период в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России не выполнено. ДАТА Джамоева А.В. госпитализирована в КГБУЗ «перинатальный центр» им. Профессора Г.С. Постола МЗ ХК в вязи с маточным кровотечением. При поступлении Джамоевой А.В. в КГБУЗ «Перинатальный центр» по результатам лабораторных исследований от ДАТА: <данные изъяты> Согласно истории родов № №, №, ребенок родился ДАТА в 1 час 30 минут мертворожденным в результате <данные изъяты>. По результатам патологоанатомического вскрытия (протокол № № от ДАТА) заключительный клинический диагноз: <данные изъяты>.
Согласно протоколу патологоанатомического вскрытия № № от ДАТА смерть плода произошла внутриутробно, в результате <данные изъяты>.
Решением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО от ДАТА по факту поступившей информации о нарушении прав осужденной Джамоевой А.В. при оказании ФКУЗ МСЧ-27ФСИН России медицинской помощи по направлению «акушерство и гинекология», повлекшее причинение вреда здоровью, смерть плода, в отношении ФКУЗ МСЧ-27ФСИН России назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Согласно экспертному заключению по результатам проведенной экспертизы качества медицинской помощи от ДАТА, подготовленному на основании решения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО от ДАТА № №, с ДАТА по ДАТА беременная Джамоева А.В. находилась транзитом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и медицинская помощь ей не оказывалась. Назначенные обследования и терапия не проводились. Порядок организации медицинской помощи взрослому населению по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный Приказом МЗ РФ от 20.10.2020 № 1130н не соблюден. Медицинская документация в амбулаторном звене не заводилась. Первый и второй скрининги не выполнены. Необходимые проведения Ультразвуковой цервикометрии, для исключения ИЦН (в анамнезе ИЦН) не проведены. Со срока 17 недель полное отсутствие осмотров, забора анализов. При имеющихся <данные изъяты> в анамнезе беременная не проконсультирована в консультативно-диагностическом отделении или акушерском дистанционном консультативном центре на базе акушерских стационаров третьего уровня. Порядок организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденный Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 соблюден только формально. Пунктом 42 приказа регламентировано, что перемещение осужденных беременных женщин допускается по заключению врача о возможности перемещения. Такое заключение в медицинской карте присутствует в двух экземплярах от одной даты с разными сроками беременности и разными сопутствующими заболеваниями. На каждом этапе наблюдения выявлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» - Приказ МЗ РФ № 1130н; КР «нормальная беременность», «Истмико-цервикальная недостаточность», «резус-иммунизация. Гемолитическая болезнь плода». Наиболее значимый недостаток был совершен гинекологом филиала № № ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России ФИО20 которая выдала справку от ДАТА разрешение на этапирование беременной женщине выставив при этом диагноз с занижением срока беременности 17,2 недели при имеющихся 19-20 неделях (по первому УЗИ). Кроме этого, в медицинской карте присутствует еще одна справка, заверенная этим же специалистом от той же даты, но уже с истинным гестационным сроком беременности 19-20 недель с указанием риска по развитию тромбоэмболии и преждевременным родам. Джамоевой А.В. не в полной мере и несвоевременно назначены лекарственные препараты: рекомендованные КА «нормальная беременность» фолиевая кислота, калия йодид, витамин Д не назначались. Беременность Джамоевой А.В. закончилась <данные изъяты>. Несомненно, курение, нахождение в местах лишения свободы с ограничениями по питанию, кислороду и других негативных факторов оказали влияние на течение и исход беременности. Тем не менее, надлежащее медицинское наблюдение беременной женщины имеет первостепенное значение. Вывод: медицинская помощь Джамоевой А.В. оказывалась не своевременно, не правильно в выборе профилактики, диагностики, лечения и степени запланированного результата.
Согласно журналу приема гинеколога № № (том 2) Джамоева А.В. была осмотрена врачом-гинекологом медицинской части ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю ДАТА года в поздний послеродовый период.
По итогам внеплановой проверки по устранению выявленных нарушений составлен акт Территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО от ДАТА, в которых отражены все выявленные нарушения в отношении Джамоевой А.В..
Согласно акту внеплановой документарной проверки № № от ДАТА медицинская помощь Джамоевой А.В. оказывалась не своевременно, не правильно в выборе профилактики, диагностики, лечения и степени запланированного результата. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
01.03.2023 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России вынесено предписание № №.
01.06.2023 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России сообщило руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО об устранении выявленных нарушений.
Совокупностью собранных по делу доказательств судом установлено, что Джамоевой А.В. в период с ДАТА по ДАТА медицинская помощь в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России не оказывалась, назначенное лечение и обследование не выполнялись, в том числе забор крови на антитела на сроке 18-20 недель, бак посев мочи; осмотр гинеколога, обследование и ведение беременности согласно нормативных документов, узи II скрининг + доплер + цервикометрия + консультация гинеколога на сроке 18-21 неделя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по оказанию медицинской помощи Джамоевой А.В. в период нахождения с ДАТА по ДАТА в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю имелись нарушения обязательных требований, в том числе приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.10.2020 № 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", приказа Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы", Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852.
Вместе с тем, довод административного истца о том, что исключительно действиями ответчика ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по ненадлежащему оказанию медицинской помощи привели к наступившим у истца последствиям является необоснованным, поскольку Джамоева А.В. находилась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю незначительный период времени, в связи с чем ставить в вину ответчику ненадлежащее оказание медицинской помощи за весь период беременности Джамоевой А.В. оснований не имеется.
Довод административного истца о том, что она неоднократно обращалась с просьбой провести обследования в условиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю является несостоятельным опровергается материалами дела, в том числе копией журнала регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, согласно которому в период с 14.09.2022 по 02.10.2022 Джамоева А.В. с жалобами не обращалась.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" в пунктах 25, 26, 27, 28, 30 разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда. Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага. Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных возложена на учреждения, исполняющие наказания.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47, при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам, с учётом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учётом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно ст.98 названного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения "О Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", компенсация за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, взыскивается с Федеральной службы исполнения наказания, как с главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, за счет средств казны Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что медицинская помощь административному истцу должна была быть оказана ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, при этом надлежащим образом оказана не была, что повлекло нарушение ее нематериальных благ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец испытывала нравственные и моральные страдания из-за гибели ее не родившегося ребенка.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска о взыскании компенсации морального вреда с главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации. Размер компенсации с учетом всех обстоятельств дела, и с учетом степени вины ответчика, руководствуясь критериями разумности и справедливости, суд считает необходимым определить в 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о присуждении компенсации суд считает необходимым отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации морального вреда подлежит немедленному исполнению.
Определением суда от 24.10.2023 административному истцу предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, в связи с недостаточностью денежных средств на лицевом счете. Вместе с тем, для обеспечения доступа к правосудию суд считает возможным освободить административного истца от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░-27 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-1862/2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░