66RS0051-01-2023-000175-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Серов «21» апреля 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Тарасовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-719/2023 по административному исковому заявлению
Стригуцкого Алексея Юрьевича к администрации Серовского городского округа о признании решения № от 26 октября 2022 года незаконным, возложении обязанности,
с участием административного истца Стригуцкого А.Ю., представителя административного ответчика Каштановой Е.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Стригуцкий А.Ю. обратился в Серовский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением к администрации Серовского городского округа о признании решения № 1897 от 26.10.2022 года незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что 30.09.2022 года административный истец обратился в комитет по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа с заявлением о рассмотрении схемы границ предполагаемых к использованию земель площадью 35 кв.м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:61:0211009 по адресу: <адрес>, с южной стороны участка №, расположенного по <адрес> и выдаче заключения о возможности размещения индивидуального металлического гаража, являющегося некапитальным сооружением. Схема границ выполнена квалифицированным кадастровым инженером, сотрудником ООО «СЕРОВСКОЕ АГБ». Ответом администрации СГО от 26.10.2022 года № 1897 административному истцу было отказано в согласовании схемы границ для размещения индивидуального металлического гаража, без указания на способы устранения причин отказа, полагает, что данный отказ противоречит нормам федерального и регионального земельного и градостроительного законодательства и нарушает его права как заявителя на законное размещение данного вида объектов. Согласно Федерального Закона «О гаражной амнистии» от 05.04.2021 года № 79-ФЗ возможность размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями прямо предусмотрена как ст. 39.36-1 ЗК РФ (вступила в силу с 01.09.2021 года) так и Постановлением Правительства Свердловской области № 806-ПП (вступило в силу с 19.11.2021 года). При этом индивидуальные металлические гаражи являются некапитальными временными сооружениями (движимым имуществом), на них не может распространяться действие градостроительных регламентов, обязывающих соблюдать требования и нормы, установленные только для объектов капитального строительства, на которые ссылается в своём ответе администрация СГО (расстояния до предполагаемых границ линий), в том числе и в связи с тем, что земельные участки для размещения индивидуальных металлических гаражей не образуются, не предоставляются и право на них не возникает. К тому же отсутствует прямой законодательный запрет любому заинтересованному лицу, самостоятельно и за свой счёт, подготовить схему предполагаемых границ места расположения гаража, а администрация СГО до сих пор не приняла административный регламент предоставления данной муниципальной услуги, однако в ответе ссылается на свою же обязанность принять решение о разработке схемы размещения гаражей на территории СГО и включении в эту схему гаража любого заинтересованного лица. Между тем индивидуальные металлические гаражи являются реально существующими объектами гражданско-правового регулирования, обычаев хозяйственного оборота, никем не признаны запрещённым к обороту имуществом. Вследствие этого неограниченному кругу заинтересованных лиц должна быть предоставлена возможность реализовать своё право на законное размещение данного вида имущества на свободных землях, наряду с аналогичными некапитальными временными сооружениями, такими как: торговые павильоны, киоски, рекламные конструкции, ярмарки и прочие нестационарные объекты, порядок размещения которых уже определён и существует, например адм. регламент от 18.07.2017 года № 1290 «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», адм. регламент от 27.01.2021 года № 67 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Серовского городского округа» и другие. Однако, с 01.09.2021 года и до настоящего момента административный регламент предоставления муниципальной услуги: «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (государственная собственность на которые не разграничена), для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических средств или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства» администрацией СГО не разработан, не утвержден и не опубликован в официальных источниках.
Протокольным определением от 21.03.2023 года к участию в деле привлечен Серовский городской прокурор.
В судебном заседании административный истец доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, дополнительно пояснил, что с позицией административного ответчика не согласен, полагает, что у органа местного самоуправления существует прямая обязанность разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
Представитель административного ответчика Каштанова Е.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях поддержала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Серовский городской прокурор, председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа – главный архитектор Песоцкий С.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, явка указанных лиц обязательной судом признана не была.
Суд, учитывая доводы административного истца, представителя административного ответчика, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Свердловской области № 806-ПП от 19.11.2021 года "Об отдельных вопросах использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства" утвержден порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Согласно п. 2 указанного порядка использование земель, земельных участков или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей либо для стоянки транспортных средств инвалидов осуществляется на основании схемы размещения гаражей и мест стоянки транспортных средств инвалидов (далее - схема), утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, расположенных на территории Свердловской области, а намежселенных территориях - органами местного самоуправления муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), и в соответствии с разрешением на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей либо стоянки транспортных средств инвалидов (далее - разрешение).
Орган местного самоуправления принимает решение о включении в схему гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в следующих случаях:1) при соответствии местоположения гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе техническим регламентам, строительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки, утвержденной документации по планировке территории, правилам благоустройства территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области; 2) при соответствии местоположения гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о режиме осуществления деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий; 3) если местоположение гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов не совпадает полностью или частично с границами; земель, земельных участков или части земельных участков, благоустройство которых предусмотрено федеральными, региональными или муниципальными программами; земель, земельных участков или части земельных участков, используемых на основании разрешения, выданного в целях, предусмотренных п. 1 ст. 39.34 или п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации; земель, земельных участков или части земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением случаев, если на таких землях, земельных участках или частях земельных участков находятся объекты, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута; мест размещения нестационарных торговых объектов или рекламных конструкций, расположенных в границах земель, земельных участков или части земельных участков, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов или схеме размещения рекламных конструкций, независимо от форм собственности; земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, либо в отношении которых принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, либо принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, либо заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков.
Размещение гаражей, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, техническим регламентам, строительным нормам и правилам застройки, утвержденной документации по планировке территории, правилам благоустройства территории муниципального образования.
Судом установлено, что 30.09.2022 года административный истец обратился в администрацию Серовского городского округа с заявлением о рассмотрении схемы границ предполагаемых к использованию земель площадью 35 кв.м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:61:0211009 по адресу: <адрес>, с южной стороны участка №, расположенного по <адрес>, и выдаче заключения о возможности размещения индивидуального металлического гаража, являющегося некапитальным сооружением. Схема границ выполнена квалифицированным кадастровым инженером, сотрудником ООО «СЕРОВСКОЕ АГБ».
Ответом администрации СГО от 26.10.2022 года № 1897 административному истцу отказано в согласовании схемы границ для размещения индивидуального металлического гаража, по причине того, что согласно прилагаемой схеме место размещения не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности и правилам землепользования и застройки, а именно, место стоянки под размещение гаража находится в территориальной зоне ХТ, градостроительный регламент которой установлен ст. 17.6 Правил землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 года № 249 (в редакции от 30.11.2021 года № 357). Минимальный отступ от внешних стен зданий до красных линий и проездов должен составлять не менее 3 м., от границы соседнего участка – не менее 1 м.. Место размещения согласно представленной административным истцом схеме является смежным с земельным участком по ул. Некрасова, 61 с кадастровым номером 66:61:0211009:32. Кроме того, согласно представленной схеме в масштабе 1:500 ширина земельного участка под размещение гаража составляет 3,5 м., длина 10 м., таким образом, исходя из представленной схемы размещение гаража невозможно в границах предлагаемых схемой.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2021 года N 806-ППсхема представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к настоящему порядку, определяющий местоположение гаражей и мест стоянки транспортных средств инвалидов, включающий в себя сведения об учетных номерах, адресных ориентирах, площади гаражей и мест стоянки транспортных средств инвалидов, назначении использования земель, земельных участков или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сведения о наличии либо отсутствии гаражей, возведенных до вступления в силу настоящего порядка.
Схема дополняется графической частью для исключения разногласий при размещении нескольких гаражей либо мест стоянки транспортных средств инвалидов по одному адресному ориентиру. Разработка схемы осуществляется применительно ко всей территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области. Разработка схемы может осуществляться применительно к отдельным территориям городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, расположенных на территории Свердловской области.
Последовательность разработки схемы отражается в решении органа местного самоуправления о разработке схемы применительно к отдельным территориям городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, расположенных на территории Свердловской области. Разработка органами местного самоуправления схемы включает следующие этапы: принятие органом местного самоуправления решения о разработке схемы; сбор и рассмотрение заявлений граждан о включении гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов в схему.
В соответствии с подп. 1 п. 33 Постановления правительства от 19.11.2021 года № 806-ПП орган местного самоуправления принимает решение о включении в схему гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов при соответствии местоположения гаража либо места стоянки транспортных средств инвалидов требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе техническим регламентам, строительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки, утвержденной документации по планировке территории, правилам благоустройства территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области. Таким образом, требования к местоположению гаража установлены нормативным правовым актом Правительства Свердловской области в пределах его компетенции.
Из представленных материалов дела установлено, что согласно представленной схеме административного истца, предполагаемое место размещения гаража не соответствует требованиям постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2021 года № 806-ПП, Правилам землепользования и застройки Серовского городского округа.
Согласно Правилам землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 года № 249 (в редакции от 30.11.2021 года № 357), предполагаемое к использованию в соответствии со схемой место размещения гаража расположено в территориальной зоне ХТ – зоне хранения автотранспорта.
В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны XT (подп. 2.2 п. 2 ст. 17.6) здания следует размещать по линиям отступа от красных линий, определяющих места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Минимальные отступы от внешних стен зданий до красных линий улиц и проездов - не менее 3 м., от соседних участков — 1 м.. То есть места допустимого размещения зданий, строений, сооружений определяются в соответствии с предельными параметрами, установленными в составе градостроительного регламента.
Гараж может быть размещен на расстоянии 3 м. от красной линии и 1 м. от границы смежного земельного участка (общий отступ по ширине земельного участка должен составлять не менее 4 м.) — 3 м. с одной стороны и 1 м. с другой.
Согласно представленной схеме в масштабе 1:500 ширина земельного участка под размещение гаража составляет 3,5 м., длина 10 м.. От границ смежного земельного участка до красной линии 3,5 м.. Размещение гаража не возможно в границах, предлагаемых схемой, так как границы предполагаемых к использованию земель в целях размещения гаража определены с нарушением правил землепользования и застройки Серовского городского округа.
Доводы административного истца об обязании комитете по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа в установленный законом срок согласовать схему, а также включить место размещения гаража в общую схему мест размещения под учетным номером 1, суд находит несостоятельными, в связи с тем, что подготовка заинтересованными лицами схемы границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории не предусмотрена. Следовательно, в рассматриваемом случае ее подготовка и согласование не влечет за собой юридических последствий, не порождает права и обязанности и у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по ее согласованию.
Кроме того, административный истец полагает, что индивидуальные металлические гаражи являются некапитальными временными сооружениями (движимым имуществом), в связи с чем, на них не может распространяться действие градостроительных регламентов, обязывающих соблюдать требования и нормы, установленные только для объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Таким образом, указанные перечни случаев, когда действие градостроительного регламента не распространяется, либо когда градостроительные регламенты не устанавливаются, не содержат категорию «некапитальные временные сооружения».
Требование административного истца об обязании администрации Серовского городского округа разработать, утвердить и опубликовать административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (государственная собственность на которые не разграничена), для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических средств или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства» не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям: правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 года № 1228 (далее - Правила), п. 3 указанного постановления местным администрациям рекомендовано руководствоваться Правилами при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Правительство Свердловской области на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов, правовых актов, в том числе по вопросу определения порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства урегулирован постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2021 года № 806-ПП, которое не предусматривает принятие отдельного нормативного правового акта (административного регламента), устанавливающего порядок осуществления такого полномочия.
Довод административного истца о разработке административных регламентов «во многих регионах РФ» несостоятельна ввиду того, что перечисленные им городские и сельские поселения находятся за пределами Свердловской области.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, таким образом, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет такой порядок, в связи с чем, указанное требование административного истца противоречит положениям правил, постановлению Правительства Свердловской области от 19.11.2021 года № 806-ПП, Закону Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
При этом, что согласно п. 4 ст. 27 Устава Серовского городского округа структура администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы городского округа. В структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, которые наделяются правами юридического лица. Положения о них утверждаются Думой городского округа по представлению главы городского округа. Полномочия и организация работы структурных подразделений администрации городского округа, не наделенных правами юридического лица, устанавливаются положениями о них, утвержденными главой городского округа.
Структура администрации Серовского городского округа утверждена решением Серовской городской Думы от 27.12.2005 года № 98.
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа является структурным подразделением администрации Серовского городского округа и в своей деятельности руководствуется, в том числе, положением, утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа» от 22.02.2022 года № 228 (далее — Положение).
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа в рамках обеспечения реализации полномочий администрации Серовского городского округа в области градостроительной деятельности осуществляет рассмотрение схем границ расположения земельных участков на кадастровом плане территории, на соответствие таких схем действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ заявленные исковые требования могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом вышеизложенного, в удовлетворении административного иска Стригуцкого А.Ю. следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1897 ░░ 26.10.2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.05.2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░