Дело № 2-1562/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Краснова М.С.,
с участием: помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Гудыма Е.Н., действующего по доверенности от 5.08.2019, представителя ответчиков МО РФ и ФГКУ «ОСК ВВО» Ковалевой О.Ю., действующей по доверенностям от 20.12.2018, от 4.12.2018, представителя третьего лица Ли В.А., действующего по доверенности от 30.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третьему лицу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о возложении обязанности восстановить кровлю жилого дома, организовать проведение его осмотра специализированной организацией для оценки его соответствия установленным требованиям,
установил :
Военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третьему лицу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о возложении обязанности восстановить кровлю жилого дома, организовать проведение его осмотра специализированной организацией для оценки его соответствия установленным требованиям. В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона по обращению жителей жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в г. Хабаровск, проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о сохранности федеральной собственности при содержании указанного дома. Согласно положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений России от 08.04.2004 № 1476-р на праве оперативного управления за ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России закреплен жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес> (инв. № 5). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 756 от 05.07.2010 ФГУ «Хабаровская квартирно - эксплуатационная часть района» Минобороны России переименована в ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Таким образом, балансодержателем указанного жилого дома в настоящее время является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России, Учреждение). В соответствии с п. 20 Устава Учреждения основной целью деятельности ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России является организация учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управление и распоряжение имуществом. Согласно акту осмотра от 09.10.2019 недвижимого имущества, расположенного по адресу <адрес> г. Хабаровск, здание, расположенное на данной территории, обладает признаками аварийности, в результате произошедшего в сентябре 2019 года возгорания частично разрушена кровля и наружная стена указанного дома. Учреждением в 2016 году подготовлен и направлен соответствующий пакет документов в адрес администрации города Хабаровска для признания межведомственной комиссией жилого дома по <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пакет документов возвращен без рассмотрения в связи с отсутствием заключения специализированной организации, до настоящего времени оценки соответствия установленным требованиям Положения специализированной организацией не проведена, соответствующий договор со специализированной организацией не заключен, иные меры правомочными организациями не принимаются. Тем самым создаются предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, возрастанию социальной напряженности, поскольку здание, находящееся в аварийном состоянии, расположено в центре г. Хабаровска, в непосредственной близости от жилых домов и образовательных учреждений, его аварийное состояние строительных конструкций может привести к их обрушению, кровля здания не обеспечивает надлежащую изоляцию от воздействия внешних факторов. На основании изложенного просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» восстановить кровлю жилого дома по <адрес> г. Хабаровска, а также организовать проведение осмотра указанного жилого дома специализированной организацией для оценки его соответствия установленным требованиям положения.
В уточнении исковых требований просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения ремонта кровли жилого дома по <адрес>, г. Хабаровска; обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение ремонта кровли жилого дома по <адрес>, г. Хабаровска; обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение осмотра жилого дома по <адрес>, г. Хабаровска специализированной организацией для оценки его соответствия установленным требованиям положения.
В судебном заседании помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Гудыма Е.Н. заявленные требования поддержал, просит удовлетворить с учетом уточнений по вышеприведенным основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков МО РФ, ФКУ "ОСК ВВО" Ковалева О.Ю., возражала против заявленных исковых требований ссылаясь на письменный отзыв, согласно которому ОСК ВВО осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации № 454 от 13.08.2018 г. В соответствии с п. 12 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются обеспечение реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, в том числе связанной с поддержанием постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществление управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в пункте 12 Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие основные виды деятельности: поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности; организация и осуществление боевого дежурства, подготовка и проведение учений, тренировок и иных мероприятий в соответствии с утвержденными планами и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; охрана и оборона важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов; подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, а также их осуществление; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения; участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения; использование, размещение вооружения, военной техники и другого военного имущества, а также обеспечение их сохранности; участие в отражении агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесении поражения войскам (силам) агрессора, принуждении его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников; организация и осуществление всех видов боевого, материально-технического, финансового, правового, медицинского, морально-психологического обеспечения; планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд воинских частей военного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации. По смыслу действующего законодательства ответчиком по делу является сторона, которая, по мнению истца, нарушила его субъективные права, свободы и законные интересы и которую необходимо принудить к устранению допущенного нарушения. Чтобы быть надлежащей стороной в конкретном деле, необходимо быть субъектом спорного материального правоотношения. Для ответчика это означает иметь определенную, обязательственную по отношению к истцу материально-правовую связь, вытекающую из спорного материального правоотношения. В рассматриваемом деле в качестве ответчика привлечено ОСК ВВО, которое не имеет отношения к нарушенному праву, в защиту которого обратился военный прокурор, и не может выступать в качестве ответчика. Жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес> является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. На ОСК ВВО не возложено обязанности по управлению и поддержанию в надлежащем состоянии жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, ФКУ «ОСК ВВО» является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Кроме того, оснований для удовлетворения требований прокурора к МО РФ также не имеется, поскольку решение вопроса о создании межведомственной комиссии для решения вопросов о признании МКД аварийным и подлежащим сносу возложена на орган местного самоуправления. ФГКУ ДВТУИО еще в 2016 году обратилось в администрацию г.Хабаровска для решения вопроса о признании МКД аварийным, однако обращение было оставлено без рассмотрения в связи с непредоставлением заключения специализированной организации. Кроме того, ФГКУ «ДВТУИО» 9.12.2019 повторно обратилось в администрацию г.Хабаровска по данному вопросу, на дату рассмотрения данного иска указанное обращение не рассмотрено. Поскольку оценка состояния жилых помещений и МКД находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии и не зависит от проведения осмотра МКД специализированной организацией, осуществление ремонта кровли возможно только в случае принятия межведомственной комиссией решения об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а такое не принято, оснований для удовлетворения требований прокурора к МО РФ не имеется. Ответчиками в настоящее время принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на решение вопроса о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, в указанном МКД есть собственник, мнение которого по поводу требований прокурора, последним не выяснялось. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представить третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ "ДТУИО" МО РФ Ли В.А., ссылаясь на отзыв указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации (далее -Минобороны России) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием. Согласно пп. 17 п. 10 указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министр обороны России утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его центрального аппарата, положения о центральных органах военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру Минобороны России. Так, в структуре Минобороны России образованы Департамент имущественных отношений, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций и другие. Департамент имущественных отношений в соответствии с положением, утвержденным приказом Министра обороны России от 25.02.2014 № 110, осуществляет реализацию полномочий по управлению имуществом Минобороны России. Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны России являются его передача в оперативное управление и хозяйственное ведение учреждениям и предприятиям Министерства обороны. передача в казну Российской Федерации, в собственность муниципальных образований и субъектов РФ. передача в аренду и в безвозмездное пользование, а также реализация имущества. неиспользуемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Минобороны России. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил по решениям (заданиям) Министерства обороны и (или) Департамента имущественных отношений Минобороны России. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные уставом. Учреждение согласно уставу и организационно-правовой форме является казённым и находится на полном бюджетном обеспечении, при этом без наделения правом распоряжения денежными средствами и ведения коммерческой деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется на основании сметы за счет средств федерального бюджета, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии со сметой. Полномочиями по заключению государственных контрактов на проведение ремонтно-восстановительных работ учреждение не наделено, соответствующим финансированием не обеспечено. Из изложенного следует, что учреждение обеспечивает реализацию полномочий Минобороны России только в сфере учета, контроля, управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил, полномочиями по содержанию и эксплуатации имущества Вооруженных Сил учреждение не наделено. Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости <адрес> расположенная в жилом доме по адресу: г. Хабаровск, <адрес> находится в собственности П.А.П. На основании вышеизложенного просят в исковых требованиях отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Входящим № 10507 от 02.10.2019 г. зарегистрирована жалоба на имя военного прокурора Хабаровского гарнизона полковника юстиции Южакова М.Б. согласно которой, жильцы дома по <адрес> г. Хабаровска обратились с просьбой о помощи о том, что 28.09.2019 г. в их доме случился пожар, загорелся фасад, погорела крыша, пожарные разобрали огромный участок крыши. По этому поводу они обращались в военную прокуратуру, результатов нет. В данный момент дом находится частично без крыши.
Согласно сообщению № 15/8883 от 03.10.2019 помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона на имя Врио начальника ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ Матвиенко И.И. в военной прокуратуре Хабаровского гарнизона на разрешении находится обращение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, которые сообщили, что в ночь с 27 по 28 сентября 2019 года в данном доме произошел пожар. В результате чего пришла в негодность кровля дома и имеется угроза затопления квартир от атмосферных осадков.
Из переписки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона с ФГКУ «ДТУИО» МО РФ усматривается, что МКД 1910 года постройки; 8-ми квартирный, одноэтажный, площадь 265 м2; материалы стен, перекрытий, крыши деревянные; отопление печное; водоснабжение и канализация отсутствует; электрифицирован. Числится на бюджетном учете и в оперативном управлении Учреждения. С января 1960 года амортизационные исчисления прекращены, МКД имеет нулевую остаточную стоимость. Земельный участок под домом планировалось использовать под строительство третьей очереди жилого <адрес>, в 2008 году МКД планировалось снести. МКД имеет признаки аварийности. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, а подлежащим сносу или реконструкции» проводится работа по признанию его аварийным. В связи с отсутствием заключения специализированной организации межведомственная комиссия администрация г. Хабаровска не может признать его аварийным. Учреждением периодически с 2012 года направляются обращения в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, после реорганизации Отдел (далее - ОЭС и ОКУ ВВО), для заключения договора со специализированной организацией на инструментальное обследование МКД на предмет аварийности. Из-за отсутствия в Минобороне России утвержденного порядка проведения инструментального обследования жилых домов, ОЭС и ОКУ ВВО в заключение договора со специализированной организацией отказал (исх. № 66/4/5975 от 06.10.2017). Сметой расходов Министерства обороны Российской Федерации выделение Учреждению лимитов бюджетных обязательств на эти цели не предусмотрено. До настоящего времени МКД на обслуживание (эксплуатацию) ни одной из управляющих организаций не передан. В связи с наличием в доме приватизированного жилья МКД не может быть передан в управление филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу). ОЭС и ОКУ ВВО с 2011 года должен был передать МКД в управление, этого сделано не было. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ОЭС и ОКУ ВВО возложило на администрацию г. Хабаровска организацию проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. Администрация г. Хабаровска не может провести конкурс без наличия технической документации на МКД, которой в Учреждении нет. В Хабаровской КЭЧ, где ранее МКД числился на балансе, техническая документация также отсутствовала. Денежные средства на разработку технической документации Учреждению не выделялись. В ходе проведенного 04.05.2019 осмотра в МКД установлено проживание 13. человек, не имеющих или утративших связь с Минобороны России. Квартира № 4, общей площадью 32, 8 м2, находится в собственности П.А.П., запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от ДАТА №. В <адрес>, общей площадью 32,2 м2, проживают С.С.В., С.А.Б., Ш.Е.А., С.Д.А.. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по делу № за данными гражданами признано право пользования на условиях социального найма. В <адрес>, общей площадью 26,6 кв.м., проживает С.Р.А.. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА пo делу № за С.Р.А. признано право пользования на условиях социального найма. В <адрес>, общей площадью 16,3 кв.м., проживает Р.В.В. совместно с матерью. В основание проживания представлен ордер № серии № К выданный ДАТА исполнительным комитетом Кировского Совета депутатов трудящихся. В <адрес>, общей площадью 36, 3 кв.м., проживают Ф.Л.А., В.Е.В., В.С,Д.. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по делу № за данными гражданами признано право пользования на условиях социального найма вышеуказанным жилым помещением. Со слов жильцов жилого <адрес> квартирах №,6 никто не проживает. В <адрес> проживает гражданка Колесникова с гражданским мужем, документы основания для проживания не представлены. На дату осмотра указанные квартиры были закрыты. В случае непредставления документов до конца года будет принято решение о выселении гр. Колесниковой. МКД подключен к сетям электроснабжения. Отопление печное, водоснабжение и водоотведение отсутствует. Рядом с домом расположена колонка, туалет наружный выгребной. Поставку электроэнергии осуществляет Хабаровскэнергосбыт. В 2019 голу в Учреждение обращения по вопросам проживания или переселения от граждан, проживающих в МКД, не поступали. Из ФГКУ «Востокрегионжилье» поступило обращение о рассмотрении вопроса переселения гр. П.А.И., у которой жилое помещение в собственности. Переселение жильцов возможно только после признания жилого помещения или МКД аварийным и не пригодным для проживания. С целью проведения работы ш признанию МКД аварийным в ОЭС и ОКУ ВВО направлено обращение исх.№ 146/02-04/13232 от 04.10.2019. В адрес Учреждения 30.09.2019 поступило обращение от гр. С.С.В., проживающего в МКД, о помощи в восстановлении кровли жилого дома. Других обращений граждан в связи с возгоранием, экстренной эвакуации жильцов в Учреждение не поступало. В соответствии со сметой расходов Минобороны России финансирование Учреждения на проведение аварийных ремонтных работ не предусмотрено, в связи с чем на имя заместителя командующего войскам Восточного военного округа по материально - техническому обеспечению направлено обращение исх. № от ДАТА с целью обязать филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) провести частичный ремонт кровли в короткие сроки. Вместе с обращением гр. С.В.Сорокурс от заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому к Кировскому районам г. Хабаровска Главного управления МЧС по Хабаровскому краю от 30.09.2019 № 742-6-57 поступило подтверждение о факте пожара здания МКД 28.09.2019 на площади 20 м2.
Согласно индивидуальной карточке учета зданий жилой дом по <адрес> г. Хабаровска содержится на финансировании федерального бюджета, имеет сгораемый тип перекрытия, печное отопление, не подключен к системам газоснабжения, имеет электрическое освещение, естественную вентиляцию, при этом в доме отсутствуют водоснабжение, канализация, ванна и душ.
Из положения к приказу командующего войсками Восточного военного округа от 15.05.2019 г., № 198 в п. 16 усматривается, что на отделение (ремонта) возлагается: согласно плану проверок проводить контрольные обмеры объёмов и качества выполненных работ на объектах текущего ремонта; методическое руководство и координация деятельности филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» и инспекторов технического надзора территориальных отделов (отделений) по ведению текущего ремонта; контроль за качеством исполнения филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» обязательств, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом объектов военной инфраструктуры, инженерных сетей и систем, специального фонда и коммунальных сооружений, иных объектов недвижимого имущества на территории военного округа; организация и осуществление контрольно-ревизионной работы по выполнению государственных контрактов, заключенных Министром обороны (или его представителем) со специализированными сторонними организациями; подготовка предложений (заключений) по поступающим в отделение ремонта управления проектам служебных документов, разрабатываемых центральными органами военного управления Вооруженных Сил в части, касающейся текущего ремонта; проведение мероприятий по повышению квалификации должностных лиц отделения ремонта; выполнение других задач по указанию начальника управления.
Согласно сообщению № 453/2-6-57 от 14.10.2019 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска в инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска проведена проверка по сообщению, зарегистрированному в ЖРП №1075 от 30.09.2019 по факту пожара, произошедшего 28.09.2019 г. в жилом одноэтажном деревянном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, <адрес> (<адрес>). 28.09.2019 в 04 часа 38 минут на пульт диспетчера центрального пункта пожарной связи поступило сообщение о пожаре в деревянном многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, <адрес>. Из сообщения диспетчера установлено, что по вышеуказанному адресу с внешней стороны горела стена деревянного дома. В ходе проведения проверки установлено, что указанный жилой дом числится на бюджетном учете федерального казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. в связи с чем направляем вам материалы проверки по вышеуказанному происшествию для дальнейшего принятия решения.
Из акта по результатам комиссионного обследования жилого дома по <адрес>, г. Хабаровск от 09.10.2019 г. следует, что жилой <адрес> расположенный по <адрес> г. Хабаровска обладает признаками аварийности, в результате возгорания частично разрушена кровля и наружная стена указанного дома.
В силу ч.5 ст.51.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
На основании ст.7 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон), строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В соответствии со ст.11 Закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
В силу ч.1 ст.36 Закона, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 756 от 05.07.2010 ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России переименована в ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Таким образом, балансодержателем указанного жилого дома в настоящее время является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
В соответствии с п.20 Устава Учреждения основной целью деятельности ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России является организация учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управление и распоряжение имуществом.
Из инвентарной карточки учета нефинансовых активов № 00005/122 усматривается, что балансодержателем жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровска, <адрес>, является ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 08.04.2004 г. № 1476-р «о закреплении имущества за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России», право оперативного управления закреплено за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к данному распоряжению. Согласно приложения к данному распоряжению, жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес> относится к перечню имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.
Входящим № 10507 от 02.10.2019 г. зарегистрирована жалоба на имя военного прокурора Хабаровского гарнизона полковника юстиции Южакова М.Б. согласно которой, жильцы дома по <адрес> г. Хабаровска обратились с просьбой о помощи о том, что 28.09.2019 г. в их доме случился пожар, загорелся фасад, погорела крыша, пожарные разобрали огромный участок крыши. По этому поводу они обращались в военную прокуратуру, результатов нет. В данный момент дом находится частично без крыши.
Согласно сообщению № 15/8883 от 03.10.2019 помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона на имя Врио начальника ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ Матвиенко И.И. в военной прокуратуре Хабаровского гарнизона на разрешении находится обращение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, которые сообщили, что в ночь с 27 по 28 сентября 2019 года в данном доме произошел пожар. В результате чего пришла в негодность кровля дома и имеется угроза затопления квартир от атмосферных осадков.
Из акта осмотра места происшествия от 30.09.2019 г. усматривается, что был произведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Хабаровск <адрес> (Серышева 43). Осматриваемое здание представляет собой одноэтажное деревянное строение. При осмотре крыши здания обнаружено нарушение её целостности в месте, примыкающем к зоне горения. возникающее вследствие разборки конструкции крыши сотрудниками пожарной охраны при тушении пожара, термические повреждения крыши на момент осмотра отсутствуют.
Согласно акту осмотра от 5.12.2019 работы по восстановлению кровли МКД <адрес> по <адрес> в г.Хабаровске после произошедшего пожара на момент осмотра не производились, наружные несущие стены, а также оконные проемы деформированы, на фасаде здания и части крыши видны следы возгорания, часть крыши дома с признаками возгорания и деформации накрыта брезентом.
В силу п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства России от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение) в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с отсутствием заключения специализированной организации межведомственная комиссия администрация г. Хабаровска не может признать его аварийным. Учреждением периодически с 2012 года направляются обращения в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, после реорганизации Отдел (далее - ОЭС и ОКУ ВВО), для заключения договора со специализированной организацией на инструментальное обследование МКД на предмет аварийности. Из-за отсутствия в Минобороне России утвержденного порядка проведения инструментального обследования жилых домов, ОЭС и ОКУ ВВО в заключение договора со специализированной организацией было отказано.
Судом также установлено, что ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ 9.12.2019 г. (исх. № 141/6/02-07/16239 повторно обратилось в администрацию г.Хабаровска в целях решения вопроса о пригодности (непригодности) МКД № 43 для проживания и признания аварийным.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных доказательств, предоставленных военным прокурором, суд делает вывод о том, что ответчиком МО РФ как собственником и третьим лицом ФГКУ «ДВТУИО» как балансодержателем длительное время не принимались меры направленные к решению вопроса о пригодности (непригодности) МКД для проживания, признания МКД аварийным, в том числе данные действия не были приняты указанными юридическими лицами непосредственно сразу после возгорания здания МКД, что указывает на наличие обстоятельств угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также граждан, проживающих в данном здании на законных основаниях, круг которых включен в круг лиц, в чьих интересах иск подан прокурором в том числе, поскольку здание, находящееся в аварийном состоянии, расположено в центре г.Хабаровска, в непосредственной близости от жилых домов и образовательных учреждений, доступ в него третьих лиц не ограничен, а его аварийное состояние строительных конструкций может привести к их обрушению.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет неотчуждаемое право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, включающее работы по уборке, содержанию в чистоте и порядке земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и прилегающие к нему территории.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено осуществление защиты гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено в судебном заседании, Министерство обороны РФ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом, в частности МКД № по <адрес> в г. Хабаровске, (балансодержателем которого является ФГКУ "ДТУИО" МО РФ), в том числе обязано принимать меры, предусмотренные ч.1 ст.37 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", направленные на предупреждение причинения вреда населению и жителям данного жилого дома.
Вместе с тем, мер по надлежащему исполнению возложенных обязанностей ответчик Министерство обороны РФ не исполняет, что следует из представленных истцом переписки с ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, Администрацией г. Хабаровска, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, акта осмотра места происшествия от 30.09.2019, протокола осмотра места происшествия от 28.09.2019, акта обследования жилого дома от 09.10.2019, фототаблиц, тем самым, нарушая требования вышеуказанного Федерального закона, создаются предпосылки, для причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку здание, находящееся в аварийном состоянии, расположено в центре г.Хабаровска, в непосредственной близости от жилых домов и образовательных учреждений, доступ в него третьих лиц не ограничен, а его аварийное состояние строительных конструкций может привести к их обрушению.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Доказательств, препятствующих принятию мер по восстановлению кровли в здании, расположенном по <адрес> г. Хабаровска, ответчиком МО РФ не представлено. При этом доводы представителя третьего лица о правомочиях любого собственника жилых помещений МКД по принятию решения об обращении в межведомственную комиссию с вопросом о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, судом не принимаются, поскольку не могут служить основанием к освобождению ответчика от принятия предусмотренных законом мер с учетом обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, требования военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению ответчиком МО РФ.
Оснований для возложения обязанности по исполнению заявленных прокурором требований ФКУ «ОСК ВВО» суд не находит, поскольку прокурором не приведено тому доказательств, данное юридическое лицо ни собственником, ни балансодержателем здания МКД 43 не является, МО РФ функции управления данным МКД на указанного ответчика не возлагались, соглашаясь с позицией представителя ФКУ «ОСК ВВО» об отсутствии в уставных задачах учреждения таких целей и задач, об исполнении которых заявлено истцом.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, прокурор настаивал на удовлетворении требований к ответчикам МО РФ и ФКУ «ОСК ВВО», а не к балансодержателю ФГКУ «ДВТУИО».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На указанных основаниях суд считает необходимым установить срок для исполнения МО РФ возложенных обязанностей – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 № 47.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>