Дело № 2-224/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 января 2019 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Я.В. Прудниковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в интересах Шляк В. М. к Департаменту здравоохранения Приморского края и ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» о возмещении убытков,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Советского района г. Владивостока в интересах Шлях В.М. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Приморского края и ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» (ГБУЗ «ПКОД») о возложении обязанностей и возмещении убытков. В обоснование требований указал, что Шлях В.М. с 2016 года состоит под наблюдением врача-онколога ГБУЗ «ПКОД» с диагнозом: <данные изъяты>. В связи с возможностью записи на прием к лечащему врачу ГБУЗ «ПКОД» только на июнь 2018 года, с целью обследования и лечения Шлях В.М. обратилась в медицинский центр в Южной Корее, где были обнаружены метастазы и рекомендовано лечение одним из препаратов: «пазонипаб», «сорафениб» или «сунитиниб». С результатами обследования Шлях В.М. <дата> обратилась к врачу ГБУЗ «ПКОД», решением врачебного консилиума от <дата> ей было рекомендовано лечение препаратом «интерферон альфа 2». Однако, учитывая прогрессирование заболевания, пациентка приобрела за собственные средства рекомендованный корейской клиникой препарат «пазонипаб».
<дата> Шлях В.М. установлена инвалидность <данные изъяты>. В течение июня – сентября 2018 года она приобретала лекарственный препарат «Вотриент» (международное непатентованное наименование - «Пазонипаб») за собственные средства. Прокурор полагает, что по вине ответчиков Шлях В.М. не была обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом бесплатно, как это гарантировано действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на положения ст. 41 Конституции РФ, ч. 1 ст. 16, ст. 37, ч. 2 ст. 73, ч. 3, 5, 7 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст.ст. 6.1, 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи»; постановлений Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, от 01.12.2004 № 715, распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р; приказы Минздрава России от 05.05.2012 № 502н и от 20.12.2012 № 1175н, в которых регламентированы вопросы оказания медицинской помощи при лечении социально значимых заболеваний, в т.ч. при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Несмотря на наличие у Шлях В.М. онкологического заболевания, включенного в Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, при обращении 08.06.2018 к лечащему врачу ГБУЗ «ПКОД» ей не был своевременно назначен препарат таргетного ряда. Кроме того, своевременно не направлено обращение в Департамент здравоохранения с просьбой дополнительного лекарственного обеспечения противоопухолевым препаратом. Лекарственный препарат «бевацизумаб», относящийся к противоопухолевым препаратам, был назначен Шлях В.М. дополнительно к препарату «интерферон альфа» только 04.07.2018, однако рецепт на бесплатное приобретение препарата выписан не был, в связи с началом лечения препаратом «пазонипаб» пациентка продолжила курс лечения именно этим препаратом, что соответствует клиническим рекомендациям Минздрава РФ. Необходимость назначения препарата таргетного ряда подтверждена также протоколом врачебной комиссии ГБУЗ «ПКОД» от 25.09.2018 № 48 о переводе пациентки Шлях В.М. на лекарственный препарат «сунитиниб». Неадекватная тактика лечения при первоначальном обращении к лечащему врачу ГБУЗ «ПКОД» подтверждена заключением Страховой медицинской организации «Восточно-страховой альянс», куда пациент обратилась с жалобой на тактику лечения.
Кроме того, несмотря на то, что Шлях В.М. неоднократно обращалась в Департамент здравоохранения Приморского края по вопросу ненадлежащее оказанной медицинской помощи, со стороны Департамента не было принято мер к обеспечению ее необходимым лекарственным препаратом, своевременно не проведены мероприятия в рамках ведомственного контроля ГБУЗ «ПКОД», что способствовало продолжению неэффективного лечения. Вместе с тем, в соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.02.2007 № 39-па, к полномочиям указанного органа относится обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
С учетом уточненных требований прокурор просил взыскать с Департамента здравоохранения Приморского края и ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» в пользу истца денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата с действующим веществом «пазонипаб» в размере 486 400,00 рублей.
В судебном заседании прокурор просил удовлетворить исковые требования с учетом их уточнения.
Шлях В.М. в судебное заседание не явились.
В предыдущих судебных заседаниях Шлях В.М. поддерживала исковые требования, указывая, что один из рекомендованных корейской клиникой препаратов - «пазонипаб» ей пришлось покупать самой, поскольку изначально он не был назначен лечащим врачом. На приеме у врача она представила заключение корейской клиники и просила назначить один из предложенных препаратов, но ей был прописан интерферон, хотя на одном из приемов врачом было сообщено, что ее заболевание интерфероном не лечится. От госпитализации она отказалась, поскольку хотела завершить курс приема «пазонипаба», к которому уже приступила, принимала этот препарат в течение пяти месяцев, приобретая на свои средства. В настоящее время она получает лечение по региональной программе, ей назначен прием препарата «сунитиниб», который она продолжает принимать. Страховая компания, куда она обратилась, установила, что лечение интерфероном ей было выбрано неверно, неадекватно ее заболеванию.
Представитель Департамента здравоохранения РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РїРѕ доверенности Кирсанов Р.РЎ. РёСЃРє РЅРµ признал, ссылаясь РЅР° то, что лекарственные препараты закупаются РЅР° основании заявки, поданной лечебным учреждением. Р’ октябре 2018 РіРѕРґР° РІ департамент поступил протокол врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ГБУЗ «ПКОД» РѕС‚ 25.09.2018 в„– 48 Рѕ переводе пациентки Шлах Р’.Рњ. СЃ лекарственного препарата «пазонипаб» РЅР° препарат «сунитиниб», Р° также заявка РЅР° приобретение этого препарата. Заявка РЅР° приобретение препарата «пазонипаб» РІ РёСЋРЅРµ 2018 РіРѕРґР° либо позднее РѕС‚ лечебного учреждения РЅРµ поступала. Лекарственный препарат «сунитиниб» РЅРµ включен РІ перечень препаратов, подлежащих приобретению Р·Р° счет средств федерального бюджета, указанный препарат приобретен РїРѕ заявке внештатного онколога департамента Р·Р° счет средств краевого бюджета РІ пределах лимитов финансирования, его поставка осуществлена РІ полном объеме. Препарат «сунитиниб» был поставлен РІ декабре 2018 РіРѕРґР°, РЅР° данный момент пациентка Шлях Р’.Рњ. обеспечена бесплатным препаратом. Возложенные РЅР° департамент обязанности РїРѕ закупке лекарственных препаратов исполняются надлежащим образом, РІРёРЅР° РІ необеспечении истца лекарственным препаратом отсутствует, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать.
Представитель ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» по доверенности Литвинова А.С. исковые требования не признала. В обоснование возражений указала на то, что медицинская помощь была оказана истцу Шлях В.М. в соответствии с требованиями ст.ст. 16, 37, 73 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и других нормативных актов, предусматривающих порядок оказания медицинской помощи по профилю «онкология». Согласно п. 18 утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н Порядка оказания медицинской помощи по профилю «онкология» тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, решение консилиума оформляется протоколом. Злокачественные заболевания включены в перечень социально значимых заболеваний, которым лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в т.ч. за счет средств краевого бюджета в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2016 № 627-па.
Пациентка Шлях В.М. наблюдается в ГБУЗ «ПКОД» с <дата>. После очередного приема решением консилиума от 13.06.2018 ей показана иммунотерапия препаратом «интерферон альфа» с оценкой эффекта от лечения и определения дальнейшей тактики через 3 месяца. На приеме у врача 14.06.2018 пациент отказалась от приема назначенного ей препарата, а 27.06.2018 обратилась в учреждение с требованием о принятии мер по ее обеспечению препаратами: «пазонипаб», «сорафениб» или «сунитиниб», рекомендованными корейской клиникой с приложением соответствующего заключения. Решением консилиума от 04.07.2018 в дополнение к назначенному препарату «интерферон альфа» ей назначена терапия препаратом «бевацизумаб». 17.07.2018 пациентка отказалась от госпитализации, самостоятельно начала лечение препаратом «пазонипаб», хотя такой препарат ей не назначался консилиумом врачей. Заключением врачебной комиссии от 25.09.2018 с учетом незначительного клинического эффекта от лечения препаратом «пазонипаб», принято решение об его отмене и переводе пациентки на препарат «сунитиниб».
В Департамент здравоохранения Приморского края направлено письмо от 25.09.2018 № 702 с ходатайством об обеспечении пациента лекарственным препаратом за счет государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с приложением решения врачебной комиссии. Необходимость лечения пациентки препаратом «сунитиниб» была выявлена только в течение 2018 года, а заявка на этот препарат была сформирована ранее в пределах выделенных ассигнований на 2018 год без учета требований к лечению данного пациента. Указанный препарат на дату посещения врача отсутствовал в аптечной организации, поэтому не имелось оснований для выдачи рецепта. Тактика лечения истца была выбрана правильно, рекомендации врачей иностранной клиники не являются обязательными на территории РФ. Перевод истца на прием препаратов таргетного ряда был разрешен в пределах одного месяца. С учетом этого оказание Шлях В.М. медицинской помощи соответствует требованиям действующих стандартов здравоохранения, поэтому иск является необоснованным.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 4 ФЗ № 323-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья в Российской Федерации основывается на принципах, к которым, в частности относятся принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1 ст. 43 ФЗ № 323-ФЗ). Перечень таких заболеваний утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 43 ФЗ № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены организационные и правовые основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан РФ.
Статьей 6.1 ФЗ № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Часть 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ч 1).
В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Как следует из указанного Перечня, в его разделах «Категории заболеваний» названы «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р лекарственные препараты «сунитиниб», «сорафениб» и «пазонипаб» включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Статьей 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16).
Законом Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предусмотрено, что лица, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, обеспечиваются лекарственными препаратами на льготных условиях в рамках территориального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ст. 12 закона).
Дополнительные льготы для граждан, проживающих на территории Приморского края, в виде бесплатного получения лекарственных препаратов предусматривает и государственная программа Приморского края «Развитие здравоохранения Приморского края на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 397-па.
В Приморском крае полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами в соответствии с действующим законодательством, осуществляются Департаментом здравоохранения Приморского края в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением администрации края от 15.02.2007 № 39-па.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники) (п. 2 Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»).
В п. 3 вышеназванного Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н указано, что медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
Как следует из выписного эпикриза КГБУЗ «Владивостокская клиническая больница № 1», Шлях В.М. находилась на обследовании и лечении в период с 18.05.2018 по 24.05.2018, основной диагноз: <данные изъяты>. Для дальнейшего лечения пациентка направлена к онкологу в Приморский краевой онкологический диспансер.
30.05.2018 Шлях В.М. обследована в медицинском учреждении Южной Кореи (больница университета Soon Chun Hyang, г. Пучхон), где в результате обследования ей поставлен диагноз: <данные изъяты>, рекомендовано лечение препаратами «пазонипаб», «сорафениб» или «сунитиниб».
08.06.2018 истец обратилась к врачу – онкологу ГБУЗ «ПКОД». Согласно решению консилиума поликлинического отделения ГБУЗ «ПКОД» от 13.06.2018 № 3137 пациентке Шлях В.М. поставлен диагноз: <данные изъяты>. Назначена иммунотерапия препаратом «интерферон альфа».
В назначении лекарственных препаратов «пазонипаб», «сорафениб», «сунитиниб», показанных при лечении имеющегося у Шлях В.М. заболевания, ей отказано, что подтверждено указанным выше решением консилиума, а также письмом главного врача ГБУЗ «ПКОД» от 04.07.2018 № 77-гр в ответ на обращение Шлях В.М.
Актом освидетельствования ФКУ «ГБ МСРпо Приморскому краю» от 22.08.2018 № 847.3.25/2018 Шлях В.М. установлена инвалидность <данные изъяты> на срок до очередного переосвидетельствования 21.08.2019.
По жалобе истца ООО СМО «Восточно-страховой альянс» 01.08.2018 – 10.08.2018 проведена экспертиза качества оказания Шлях М.В. медицинской помощи в ГБУЗ «ПКОД».
Согласно экспертному заключению (протокол оценки качества медицинской помощи) решение консилиума поликлинического отделения ГБУЗ «ПКОД» РѕС‚ 13.06.2018 Рѕ назначении монотерапии интерфероном РЅРµ соответствует существующим рекомендациям Минздрава РїРѕ терапии метастатического светлоклеточного рака почки, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем назначение этого препарата пациентке признано неадекватным. РџСЂРё этом РІ заключении указано Рѕ целесообразности применения РїСЂРё лечении заболевания таких препаратов, как «сунитиниб», «пазонипаб», «бевацизумаб» + РРќР¤-а».
О дефектах в оказании медицинской помощи, не повлиявших на течение и исход заболевания, а именно - неадекватности назначенного 13.06.2018 лечения, сообщено истцу в письме ООО СМО «Восточно-страховой альянс» от 28.08.2018 № 2651/1.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрена экспертиза качества медицинской помощи, которая может проводиться экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (п. 7).
Сведениями об обжаловании лечебным учреждением указанного заключения страховой медицинской организации или его отмене суд не располагает.
Доводы представителей ответчиков о том, что препарат «пазонипаб» истцу в установленном порядке не назначался, лечение этим препаратом она начала самостоятельно, по мнению суда и с учетом установленных по делу данных не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее ее право на получение необходимого лекарственного препарата в порядке, указанном ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», т.е. бесплатно.
Следствием самостоятельного приобретения истцом препарата, необходимого ей по жизненно важным показаниям, явилось то обстоятельство, что препарат таргетного ряда, несмотря на наличие показаний, ей не был назначен при обращении 08.06.2018, а также решением консилиума 13.06.2018. Лечение, адекватное заболеванию, было назначено Шлях В.М. только 04.07.2018, однако не было осуществлено из-за продолжения истцом курса лечения приобретенным ею самостоятельно лекарственным препаратом с учетом рекомендаций корейской клиники. Судом не установлено данных о том, что препарат «пазонипаб», принимаемый истцом, не соответствовал рекомендациям по лечению имеющегося у нее заболевания.
Не могут быть признаны достаточно обоснованными и доводы ГБУЗ «ПКОД» о том, что на дату посещения врача не имелось оснований для выдачи рецепта на препарат «сунитиниб» в связи с его отсутствием в аптечной организации, поскольку заявка на 2018 года была сформирована без учета требований к лечению данного пациента. Ответчиком не представлено доказательств, что лечебным учреждением своевременно, т.е. при обращении истца в июне 2018 года были приняты меры для организации дополнительного лекарственного обеспечения. Более того, в сентябре 2018 года ГБУЗ «ПКОД» такие меры были приняты в интересах истца путем направления 25.09.2018 в Департамент здравоохранения ходатайства об обеспечении пациента лекарственным препаратом за счет государственных гарантий, в связи с чем такие гарантии были обеспечены в декабре 2018 года.
Таким образом, СЃСѓРґРѕРј установлено, что РІ результате действий лечебного учреждения, РЅРµ назначившего Шлях Р’.Рњ. адекватный препарат ░ґ░»░Џ ░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░Ѕ░є░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░Џ, ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░»░° ░»░░░€░µ░Ѕ░° ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░‚░Њ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░µ░№ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░Ѕ░° ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј, ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░µ░№ ░ї░ѕ ░¶░░░·░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░░░Џ░ј░░. ░’░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░µ ░Ќ░‚░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░»░° ░І░‹░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░Ѓ░‚░░ ░‚░°░є░ѕ░№ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І.
░’ ░†░µ░»░Џ░… ░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░░░»░Џ░… ░’.░њ. ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░»░° ░·░° ░Ѓ░І░ѕ░№ ░Ѓ░‡░µ░‚ 5 ░ѓ░ї░°░є░ѕ░І░ѕ░є ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░° ░«░’░ѕ░‚░Ђ░░░µ░Ѕ░‚░» ░Ѓ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░ј ░І░µ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░«░ї░°░·░ѕ░Ѕ░░░ї░°░±░», ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░… ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░ѕ░…░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░° ░‚░µ░Ђ░°░ї░░░░, ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░Ѕ░° ░Ѓ░ѓ░ј░ј░ѓ 486 400,00 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░‚░ѕ░І░°░Ђ░Ѕ░‹░ј░░ ░‡░µ░є░°░ј░░ ░ѕ░‚ 07.06.2018, ░ѕ░‚ 26.06.2018, ░ѕ░‚ 03.08, 2018, ░ѕ░‚ 30.08.2018, ░ѕ░‚ 29.09.2018.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚. 1064 ░“░љ ░І░Ђ░µ░ґ, ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░»░░░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░░»░░ ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѓ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░░░Ѕ░°, ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Ћ ░І ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Љ░µ░ј░µ ░»░░░†░ѕ░ј, ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░░░І░€░░░ј ░І░Ђ░µ░ґ. ░›░░░†░ѕ, ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░░░І░€░µ░µ ░І░Ђ░µ░ґ, ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░‚ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░І░Ђ░µ░ґ░°, ░µ░Ѓ░»░░ ░ґ░ѕ░є░°░¶░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ ░Ѕ░µ ░ї░ѕ ░µ░і░ѕ ░І░░░Ѕ░µ. ░—░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░ѕ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░░ ░ї░Ђ░░ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░І░░░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░░░‚░µ░»░Џ ░І░Ђ░µ░ґ░°.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░‚. 1082, ░Ѓ░‚. 15 ░“░љ ░ ░¤ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░░░‚ ░І ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѓ░±░‹░‚░є░ѕ░І.
░Ў░ѓ░ґ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░ї░ѕ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░»░Џ░… ░’.░њ. ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░‹ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░° ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѓ ░“░‘░Ј░— ░«░џ░љ░ћ░”░», ░є░°░є ░»░µ░‡░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ░ј░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░»░° ░»░░░€░µ░Ѕ░° ░ї░Ђ░°░І░° ░Ѕ░° ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°.
░’░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░Ѓ ░‚░µ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ░± ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░ѓ░±░‹░‚░є░ѕ░І ░Ѓ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░°░Џ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░І░░░Ѕ░° ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░І ░Ѕ░µ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░µ░№ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░°. ░џ░ѕ░Ѓ░»░µ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚ ░»░µ░‡░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░Џ░І░є░░ ░Ѕ░° ░І░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ї░°░†░░░µ░Ѕ░‚░° ░░░»░Џ░… ░’.░њ. ░І ░ї░Ђ░ѕ░і░Ђ░°░ј░ј░ѓ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░і░°░Ђ░°░Ѕ░‚░░░№ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░ј ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░‹ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░µ ░ј░µ░Ђ░‹ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░Џ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░° ░«░Ѓ░ѓ░Ѕ░░░‚░░░Ѕ░░░±░» ░Ѓ ░†░µ░»░Њ░Ћ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░Ќ░‚░░░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј ░░░Ѓ░‚░†░° ░±░µ░· ░І░·░░░ј░°░Ѕ░░░Џ ░ї░»░°░‚░‹. ░љ░°░є ░ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░░░· ░ѕ░±░Љ░Џ░Ѓ░Ѕ░µ░Ѕ░░░№ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ, ░І ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░µ ░І░Ђ░µ░ј░Џ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░І░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░° ░І ░ї░Ђ░ѕ░і░Ђ░°░ј░ј░ѓ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░і░°░Ђ░°░Ѕ░‚░░░№ ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░░░Џ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░°░ј ░ј░µ░ґ░░░†░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ї░ѕ░ј░ѕ░‰░░ ░Ѕ░° 2019 ░і░ѕ░ґ, ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░№ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░µ░№ ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 13, 194-198 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░° ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░░░»░Џ░є ░’. ░њ., ░ї░Ђ░µ░ґ░Љ░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░є ░“░‘░Ј░— ░«░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░ѕ░Ѕ░є░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░ґ░░░Ѓ░ї░°░Ѕ░Ѓ░µ░Ђ░» ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░“░‘░Ј░— ░«░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░ѕ░Ѕ░є░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░ґ░░░Ѓ░ї░°░Ѕ░Ѓ░µ░Ђ░» ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░░░»░Џ░є ░’. ░њ. 486 400,00 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░° ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░░░»░Џ░є ░’. ░њ. ░є ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѓ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░°░Џ ░ѕ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░░ ░ѓ░±░‹░‚░є░ѕ░І ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ 486 400,00 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░џ░Ђ░░░ј░ѕ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░Ў░ѕ░І░µ░‚░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і. ░’░»░°░ґ░░░І░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░є░°.
░’ ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ 04.02.2019.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№: