Дело №2-142/2021
74RS0019-01-2021-000045-97
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Касли 11 марта 2021 года
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Тимофеевой И.В.,
с участием прокурора Каслинской городской прокуратуры Кирьяновой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора, действующего в интересах Кузнецова АА, к администрации Каслинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Каслинский городской прокурор, действующий в интересах Кузнецова А.А., обратился в суд с иском к администрации Каслинского муниципального района о предоставлении Кузнецову А.А. за счет средств бюджета Челябинской области отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского муниципального района Челябинской области по месту постановки на учет, отвечающее санитарным и техническим нормам, заключить договор найма специализированных жилых помещений, свои требования обосновывая тем, что Кузнецов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках очередности на получение жилья в администрации Каслинского муниципального района. В силу ст.8 Закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. КАМ лишен родительских прав решением Каслинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. БОА лишена родительских прав решением Каслинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Каслинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Кузнецов А.А. признан оставшимся без попечения родителей, определена в организацию для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района Кузнецов А.А. состоит в Министерстве социальных отношений Челябинской области в Списке граждан по Каслинскому муниципальному району от 14 до 18 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес>. До настоящего времени Кузнецов А.А. жилым помещением не обеспечен. Каслинский городской прокурор просит обязать администрацию Каслинского муниципального района предоставить Кузнецову А.А. за счет средств бюджета <адрес> отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского <адрес> по месту постановки на учет, отвечающее санитарным и техническим нормам, заключить договор найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании прокурор Каслинской городской прокуратуры Кирьянова М.Б. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
В судебное заседание истец Кузнецов А.А. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района Черемных А.А., с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что данные требования являются неисполнимыми. В их распоряжении находится 21 неисполненное решение суда о предоставлении жилого помещения. Согласно Закона об областном бюджете на 2021-2022 г.г. определено, что в 2021 году на Каслинский муниципальный район определен лимит в размере 5 миллионов рублей. Все дети получают жилье в порядке очередности.
Представитель третьего лица - Уполномоченного органа по опеке и попечительству Управления социальной защиты населения администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерство социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, предоставили отзыв.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора Каслинской городской прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает заявленные исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч.1 ст.92 дополнена п.8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст.98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В главе 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая ст.109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
В связи с Законом Челябинской области № 447-ЗО от 31 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Челябинской области. Жилые помещения предоставляются по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с внесенными изменениями в Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Законом Челябинской области № 447-ЗО от 31 января 2013 года на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых муниципальному району на осуществление переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье». Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещенияхпризнается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - список), однократно предоставляютсяблагоустроенные жилые помещенияспециализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещенияспециализированного жилищного фонда предоставляютсялицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставленияжилой площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
Жилые помещенияспециализированного жилищного фонда предоставляютсяпо месту жительства (пребывания) детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из их числа, включенных в список.
Проживание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами их семей по договорам соцнаймалибо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, установленных Законом Челябинской области № 212-ЗО.
Право на обеспечение жилыми помещениямипо изложенным основаниям, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст.5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Кузнецов АА, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной копией паспорта гражданина РФ, № выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Челябинской области в Каслинском районе; зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.9-10).
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители несовершеннолетнего Кузнецова А.А.: отец КАМ, <данные изъяты>, и мать БОА, <данные изъяты>, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Кузнецова АА, <данные изъяты>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.61 Гражданско-процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно справке Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № состоит в Министерстве социальных отношений в Списке граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте от 18 лет и старше, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.12).
Согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социальных отношений, Кузнецов А.А., <данные изъяты>, включен в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями из их числа, по Каслинскому муниципальному району на основании ч.1 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (л.д.11).
Судом установлено, что постановлением Главы администрации <адрес> и района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Кузнецов АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан оставшимся без попечения родителей.
Установлено, что совершеннолетний Кузнецов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте от 18 лет и старше, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес> по Каслинскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, учетный №.
Согласно, представленного в материалы дела, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует сведения о правах у Кузнецова АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимости.
Частью 3 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список граждан подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Право на получение Кузнецовым А.А. специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения возникло, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Согласно ч.2 ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Положением о Порядке использования муниципального жилищного фонда в городе Касли, утвержденного решением Совета депутатов Каслинского городского поселения от 07.06.2006 года №111 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Каслинского городского поселения Челябинской области от 25 апреля 2013 года №253), норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 15 кв.м. общей площади на человека.
Поскольку Кузнецов А.А. является лицом из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления, то есть администрация Каслинского муниципального района, в связи с чем, исковые требования Каслинского городского прокурора, действующего в интересах Кузнецова А.А., подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать администрацию Каслинского муниципального района предоставить Кузнецову А.А. за счет средств бюджета Челябинской области отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения в границах Каслинского муниципального района Челябинской области по месту постановки на учет, отвечающее санитарным и техническим нормам, заключить договор найма специализированных жилых помещений.
Доводы стороны ответчика о не признании исковых требований в связи с тем, что на исполнении в администрации Каслинского муниципального района находятся иные решения суда, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку последние противоречат действующему законодательству.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, 30 <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.