Дело № 2а-320/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Гуделеве И.М.,
с участием прокурора Панчук О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шергальдина Андрея Андреевича к Елизовской территориальной избирательной комиссии, Участковой избирательной комиссии № 107 о признании действий незаконными, возложении обязанности,
,
установил:
Шергальдин А.А. обратился в суд с административным иском к Елизовской территориальной избирательной комиссии, Участковой избирательной комиссии № 107 в котором просит:
- признать действия участковой избирательной комиссии № 107, выразившиеся в проведении повторного подсчета голосов избирателей, итоги которого изложены в протоколе участковой избирательной комиссии № 107 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 4, подписанному 20.09.2021 в 15 часов 25 минут незаконными;
- возложить обязанность на участковую избирательную комиссию № 107 и Елизовскую территориальную избирательную комиссию установить итоги голосования и определить результаты выборов на основании первоначального подсчета голосов избирателей и первоначально составленного протокола о его итогах – протокола участковой избирательной комиссии № 107 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 4, подписанному 20.09.2021 в 13 часов 30 минут.
В обоснование заявленных требований Шергальдин А.А. указал, что является зарегистрированным кандидатом по избирательному округу № 4 на выборах депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвёртого созыва, состоявшихся в период с 17 по 19 сентября 2021 года.
Протоколом участковой избирательной комиссии № 107, подписанным 20.09.2021 в 13 часов 30 минут, подведены итоги голосования (определено итоговое число голосов за каждого кандидата) по избирательному округу № 4, согласно которому Шергальдин А.А. набрал необходимое количество голосов (в соотношении с другими кандидатами) для определения его в качестве избранного депутата Собрания депутатов. Вместе с тем, несколько позднее, в 15 часов 25 минут 20.09.2021 участковой избирательной комиссией № 107 подписан иной (отличающийся) от первичного протокола в части итогов голосования (определению итогового числа голосов за каждого кандидата) протокол голосования по избирательному участку № 107, на котором в правом верхнем углу указано «Повторный», согласно которому Шергальдин А.А. не выбрал необходимого количества голосов (в отношении с другими кандидатами) для определения его в качестве избранного депутата Собрания депутатов. Повторный протокол определен в качестве единственно верного (правоустанавливающего) документа, в связи с чем, Шергальдин А.А. не определен в качестве избранного депутата Собрания депутатов.
Шергальдин А.А. обратился с жалобой в Избирательную комиссию Камчатского края, Постановлением от 07.10.2021 № 68/296 в удовлетворении жалобы отказано, нарушений не установлено. Из Постановления следует, что по поступлении из участковой избирательной комиссии № 107 Первичного протокола в нем были выявлены ошибки в числовых данных, которые внесены в 13 и последующие строки протокола, а учитывая, что такие ошибки (нарушения) при составлении протокола итогов голосования не влекут сомнений в достоверности результатов волеизъявления избирателей, допущены при перенесении данных на бумажный носитель протоколов исходя из человеческого фактора в виде ошибки написания цифрового значения, был составлен Повторный протокол без проведения повторного подсчета голосов избирателей.
Шергальдин А.А. полагает, что при формировании и принятии в качестве правоустанавливающего документа Первичного протокола допущены существенные нарушения норм избирательного законодательства, которые привели к тому, что он до настоящего времени не определен в качестве избранного депутата Собрания депутатов на основании Первичного протокола, которым он в действительности является.
Так, ни ФЗ № 67-ФЗ, ни Законом Камчатского края №№ 740 не предусмотрена возможность повторного составления избирательной комиссией протокола голосования без проведения повторного подсчета голосов. Следовательно, сам факт составления (с итоговым расхождением по числу голосов по большинству из кандидатов в депутаты (в сравнении с Первичным протоколом), свидетельствует о самом факте проведения избирательной комиссией повторного подсчета голосов.
Результаты повторного подсчета голосов избирателей, отмеченные в Повторном протоколе, как и сам Повторный протокол, являются незаконными, в связи с чем, не могут и не могли повлечь за собой правовые последствия.
В судебном заседании административный истец Шергальдин А.А. не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат Царьков Д.А. в судебном заседании административные исковые требования Шергальдина А.А. поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Прочко А.В. в судебном заседании возражал по существу заявленных административным истцом требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил в иске оказать в связи с пропуском срока обращения в суд. Суду пояснил, что первоначальный протокол был оформлен в рукописном виде, однако из-за сбоя системы, при переносе сведений из рукописного протокола в электронный, была допущена ошибка. Само действие, как повторный подсчет голосов, не совершалось. Второй протокол изготавливался на основании первоначального подсчета голосов, для устранения технической ошибки. Запрета на изготовление повторного протокола для устранения технической ошибки, нет.
Представитель заинтересованных лиц Дерябина Д.А., Харитонова А.В., Дубровина Г.В. - Ершов П.Б. в судебном заседании пояснил, что требования Шергальдина А.А. удовлетворению не подлежат.
Заинтересованное лицо Кохан А.В. в судебном заседании возражал по существу заявленных административным истцом требований.
Заинтересованные лица Бартоломей А.А., Бережной В.Н., Вердиев М.Г. оглы, Глущенко В.А., Дерябин Д.А., Дубровин Г.В., Ершов С.Г., Матвеенко В.Н., Осьмушкин А.В., Федюкин А.А., Ханенко А.В., Харитонов А.В., Харитонов С.В., Яковлева Н.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, Дерябин Д.А., Ершов С.Г. просили дело рассмотреть в их отсутствие, Бережной В.И. направил в суд заявление о согласии с требования Шергальдина А.А..
Представитель Избирательной комиссии Камчатского края, проинформированный о принятии к производству административного искового заявления Шергальдина А.А. в порядке ч.1 ст. 243 КАС РФ, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что нет оснований для удовлетворения заявленных требований, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, обработка итогов голосования, порядок определения результатов выборов установлены статьями 68 - 70 Федерального закона № 67-ФЗ.
Пунктом 2 части 9 статьи 70 № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае» установлено, что окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу недействительными:
1) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае если признаны недействительными итоги голосования на части избирательных участков одномандатного (многомандатного) избирательного округа, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем одномандатном (многомандатном избирательном округе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Как следует из материалов дела, решением главы Елизовского городского поселения № 850 от 22.06.2021 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва.
Шергальдин А.А. является зарегистрированным кандидатом по избирательному округу № 4 на выборах депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва, состоявшихся с 17 по 29.09.2021.
Протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по пятимандатному избирательному округу № 4, избирательный участок № 107, подписанным 20.09.2021 в 13 часов 30 минут определены итоги голосования на указанном избирательном участке. Повторный протокол составлен 20.09.2021 в 15 часов 25 минут.
Административный истец не согласен с действиями участковой избирательной комиссии № 107 по проведению повторного подсчета голосов избирателей.
Частью 11 ст. 70 Закона Камчатского края от 19.12.2011 № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае», ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протокола об итогах голосования, поступившего из участковой избирательной комиссии, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.
Установлено, что участковой комиссией действия по повторному подсчету голосов, не проводились, окружная избирательная комиссия решение о проведении повторного подсчета голосов, не принимала.
В связи с чем, доводы представителя административного истца в той части, что составление участковой избирательной комиссией повторного протокола с расхождением по числу голосов является фактом проведения повторного подсчета голосов, не состоятельны.
07.10.2021 Елизовской территориальной избирательной комиссией рассмотрено обращение Председателя Думы Елизовского муниципального района, кандидата в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения Шергальдина А.А. в котором он просил признать выборы депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения по 4 округу недействительными.
По результатам рассмотрения обращения, Елизовской территориальной избирательной комиссией 07.10.2021 вынесено Постановление, которым обращение Шергальдина А.А. признано необоснованным.
Из указанного Постановления следует, что участковая избирательная комиссия № 7 подсчет голосов избирателей осуществляла открыто и гласно с оглашением последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами избирательной комиссии. Наблюдателям, кандидатам, их доверенными лицам была предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, был обеспечен полный обзор действий членов комиссии. Более того, присутствующие при подсчете лица имели возможность самостоятельно вести записи итогов подсчета голосов избирателей. Вместе с тем, по поступлении из участковой избирательной комиссии № 107 протокола итогов голосования были выявлены ошибки в числовых данных, которые внесены в 13 и последующие строки протокола. Учитывая, что допущенные участковой комиссией нарушения при составлении протокола итогов голосования не влекут сомнений в достоверности результатов волеизъявления избирателей, ошибка, допущенная при перенесении данных на бумажный носитель протокола носит исключительно характер человеческого фактора в виде ошибки написания цифрового значения. Жалоб и заявлений от участников подсчета голосов избирателей не поступало, подсчет голосов проведен максимально открыто, гласно и прозрачно, окружная избирательная комиссия правом для проведения повторного подсчета голосов соответственно не воспользовалась. Голосование на выборах депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения проводилось на 16 избирательных участках. Итоги голосования на всех избирательных участках являются действительными, в установленном законом порядке недействительными не признаны. Следовательно, указанное Шергальдиным А.А. основание для признания результатов выборов по 4 избирательному округу недействительным являться не может. Решение участковой избирательной комиссии № 107 принято 20.09.2021, таким образом, 10-дневный срок истекает 30.09.2021. Таким образом, у Елизовской территориальной избирательной комиссии отсутствуют правовые основания для принятия решения о повторном подсчете голосов, для признания результатов выборов недействительными.
Часть 15 статьи 239 КАС РФ во взаимосвязи с частью 16 статьи 239 КАС РФ и статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ определяют основания для отмены решения об итогах голосования.
Частью 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Частью 2 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Согласно ч. 3 ст. 78 Федерального закона № 67-ФЗ заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
В силу ч. 2 ст. 92 КАС РФ сроки по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса исчисляемые днями, включаются календарными днями.
Согласно части 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Оспариваемые административным истцом действия избирательной комиссии № 107, выразившиеся в проведении повторного подсчета голосов избирателей, оформленные протоколом от 20.09.2021, фактически свидетельствуют об оспаривании Шергальдиным А.А. итогов голосования, которые в соответствии со ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливаются протоколом участковой избирательной комиссии на соответствующем избирательном участке, в связи с чем, срок подачи административного искового заявления, по заявленным истцом требованиям регламентирован ч. 2 ст. 240 КАС РФ и составляет 10 дней.
Протокол административным ответчиком подписан 20.09.2021, административное исковое заявление Шергальдина А.А. поступило в суд 09.12.2021, то есть по истечении установленного ч. 2 ст. 240 КАС РФ срока, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы представителя административного истца в той части, что Шергальдин А.А. не пропустил срок обращения в суд, поскольку требований об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования он не заявляет, а оспаривает только действия участковой избирательной комиссии, срок оспаривания которых подпадает под ч. 1 ст. 240 КАС РФ и составляет три месяца, не состоятельны и основаны на неправильном толковании норм права.
Разрешая возникший спор по существу, суд, проанализировав положения Федерального закона № 67-ФЗ, исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить волю избирателей и привели к искажению результатов голосования, не имеется, а должностные лица избирательной комиссии действовали в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 107 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 107, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 107 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4, ░░░░░░░░░░░░ 20.09.2021 ░ 15 ░░░░░ 25 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░