Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2316/2023 ~ М-940/2023 от 10.02.2023

Дело № 10RS0011-01-2023-001737-84(2а- 2316/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2023 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чирковой Елены Васильевны к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия об оспаривании решения, понуждению к совершению действий,

установил:

Чиркова Е.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ее семья является многодетной, 15.12.2022 она обратилась в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее МТУ Росимущества) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м, образуемого из земель кадастрового квартала №, в целях его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия». Письмом МТУ Росимущества от 23.12.2022 №51-ДЕ-08/11406 Чирковой Е.В. отказано в удовлетворении заявления. Полагая, что решением административного ответчика были нарушены ее права, административный истец просил суд признать незаконным решение МТУ Росимущества от 23.12.2022, а также обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца.

В судебное заседание стороны не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статье 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Таким случаем является, в том числе, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа. Такое предоставление осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с предоставленными полномочиями орган законодательной власти Республики Карелия принял Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».

Указанным законом определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

Правоотношения по предоставлению истцу земельного участка урегулированы Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что семья административного истца является многодетной.

15.12.2022 истица обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м, образуемого из земель кадастрового квартала №, в целях его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».

Письмом от 23.12.2022 №51-ДЕ-08/11406 МТУ Росимущества отказало в удовлетворении заявления Чирковой Е.В. по причине того, что МТУ Росимущества не является тем органом государственной власти, который предоставляет земельные участки бесплатно в собственность гражданам данной категории.

Из оспариваемого решения также следует, что испрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам (землям), государственная собственность на которые не разграничена, так как был переведен из категории «Земли лесного фонда» на основании Решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 № 29/9-108 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» в категорию «Земли населенных пунктов», после включения земель лесного фонда в границы территории Петрозаводского городского округа, права Российской Федерации на данные земли остаются неизменными. В настоящее время МТУ Росимущества проводится работа по установлению местоположения границ федеральных земельных участков, вошедших в территорию Петрозаводского городского округа в 2022 году. После завершения данных мероприятий и внесения изменений Администрацией Петрозаводского городского округа в правила землепользования и застройки города Петрозаводска МТУ Росимущества рассмотрит вопрос о вовлечении указанных земельных участков в хозяйственный оборот.

Не согласившись с действиями административного ответчика, административный истец обратилась в суд с настоящим административным заявлением.

Разрешая данный спор, суд приходит к следующему.

Формально оспариваемое решение соответствует требованиям закона, оно вынесено полномочным должностным лицом – руководителем МТУ Росимущества, оформлено в установленной законом форме и срок.

Как установлено судом, Генеральным планом города Петрозаводска, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета XX сессии XXVI созыва от 11.07.2008 № XXVI/XX-361, в границы города Петрозаводска были включены земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе в ряде кварталов Пригородного лесничества (по лесоустройству) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, в том числе и испрашиваемый административным истцом земельный участок.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 № 75-КП6-5 Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» признан недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1,3,4,9, 24-26. 32-36, 49, 50, 109-111, 113-120, 123-131, 134, 138-141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201-203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67-70, 78-80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия.

Согласно карте функциональных зон Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Генеральный план) (в ред. утверждённой Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки. односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (ЖД).

В соответствии с выкопировкой из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (далее - Правила), утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) (зона Жип).

Законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).

В настоящее время Администрацией проводятся работы по приведению в соответствие с Генеральным планом Правил, ориентировочный срок окончания которых - конец 2023 года.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем в силу п. 2 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Таким образом, несмотря на включение в границы Петрозаводского городского округа испрашиваемого земельного участка и изменение его категории с категории земель лесного фонда на категорию земель населенных пунктов право федеральной собственности на указанный земельный участок не изменилось.

Помимо этого суд учитывает действие положений ст. 36 ч. 6.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.

Согласно статье 116 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.

Таким образом, поскольку после внесения изменений в Генплан Петрозаводского городского округа градостроительные регламенты в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, и до разрешения ответчиком заявления истца установлены не были, испрашиваемый участок не мог быть предоставлен, поскольку он не может быть использован в соответствии с заявленной целью его предоставления.

Фактически решение ответчика не нарушает прав истца, поскольку схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка не может быть утверждена, так как образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости (статья 11.9 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

При таких обстоятельствах, с учетом установленных судом обстоятельств, требования административного истца по признанию незаконным решения МТУ Росимущества от 23.12.2022 удовлетворению не подлежат, соответственно в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 360 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.03.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2316/2023 ~ М-940/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чиркова Елена Васильевна
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (МТУ Росимущества в Мурманской обл. и РК)
Другие
Смирнова Ольга Сергеевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Федеральное агентство лесного хозяйства
администрация Петрозаводского городского округа
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.02.2023Регистрация административного искового заявления
10.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2023Дело оформлено
24.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее